Благодаря успешному запуску SpaceX Crew Dragon, НАСА теперь может снова отправлять астронавтов из США, а появление нового перевозчика означает, что будущее Международной космической станции изменится.
Какое будущее ждет МКС после исторического запуска SpaceX
NASA

Началась новая эра полетов человека в космос — на борту космических кораблей частных компаний. Каким станет трафик на космическую станцию, когда SpaceX и другой партнер НАСА, Boeing, начнут регулярную отправку людей на МКС.

После завершения программы «Спейс шаттл» в 2011 году НАСА для отправки людей на орбиту пользовалась услугами «Роскосмоса». Россия за это получала оплату: одно место в российской капсуле «Союз» стоило более 80 миллионов долларов.

Теперь НАСА может не пользоваться услугами «Роскосмоса». Но глава НАСА Джим Бриденстайн сказал, что у него были переговоры с Дмитрием Рогозином касательно того, чтобы отправлять российских космонавтов на коммерческом корабле, а также продолжать полеты американских астронавтов на корабле «Союз».

Так или иначе, Россия теряет основной источник доходов в космической отрасли. В этом году бюджет «Роскосмоса» составляет около 176 миллиардов рублей, как сообщило ТАСС, что примерно в 10 раз меньше суммы бюджета НАСА (22,6 млрд долларов). При этом, согласно данным CSIS, продажа мест в «Союзах» составляла 17% бюджета «Роскосмоса» — почти 30 млрд рублей. Следовательно, количество полетов «Созов» существенно сократится. «Роскосмос» уже отменил все полеты в июне.

«У них есть технология, но они будут пользоваться ею все меньше и меньше», — говорит директор проекта по аэрокосмической безопасности в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) Тодд Харрисон.

Напомним, что свой пассажирский космический корабль разрабатывают и в компании Boeing. Он получил название CST-100 Starliner. Пока же единственной частной компанией, отправляющей астронавтов на МКС, будет оставаться SpaceX.

Но как только Boeing закончит работу, в распоряжении людей будут три космических корабля, способных доставить астронавтов на станцию.

Таким образом, летать в космос и на МКС смогут и частные лица, которым SpaceX и Boeing будут продавать места на своих кораблях. То есть МКС станет доступной и для коммерческого использования, что раньше было невозможно.

SpaceX уже объявила о своих планах заняться космическим туризмом, отправляя на орбиту группы людей до четырех человек. Также планируется отправить частных лиц на МКС — уже в следующем году, и сотрудничество с компании Axiom, которая планирует построить свою собственную космическую станцию в 2024 году. А еще Том Круз полетит в космос на Crew Dragon для съемок фильма.

Но многое зависит от стоимости полетов. Харрисон утверждает, что цена имеет большое значение для коммерциализации МКС — частных исследований и туризма. Одно место в SpaceX Crew Dragon оценивается в сумму около 55 миллионов долларов, а одно место в Boeing Starliner — в 90 миллионов долларов. SpaceX дешевле, но стоимость все еще слишком высока.

Как только SpaceX и Boeing начнут регулярно отправлять людей в космос, мы увидим, насколько высок спрос на подобную услугу, и то, насколько жизнеспособна данная бизнес-идея.