Многие мечтали о вертолетах, сравнимых по надежности и цене с автомобилями, но сделать такой вертолет смог только один человек. Имя ему — Фрэнк Робинсон.

Хотя вертолет Робинсона стоит дороже автомобиля, он поможет сохранить немало нервов: пробки ему не страшны

Американская легенда гласит, что свой первый вертолет Фрэнк Робинсон собрал, как это водится в США, в собственном гараже. Но оставим легенды в стороне. В 1973 году инженер Hughes Helicopter Company Фрэнк Робинсон изложил руководству проект маленького дешевого вертолета по цене обычного легкового автомобиля. Своей идеей он делился не впервые и всякий раз слышал те же доводы — такой вертолет за такие деньги не создать, к тому же он будет ненадежным и на него не будет спроса. Фрэнк, отработавший до этого почти 20 лет в вертолетостроительной индустрии, устал уговаривать работодателей, покинул «Хьюз» и основал Robinson Helicopter Company (RHC). Спустя пару лет, в августе 1975 года, первый двухместный вертолет Робинсона R22 отправился в свой первый полет, а в марте 1979 года поступил в продажу по базовой цене всего $40 000! Десятилетие спустя в небо поднялся уже полноценный летающий автомобиль — четырехместный R44.

Надежность

Вертолеты Робинсона удивительно просты, надежны и удобны. «Сердце» у них поршневое — оппозитные двигатели Lycoming, выпускаемые уже более полувека. Объемный 6-цилиндровый 5,4-литровый бензиновый двигатель R44 выдает всего 260 л.с. Сделано это неслучайно — у такого двигателя фантастический ресурс и надежность. Двигатель в «Робинсонах» расположен позади салона, и это неспроста: при аварийной посадке он уходит в землю позади экипажа. О том, что происходит в таких ситуациях с экипажем небольших вертолетов Миля, где двигатель стоит прямо над кабиной, думать не хочется. Безопасности вертолетов, пилотировать которые призваны в основном не профессионалы, а любители, у Робинсона подчинено все. При жесткой посадке первую нагрузку берут на себя стойки лыж и элементы каркаса, далее в дело вступают сиденья экипажа с энергопоглощающим коробчатым каркасом. Падение с нескольких десятков метров экипаж переживет без особых травм, ну а мягко приземлиться с неработающим двигателем помогает планирование на авторотации. Заботой о безопасности обусловлено появление в «Робинсонах» и необычно высокой втулки несущего винта — сам винт при этом всегда выше человеческого роста, и пассажиры могут безопасно покидать или садиться в вертолет при работающем двигателе.

По простоте управления «Робинсон» может поспорить с любым автомобилем, да и заводится он, как автомобиль, ключом. Низкочастотный звук работающего двигателя напоминает урчание мощного грузовика, что для вертолета очень необычно. Левая рука пилота постоянно лежит на рукоятке «шаг-газ». Поворотом рукоятки мы можем изменять частоту оборотов несущего винта, но в полете она должна оставаться постоянной. Делать это помогает автомат поддержания оборотов, его тумблер включения прячется в торце рукоятки. В 2004 году Фрэнк Робинсон продал 640 новых вертолетов — больше, чем все производители США вместе взятые. Всего же он поставил более 6000 вертолетов R22 и R44. Бывшие работодатели над ним давно не смеются, а подумывают: может, действительно Робинсон был прав, утверждая, что вертолеты скоро заменят легковые автомобили?

Вертолеты для тест-драйва предоставлены компанией «Авиамаркет».

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2006).