Самолет, который так и не пришел: A380F

Историю одного из самых выдающихся гражданских лайнеров иначе как драмой и не назвать. Airbus 380 – двухпалубный суперджамбо, который, по крайней мере теоретически, мог взять на борт более 800 человек, уходит навсегда всего через 16 лет после своего первого полета. Конечно, какое-то время 380-е еще будут подниматься в небо, но уже сейчас авиакомпания Air France (напомним: A380 собираются во французской Тулузе) объявила о том, что уже в 2022 г. спишет весь свой парк гигантских лайнеров, составляющий десять штук. Виной всему экономическая конъюнктура: авиакомпании больше не заинтересованы в дальнемагистральном самолете сверхбольшой вместимости, им требуются более гибкие варианты.
Самолет, который так и не пришел: A380F

Но вспомним: в свое время Airbus анонсировал не только сверхвместительный лайнер, но и спроектированный на его основе грузовой самолет A380F. Почему же он так и не появился на свет? Ведь основной конкурент Boeing выпустил в параллель европейскому монстру не только модернизированную версию Boeing747-8, но и грузовой вариант Boeing 747-F8. До этого выпускался популярный «фрайтер» 747-400F. Существует также грузовой вариант «трех семерок» — Boeing-777F. Казалось бы, A380F мог бы иметь хорошие перспективы для завоевания рынка грузовых авиаперевозок. Но этого не случилось. На сайте Airbus грузовой самолет предлагался до 2013 года, но потом информация о нем исчезла. Вместе со спросом со стороны потенциальных клиентов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причины тому были разные. Отчасти субъективные, но главным образом объективные. К субъективным причинам можно отнести задержки со сроками. Приоритетом шла пассажирская версия, но сроки начала ее коммерческой эксплуатации все переносились, и стало понятно, что с грузовой моделью дело затянется еще сильнее. Заинтересовавшиеся суперфрайтером компании, прежде всего, почтовые службы, которые хотели бы заменить свой старый парк «боингов» на новинку, стали снимать свои заказы.

Самолет
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Говоря об объективных причинах, можно сразу заметить, что далеко не всякий пассажирский самолет можно превратить в грузовой, просто вынув кресла. A380 был сконструирован таким образом, что если все его внутренние объемы заполнить карго, то, скорее всего, общий вес груза превысит 150 тонн полезной нагрузки. Если же загрузить машину в пределах установленной грузоподъемности, придется возить воздух, а это с учетом немалого веса самого самолета не очень рентабельно.

В целом, хоть потенциальный грузовик от Airbus мог бы возить несколько больше груза на несколько большее расстояние, чем Boeing 747-8F, с учетом стоимости самой машины и эксплуатационных расходов, «европеец» проигрывал бы «американцу». Можно упомянуть и не столь значительные, но важные факторы: грузовики от Boeing всегда оснащались поднимающимся носом для загрузки крупногабаритных предметов, а в A380F такого не предполагалось. Возник бы и вопрос о прочности второй палубы, рассчитанной на вес пассажиров, но не тяжелых грузов. В общем, грузового A380F мировая авиация так и не дождалась.