Необычный футуристичный внешний вид концепта, изображения инопланетных интерьеров, а также информация о том, что в движение 112-метровую Aqua будет приводить водородно-электрическая силовая установка… все бы хорошо, но спустя некоторое время представители Билла Гейтса с негодованием опровергли информацию о его связи с проектом. Но, как говорится, шумиха удалась и осадок остался — в яхтенной индустрии вновь вспомнили о водородной энергетике.

Назад в будущее

Не менее головокружительный концепт 175-метровой суперяхты Acionna с водородной силовой установкой представил еще летом 2018 года британский дизайнер Энди Во. Его судно, помимо многих интересных решений на борту и экстерьера, также должно было свести к нулю вред, наносимый окружающей среде — один из главных аргументов сторонников использования водорода. Время от времени появлялись и другие «водородные» концепты суперяхт.

Концепция суперяхты Acionna с водородной силовой установкой Концепция суперяхты Acionna с водородной силовой установкой

Справедливости ради надо сказать, что то, что для многих представляется технологией будущего, на самом деле уже имеет реальное воплощение. Активные работы, связанные с «приручением» водорода, начались еще в начале 2000-ых годов и за двадцать лет удалось добиться того, что по каналам Амстердама и рекам некоторых немецких городов уже ходят прототипы речных трамвайчиков и прогулочных катеров с водородно-электрическими силовыми установками.

Продолжает свою миссию и катамаран Energy Observer, одна из задач которого на деле проверить состоятельность идеи получения и использования водорода, полученного из морской воды. Правда, при этом команда катамарана не скрывает, что Energy Observer работает на трех источниках возобновляемой энергии: основную часть энергии, около 52%, получает от солнца, около 42% - ветер и только 6% приходится на долю водорода. Последний используется лишь в том случае, когда не хватает энергии от других источников, то есть говорить о возможности его использования на суперяхтах пока преждевременно.

Катамаран Energy Observer Катамаран Energy Observer

Битва технологий

Яхтенная индустрия куда более консервативна, чем автомобильная, но во многом следует за ней по пятам. Куда более мощные, финансово-обеспеченные и передовые автопроизводители уже освоили выпуск не только прототипов, но и серийных легковых автомобилей на водороде или водородных топливных ячейках. Подобные модели есть у многих популярных производителей люксовых автомобилей, но если суммировать полученный ими опыт, то оказывается, что эти авто не только стоят, но и обходятся в обслуживании куда дороже своих бензиново-дизельных аналогов.

Столь важную для некоторых суперяхтенных владельцев «экологическую индульгенцию» проще «купить» благодаря использованию более понятных и опробованных в деле гибридных дизель-электрических силовых установок. Они позволяют сократить как вредные выбросы, так и какое-то время обходиться за счет накопленной электроэнергии.

«Довольно много компаний выпускают электрические катера и тендеры для суперяхт, работающие от аккумуляторов, но еще ни одна верфь не взялась за строительство суперяхты, силовая установка которой использовала бы водород, — комментирует Виктор Мартынов, совладелец компании Belgravia Yachts. — Дело в том, что технологии использования водорода в суперяхтенной индустрии все еще находятся на стадии разработки. Пока лишь несколько компаний верят в этот путь развития и не теряют надежды, что смогут убедить верфи в эффективности использования водорода на борту».

Невозможное возможно?

Существует более десятка технологий, базирующихся на использовании водорода. Большинство из-за сложности, вредных выбросов и низкой энергоэффективности вряд ли найдут применение в суперяхтенной индустрии, но есть и те, что считаются перспективными. Например, технология преобразования водорода в электроэнергию при помощи протонообменных мембранных топливных элементов. Генерируемая энергия питает силовую установку, вспомогательные системы и системы жизнеобеспечения яхты, а сжиженный водород хранится при низких температурах в вакуумных изолированных резервуарах.

Хранение сжиженного водорода в резервуарах Хранение сжиженного водорода в резервуарах

Схожая технология как раз и была предложена для концепта Aqua, причем ее проработкой занималась компания Lateral Naval Architects, плодотворно сотрудничающая с известной голландской верфью Oceanco и принимавшая участие в работе над такими знаковыми суперяхтами, как Bravo Eugenia, Jubilee и Black Pearl.

По сути, это означает, что водородные силовые установки рано списывать со счетов и они будоражат умы не только дизайнеров и энтузиастов, но и серьезные компании, которые способны, взвесив все за и против, оценить их преимущество. Они действительно есть, ведь помимо того, что водород считается «зеленым» видом топлива, это еще и самый энергоемкий вид топлива (согласно исследованиям, термодинамическая эффективность водорода более 60% против 20−25% у бензина).

«Чем больше будет производиться водородного топлива, тем ниже будет его стоимость и, соответственно, выше привлекательность для владельцев суперяхт», — дополняет Виктор Мартынов из Belgravia Yachts. — Для того, чтобы первая полностью «водородная» суперяхта коснулась воды, верфям придется поискать того, кто решит вложить неприлично много в этот стартап — Заказчика.

Опыт проекта-катамарана Energy Observer позволяет надеяться, что водород в скором времени научатся получать прямо из морской воды, а если водородная энергетика получит развитие, то специализированные заправочные станции можно будет увидеть и в крупных портах.