Если вдруг в клубе, где выступает рок-группа, на сцене выключится электричество, то большинство музыкантов окажется не у дел. Наступит звездный час барабанщика! Он должен выдать такое соло, чтобы зрители не скучали вплоть до того момента, когда электрики устранят неисправность. Тогда концерт будет спасен!
Сергей Иванов

Первыми, кто догадался объединить барабаны в ударную установку, были те, кто придумал джаз и блюз — чернокожие жители Америки
Классический состав ударной установки
Схема расположения микрофонов, снимающих звук ударной установки
Стандартной ударной установкой считается комплект из пяти барабанов, хай-хэта и двух тарелок. Несмотря на громкий звук барабанов, даже в небольших помещениях ударная установка должна «подзвучиваться». Звук барабанов снимается микрофонами и доходит до слушателей через усилители и акустические системы
Состав ударной установки может расширяться до пределов, которые каждый барабанщик считает для себя разумными. Особенно это касается «железа» — его много, и на любой вкус

В армейском оркестре один музыкант бьет колотушкой в большой («турецкий») барабан, другой — палочками выбивает дробь на малом («пионерском»). У третьего в руках тарелки, и в патетических моментах вальсов и маршей он бьет одной о другую… В рок-группах и джазовых ансамблях ударные инструменты, как правило, находятся в подчинении у одного человека.

Ударник всегда сидит на заднем плане. Может быть поэтому люди этой музыкальной профессии чаще всего лишены чрезмерных амбиций и не корчат из себя звезд. Даже ударники великих групп, которые де-факто звездами являются. Кто был самым скромным из Beatles? Правильно, Ринго Старр. А из Rolling Stones? Пожалуй, тоже барабанщик — Чарли Уоттс. Между тем роль ударника в небольшом музыкальном рок-коллективе всегда является определяющей, особенно на живых концертах. Успех студийной записи зависит от многих факторов — от мастерства всех музыкантов, от оригинальности музыкального материала, содержательности текстов, манеры исполнения вокалиста, «хитовости» песен… Успех рок-концерта определяется прежде всего тем, насколько хорошо «качает драйв» ритм-секция: ударник и бас-гитарист. Причем если человек за барабанами играет неровно или коряво — группу не спасут ни виртуозные гитарные запилы, ни проникновенный вокал. Задача того скромного парня (а иногда и девушки), что скрывается за грудой ярко раскрашенных барабанов и завлекательно блестящих тарелок — не просто отбивать ритм, которому следуют остальные. Он тоже музыкант, он не стучит, а играет. Его многоликий и многосоставный инструмент называется ударной установкой.

И ноги, и руки

Стандартной ударной установкой считается комплект из пяти барабанов и дополняющего их «железа» (тарелок). Самый большой барабан — бас-бочка. В отличие от всех остальных он стоит на полу горизонтально и его фронтальный пластик обращен к зрителям. Андрей Макаревич вспоминал, что, будучи школьником, он авторитетно заявил приятелю: дескать, большой барабан хорош для написания на переднем пластике названия группы, но попадать по нему палочкой наверняка очень неудобно. Будущий мэтр отечественной рок-сцены был поражен, когда узнал, что на бочке играют с помощью специальной педали с колотушкой.

На бочке сверху на кронштейнах крепятся два других барабана — том-томы или просто томы. Еще один том, самый большой, стоит рядом на полу на ножках. И наконец, на специальной стойке под левой рукой ударника находится самый маленький, но при этом самый важный барабан — малый, он же рабочий или ведущий. Еще левее малого барабана располагается конструкция из двух тарелочек, стойки и педали — хай-хэт (можно говорить просто — хэт). Нажимая на педаль, барабанщик заставляет тарелки стучать друг об друга. Правда, этот прием применяется не очень часто — гораздо чаще на хэте просто играют палочкой. Причем с помощью педали его можно закрыть (тарелки прижаты друг к другу, звук сухой и отрывистый) или открыть (тарелки звучат дольше). Кроме хай-хэта в стандартном наборе ударных есть еще и пара одиночных тарелок на стойках. Как правило, слева располагается тарелка меньшего диаметра (крэш) с отрывистым звуком, а справа — большего (райд) с более глубоким и продолжительным звуком.

Итак, представьте себе самый примитивный стандартный роковый ритм. Правая нога барабанщика отбивает сильные доли педалью бочки, левая занята педалью хэта, левая рука выстукивает слабые доли на малом барабане, а правая — стучит по хэту и на слабые, и на сильные доли, а также между ними! А ведь это просто ритм, без сбивок, брейков и сольных вставок! Воистину перед нами настоящий ударник музыкального труда…

Состав ударной установки может расширяться до пределов, которые каждый барабанщик считает для себя разумными. Особенно это касается «железа» — его много и на любой вкус. Есть промежуточные тарелки крэш-райд, есть «акцентные» с резким и ярким звуком — сплэш и чайна. В каталоге только самой популярной «тарелочной» фирмы Zildjian — более 650 моделей. А ведь у нее еще и масса конкурентов! В общем, есть из чего выбрать — главное, чтобы музыкант сам представлял, что же ему, собственно, нужно. Можно добавить и дополнительные томы, а также различные мелкие ударные инструменты (если в группе нет специального перкуссиониста, играющего на них). Барабанщики, играющие в тяжелых стилях, могут укомплектовать свою установку двумя бочками.

Впрочем, возможны и иные отклонения от стандарта — в сторону минимализма. Барабанщик «Кино» Густав Гурьянов в пору наивысшего успеха группы играл на эрзац-установке, в которой было всего два барабана — бочка и малый. Виктор Цой считал стильным, если ударник играет стоя, а это возможно только в минимальной конфигурации установки. Впрочем, музыкальный материал группы не ставил перед ударными иных задач, кроме поддержания ритма, а многие свои альбомы «киношники» вообще записывали при помощи ритм-компьютера.

А вот барабанщику ансамбля Def Leppard Рику Аллену приходилось играть довольно сложную музыку. И тем не менее, когда он потерял в катастрофе правую руку, его товарищи решили не брать нового ударника. Аллен сам сконструировал приспособления, обеспечивавшие «ножной привод» к тем инструментам, на которых он играл потерянной рукой. Как оказалось, мужественный музыкант в состоянии играть и с одной рукой — и играет до сих пор!

Даю установку!

Понятно, что история барабанов восходит к заре человечества. А вот кто догадался объединять их в ударную установку? Те же, кто придумал джаз и блюз, — чернокожие жители Америки. Со своим набором экспериментировал каждый музыкант, находки становились общим достоянием, а мастера-изготовители совершенствовали сами барабаны.

Ударная установка в ее нынешнем виде сложилась в послевоенное время в результате трех изобретений — педали для бас-бочки, хай-хэта и синтетического материала для мембран. Известен точный год разработки оптимальной конструкции педали, нажимая на которую, барабанщик заставляет колотушку стучать по бочке. В 1909 году ее создал Уильям Людвиг — и с тех пор ее устройство в принципе не менялось вплоть до появления «металлической» музыки и предназначенной для нее педали-кардана (о которой мы еще поговорим). К 30-м годам появился и хай-хэт, в целом аналогичный нынешнему (до этого ударники пользовались парой тарелок на одной стойке, которые жестко закреплены относительно друг друга). Так фактически сложился нынешний состав установки — правда, долгие десятилетия барабанщики ограничивались всего лишь одним томом. Последний «прорыв» на ударном фронте был связан с отказом от кожи в качестве материала для барабанных мембран. Сейчас она используется только на разнообразных этнических барабанах, а мембраны в обиходе музыканты называют «пластиками», в полном соответствии с их материалом. После того как в 50-х годах мембраны научились делать из пластика, за кожу еще некоторое время цеплялись «традиционалисты» из джазовых оркестров. А вот пионеры зарождавшейся рок-музыки сразу оценили новый материал, обеспечивавший недостижимую ранее стабильность музыкальных характеристик. Кожа сильно меняла звук при перемене степени влажности в помещении или других обстоятельств.

Эволюция музыки шла параллельно с уточнением состава установки. Уже несколько десятилетий барабанщики пользуются тремя томами, дающими звук разной высоты. Совершенствуются и сами инструменты. Они становятся более прочными, (что немаловажно, учитывая то, каким именно образом на них играют), а также более удобными и более музыкальными. Да-да, музыкальность — важнейшая характеристика барабанов и «железа». Они не шум и не стук производят на свет, на них играют музыку! Поэтому качество изготовления барабанов ничуть не менее важно, чем качество гитар, усилителей или микрофона. А в том, что плохие барабаны очень сильно отличаются от хороших, автор этих строк смог убедиться на своем личном опыте.

Это тоже инструмент

В раннеперестроечные времена поток качественных инструментов еще не хлынул на российские просторы. И вот на репетиционную базу ансамбля, в котором я тогда играл, мы привезли из магазина новенькую установку советского производства, сделанную в городе Энгельсе. Причем мы тогда уже отлично представляли себе, что гитара «Урал» для музыки непригодна, а клавишные инструменты «Юность» и «Электроника» издают совсем не те звуки, которые от них хотелось бы услышать. Но барабаны-то! Стучи и стучи. Да, выглядели наши барабаны совсем как настоящие — и приятно поражали большим количеством необязательных «прибамбасов». Кроме обычного набора ударных, была еще пара маленьких барабанчиков-бонгов, а также маракасы и прочие погремушки. Малых барабанов было аж два, на выбор — деревянный и металлический. Довершал картину трогательный оркестровый треугольник с металлической палочкой для игры на нем. Как оказалось, только треугольник в этом комплекте и был в состоянии издавать более-менее музыкальный звук.

Дальше начались мучения. С бочки сняли фронтальный пластик, обнажив барабанное нутро из суковатой фанеры, и положили внутрь несколько снятых с окон штор. Только так обеспечивался более-менее глухой звук, характерный для бочки. О том, что оба малых барабана для игры непригодны, наш ударник знал заранее, заменив их инструментом чехословацкого производства. А вот заставить звучать томы он надеялся еще долго, избавляя их от отвратительных вибрирующих призвуков с помощью скотча и поролона.

Но из «Жигулей» никогда не сделаешь «Мерседеса». У «Энгельса» было только одно неоспоримое достоинство — установка быстро ломалась, вынуждая барабанщика искать что-то другое.

К счастью, теперь в магазинах достаточно качественных инструментов, дающих хороший звук. Что звучит в барабане? Прежде всего дерево — следовательно, оно должно быть качественным. Удар палочки (или колотушки) по пластику, закрепленному металлическим ободом, передается на деревянную часть, которая своей вибрацией и создает нужный звук. Сейчас самым удачным деревом для барабанов считается клен, хотя еще некоторое время назад были популярны березовые барабаны. Впрочем, дерево применяют самое разное — так, фирма Ludwig использует филиппинское красное дерево и можжевельник. Экспериментируют с барабанами из акрила — их даже использовали Led Zeppelin. Чем тоньше согнутый кольцом лист дерева, тем лучше звук у барабанов — но тем менее надежной оказывается их конструкция. Между тем барабаны не должны иметь «срока годности» — меняются только пластики, а сам инструмент должен с годами звучать все лучше и лучше. Фирма TAMA первой начала использовать для барабанов несколько слоев дерева. Кроме того, в ее установках сведены к минимуму различные технологические отверстия, нарушающие целостность дерева. Например, для крепления томов в бочке обычно прорезают отверстия, но TAMA научилась обходиться без этого. Малый барабан могут делать как из дерева, так и из металла, причем из разного (применяются бронза, сталь, алюминий). Конструкция малого барабана более сложна, чем остальных — вдоль нижнего пластика натянуты струны (так называемая «пружина»), которые придают его звуку дополнительную звонкость. Регулируя натяжение пружины, ударник получает тот звук, который ему нужен.

На звучание барабанов влияют их диаметр и глубина. Для «тяжелых» стилей подойдут барабаны большего размера, дающие мощный звук. Джазмены предпочитают более «мелкие» ударные, звучащие более сухо — на них видны нюансы их виртуозной игры. Пластики тоже бывают разные — например, для популярной в джазе игры щетками применяются пластики со специальным покрытием, дающие в сочетании с щетками «шелестящий» звук. Ударник, ориентированный на использование палочек, выбирает между одинарным и двойным пластиком — последний делает звук более мощным и глухим. Еще более глухой звук дает двойной пластик, между слоями которого залит глицерин.

Карданный привод

Совершенствование ударной установки продолжается и в наши дни. Принципиально новый элемент, появившийся вместе с «тяжелой» музыкой, — кардан. Дело в том, что экстремальные направления хэви-стиля порой требуют от бочки постоянной пульсации. Иначе говоря, такого темпа и плотности игры, который одна нога обеспечить не в состоянии физически. Можно, конечно, поставить две бочки и две педали под обе ноги. Но есть и более изящное решение. Это кардан — педаль, которая одновременно управляет двумя колотушками! Правда, работа барабанщика осложняется, игре с помощью кардана надо учиться специально. Алгоритм работы двойной педали может быть разным. К примеру, одна колотушка ударяет при нажатии на педаль, другая — при ее отпускании. Другой вариант — одну колотушку ударник приводит в действие носком ноги, вторую — пяткой. А лучший вариант еще не найден — вернее, каждый из барабанщиков находит его для себя.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2005).
Интересно как устроен ядерный реактор и могут ли роботы построить дом?
Все о новых технологиях и изобретениях!
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.