Если вдруг в клубе, где выступает рок-группа, на сцене выключится электричество, то большинство музыкантов окажется не у дел. Наступит звездный час барабанщика! Он должен выдать такое соло, чтобы зрители не скучали вплоть до того момента, когда электрики устранят неисправность. Тогда концерт будет спасен!

В армейском оркестре один музыкант бьет колотушкой в большой («турецкий») барабан, другой — палочками выбивает дробь на малом («пионерском»). У третьего в руках тарелки, и в патетических моментах вальсов и маршей он бьет одной о другую… В рок-группах и джазовых ансамблях ударные инструменты, как правило, находятся в подчинении у одного человека.

Ударник всегда сидит на заднем плане. Может быть поэтому люди этой музыкальной профессии чаще всего лишены чрезмерных амбиций и не корчат из себя звезд. Даже ударники великих групп, которые де-факто звездами являются. Кто был самым скромным из Beatles? Правильно, Ринго Старр. А из Rolling Stones? Пожалуй, тоже барабанщик — Чарли Уоттс. Между тем роль ударника в небольшом музыкальном рок-коллективе всегда является определяющей, особенно на живых концертах. Успех студийной записи зависит от многих факторов — от мастерства всех музыкантов, от оригинальности музыкального материала, содержательности текстов, манеры исполнения вокалиста, «хитовости» песен… Успех рок-концерта определяется прежде всего тем, насколько хорошо «качает драйв» ритм-секция: ударник и бас-гитарист. Причем если человек за барабанами играет неровно или коряво — группу не спасут ни виртуозные гитарные запилы, ни проникновенный вокал. Задача того скромного парня (а иногда и девушки), что скрывается за грудой ярко раскрашенных барабанов и завлекательно блестящих тарелок — не просто отбивать ритм, которому следуют остальные. Он тоже музыкант, он не стучит, а играет. Его многоликий и многосоставный инструмент называется ударной установкой.

И ноги, и руки

Стандартной ударной установкой считается комплект из пяти барабанов и дополняющего их «железа» (тарелок). Самый большой барабан — бас-бочка. В отличие от всех остальных он стоит на полу горизонтально и его фронтальный пластик обращен к зрителям. Андрей Макаревич вспоминал, что, будучи школьником, он авторитетно заявил приятелю: дескать, большой барабан хорош для написания на переднем пластике названия группы, но попадать по нему палочкой наверняка очень неудобно. Будущий мэтр отечественной рок-сцены был поражен, когда узнал, что на бочке играют с помощью специальной педали с колотушкой.

На бочке сверху на кронштейнах крепятся два других барабана — том-томы или просто томы. Еще один том, самый большой, стоит рядом на полу на ножках. И наконец, на специальной стойке под левой рукой ударника находится самый маленький, но при этом самый важный барабан — малый, он же рабочий или ведущий. Еще левее малого барабана располагается конструкция из двух тарелочек, стойки и педали — хай-хэт (можно говорить просто — хэт). Нажимая на педаль, барабанщик заставляет тарелки стучать друг об друга. Правда, этот прием применяется не очень часто — гораздо чаще на хэте просто играют палочкой. Причем с помощью педали его можно закрыть (тарелки прижаты друг к другу, звук сухой и отрывистый) или открыть (тарелки звучат дольше). Кроме хай-хэта в стандартном наборе ударных есть еще и пара одиночных тарелок на стойках. Как правило, слева располагается тарелка меньшего диаметра (крэш) с отрывистым звуком, а справа — большего (райд) с более глубоким и продолжительным звуком.

Итак, представьте себе самый примитивный стандартный роковый ритм. Правая нога барабанщика отбивает сильные доли педалью бочки, левая занята педалью хэта, левая рука выстукивает слабые доли на малом барабане, а правая — стучит по хэту и на слабые, и на сильные доли, а также между ними! А ведь это просто ритм, без сбивок, брейков и сольных вставок! Воистину перед нами настоящий ударник музыкального труда…

Состав ударной установки может расширяться до пределов, которые каждый барабанщик считает для себя разумными. Особенно это касается «железа» — его много и на любой вкус. Есть промежуточные тарелки крэш-райд, есть «акцентные» с резким и ярким звуком — сплэш и чайна. В каталоге только самой популярной «тарелочной» фирмы Zildjian — более 650 моделей. А ведь у нее еще и масса конкурентов! В общем, есть из чего выбрать — главное, чтобы музыкант сам представлял, что же ему, собственно, нужно. Можно добавить и дополнительные томы, а также различные мелкие ударные инструменты (если в группе нет специального перкуссиониста, играющего на них). Барабанщики, играющие в тяжелых стилях, могут укомплектовать свою установку двумя бочками.

Впрочем, возможны и иные отклонения от стандарта — в сторону минимализма. Барабанщик «Кино» Густав Гурьянов в пору наивысшего успеха группы играл на эрзац-установке, в которой было всего два барабана — бочка и малый. Виктор Цой считал стильным, если ударник играет стоя, а это возможно только в минимальной конфигурации установки. Впрочем, музыкальный материал группы не ставил перед ударными иных задач, кроме поддержания ритма, а многие свои альбомы «киношники» вообще записывали при помощи ритм-компьютера.

А вот барабанщику ансамбля Def Leppard Рику Аллену приходилось играть довольно сложную музыку. И тем не менее, когда он потерял в катастрофе правую руку, его товарищи решили не брать нового ударника. Аллен сам сконструировал приспособления, обеспечивавшие «ножной привод» к тем инструментам, на которых он играл потерянной рукой. Как оказалось, мужественный музыкант в состоянии играть и с одной рукой — и играет до сих пор!

Даю установку!

Понятно, что история барабанов восходит к заре человечества. А вот кто догадался объединять их в ударную установку? Те же, кто придумал джаз и блюз, — чернокожие жители Америки. Со своим набором экспериментировал каждый музыкант, находки становились общим достоянием, а мастера-изготовители совершенствовали сами барабаны.

Ударная установка в ее нынешнем виде сложилась в послевоенное время в результате трех изобретений — педали для бас-бочки, хай-хэта и синтетического материала для мембран. Известен точный год разработки оптимальной конструкции педали, нажимая на которую, барабанщик заставляет колотушку стучать по бочке. В 1909 году ее создал Уильям Людвиг — и с тех пор ее устройство в принципе не менялось вплоть до появления «металлической» музыки и предназначенной для нее педали-кардана (о которой мы еще поговорим). К 30-м годам появился и хай-хэт, в целом аналогичный нынешнему (до этого ударники пользовались парой тарелок на одной стойке, которые жестко закреплены относительно друг друга). Так фактически сложился нынешний состав установки — правда, долгие десятилетия барабанщики ограничивались всего лишь одним томом. Последний «прорыв» на ударном фронте был связан с отказом от кожи в качестве материала для барабанных мембран. Сейчас она используется только на разнообразных этнических барабанах, а мембраны в обиходе музыканты называют «пластиками», в полном соответствии с их материалом. После того как в 50-х годах мембраны научились делать из пластика, за кожу еще некоторое время цеплялись «традиционалисты» из джазовых оркестров. А вот пионеры зарождавшейся рок-музыки сразу оценили новый материал, обеспечивавший недостижимую ранее стабильность музыкальных характеристик. Кожа сильно меняла звук при перемене степени влажности в помещении или других обстоятельств.

Эволюция музыки шла параллельно с уточнением состава установки. Уже несколько десятилетий барабанщики пользуются тремя томами, дающими звук разной высоты. Совершенствуются и сами инструменты. Они становятся более прочными, (что немаловажно, учитывая то, каким именно образом на них играют), а также более удобными и более музыкальными. Да-да, музыкальность — важнейшая характеристика барабанов и «железа». Они не шум и не стук производят на свет, на них играют музыку! Поэтому качество изготовления барабанов ничуть не менее важно, чем качество гитар, усилителей или микрофона. А в том, что плохие барабаны очень сильно отличаются от хороших, автор этих строк смог убедиться на своем личном опыте.

Это тоже инструмент

В раннеперестроечные времена поток качественных инструментов еще не хлынул на российские просторы. И вот на репетиционную базу ансамбля, в котором я тогда играл, мы привезли из магазина новенькую установку советского производства, сделанную в городе Энгельсе. Причем мы тогда уже отлично представляли себе, что гитара «Урал» для музыки непригодна, а клавишные инструменты «Юность» и «Электроника» издают совсем не те звуки, которые от них хотелось бы услышать. Но барабаны-то! Стучи и стучи. Да, выглядели наши барабаны совсем как настоящие — и приятно поражали большим количеством необязательных «прибамбасов». Кроме обычного набора ударных, была еще пара маленьких барабанчиков-бонгов, а также маракасы и прочие погремушки. Малых барабанов было аж два, на выбор — деревянный и металлический. Довершал картину трогательный оркестровый треугольник с металлической палочкой для игры на нем. Как оказалось, только треугольник в этом комплекте и был в состоянии издавать более-менее музыкальный звук.

Дальше начались мучения. С бочки сняли фронтальный пластик, обнажив барабанное нутро из суковатой фанеры, и положили внутрь несколько снятых с окон штор. Только так обеспечивался более-менее глухой звук, характерный для бочки. О том, что оба малых барабана для игры непригодны, наш ударник знал заранее, заменив их инструментом чехословацкого производства. А вот заставить звучать томы он надеялся еще долго, избавляя их от отвратительных вибрирующих призвуков с помощью скотча и поролона.

Но из «Жигулей» никогда не сделаешь «Мерседеса». У «Энгельса» было только одно неоспоримое достоинство — установка быстро ломалась, вынуждая барабанщика искать что-то другое.

К счастью, теперь в магазинах достаточно качественных инструментов, дающих хороший звук. Что звучит в барабане? Прежде всего дерево — следовательно, оно должно быть качественным. Удар палочки (или колотушки) по пластику, закрепленному металлическим ободом, передается на деревянную часть, которая своей вибрацией и создает нужный звук. Сейчас самым удачным деревом для барабанов считается клен, хотя еще некоторое время назад были популярны березовые барабаны. Впрочем, дерево применяют самое разное — так, фирма Ludwig использует филиппинское красное дерево и можжевельник. Экспериментируют с барабанами из акрила — их даже использовали Led Zeppelin. Чем тоньше согнутый кольцом лист дерева, тем лучше звук у барабанов — но тем менее надежной оказывается их конструкция. Между тем барабаны не должны иметь «срока годности» — меняются только пластики, а сам инструмент должен с годами звучать все лучше и лучше. Фирма TAMA первой начала использовать для барабанов несколько слоев дерева. Кроме того, в ее установках сведены к минимуму различные технологические отверстия, нарушающие целостность дерева. Например, для крепления томов в бочке обычно прорезают отверстия, но TAMA научилась обходиться без этого. Малый барабан могут делать как из дерева, так и из металла, причем из разного (применяются бронза, сталь, алюминий). Конструкция малого барабана более сложна, чем остальных — вдоль нижнего пластика натянуты струны (так называемая «пружина»), которые придают его звуку дополнительную звонкость. Регулируя натяжение пружины, ударник получает тот звук, который ему нужен.

На звучание барабанов влияют их диаметр и глубина. Для «тяжелых» стилей подойдут барабаны большего размера, дающие мощный звук. Джазмены предпочитают более «мелкие» ударные, звучащие более сухо — на них видны нюансы их виртуозной игры. Пластики тоже бывают разные — например, для популярной в джазе игры щетками применяются пластики со специальным покрытием, дающие в сочетании с щетками «шелестящий» звук. Ударник, ориентированный на использование палочек, выбирает между одинарным и двойным пластиком — последний делает звук более мощным и глухим. Еще более глухой звук дает двойной пластик, между слоями которого залит глицерин.

Карданный привод

Совершенствование ударной установки продолжается и в наши дни. Принципиально новый элемент, появившийся вместе с «тяжелой» музыкой, — кардан. Дело в том, что экстремальные направления хэви-стиля порой требуют от бочки постоянной пульсации. Иначе говоря, такого темпа и плотности игры, который одна нога обеспечить не в состоянии физически. Можно, конечно, поставить две бочки и две педали под обе ноги. Но есть и более изящное решение. Это кардан — педаль, которая одновременно управляет двумя колотушками! Правда, работа барабанщика осложняется, игре с помощью кардана надо учиться специально. Алгоритм работы двойной педали может быть разным. К примеру, одна колотушка ударяет при нажатии на педаль, другая — при ее отпускании. Другой вариант — одну колотушку ударник приводит в действие носком ноги, вторую — пяткой. А лучший вариант еще не найден — вернее, каждый из барабанщиков находит его для себя.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2005).