Только проектные работы по строительству Керченского моста, который соединил материковую часть с полуостровом Крым, обошлись государству в 45 миллионов долларов. Разумеется, стройка стоила гораздо дороже. Но не спешите критиковать придворных коммерсантов, дескать, задрали смету под «распил» по самые небалуй. Лучше посмотрите, во сколько обходятся подобные сооружения по всему миру. К слову, Россия в этой дисциплине далеко не рекордсмен.

Bay Bridge, США

Первую строчку среди самых дорогих переправ в мире по праву занимает подвесной мост Bay Bridge, который соединяет Сан-Франциско и Окленд. Вы можете себе представить сумму в 6,4 миллиарда долларов? Мы тоже не можем. Тем не менее, именно во столько обошлось строительство этой переправы американскому бюджету. А как все начиналось: первоначальный бюджет составлял скромные 1,1 миллиарда долларов, а построить его американцы планировали за пять лет. Но что-то пошло не так, и срок сдачи вырос вдвое, а смета подросла аж в шесть раз. Это не только самый дорогой мост в мире, но и самый широкий: 78,7 метров от края до края, десяток автомобильных полос, а еще пешеходная зона и велодорожка.

Понтонный мост SR520, США

На втором месте снова американцы. Если бы мост через озеро Вашингтон строили по классической подвесной схеме, то каждая опора получилась бы высотой с башню Спейс-Нидл (184 метра). Но не только солидная глубина легендарного озера заставила инженеров поскрипеть извилинами: дно у Вашингтона илистое, что чертовски усложняет процесс возведения обычных опор. Инженеры решили строить понтонный мост, и не простой, а самый длинный в мире — 2 350 метров. Сооружение поддерживают 23 основных гигантских бетонных поплавка весом по 77 тонн и размером с футбольное поле. За все удовольствие Штаты заплатили чуть более 4,6 млрд долларов.

Керченский мост, Россия

А вот и наши, на почетном третьем месте. Сразу после того, как Крым стал российским, президент Владимир Путин заявил о необходимости возведения моста между полуостровом и материковой частью. Сказано — сделано, это во‑первых, а во-вторых, потрачено 3,1 миллиарда долларов. Царь-мост состоит из двух параллельных частей (автомобильной и железнодорожной), его протяженность составляет 19 километров. Запуск моста в эксплуатацию проходил в несколько этапов, полное окончание строительных работ отметили в феврале 2019 года.

Great Belt Bridge, Дания

Висячий мост в Дании, соединяющий острова Фюн и Зеландия, дышит в затылок нашему Керченскому. Его протяженность составляет 18 километров, а сметная стоимость — 3,14 миллиарда долларов. Мост был открыт в 1997 году, на его строительство ушло почти десять лет. Он заменил собой паромную переправу, что тут же увеличило проходимость пассажиропотока в два раза. Еще бы! Ведь если на паром в среднем уходило полтора часа, то теперь проезд по мосту занимает не более 15 минут. На такой важной переправе грех не заработать: Great Belt Bridge это единственная во всей Дании платная трасса.

Port Mann bridge, Канада

Сметная стоимость этого шикарного моста — 1,93 миллиарда долларов. Но не только этим крут Port Mann, а тем, что он второй по длине мост в Северной Америке (2 093 метра) и чуть ли не самое сложное вантовое сооружение в мире. Система из 288 тросов удерживает полотно шириной 65 метров, на котором разместили десяток автомобильных полос. Пока что проезд по нему платный, но в правительстве обещают снять посты сбора денег как только доход сравняется с затратами на строительство.

Циндаоский мост, Китай

Как думаете, какой длины этот мост-рекордсмен? Его протяженность 42,5 километров! Это без преувеличения самая длинная переправа через водные пространства. Но что самое смешное, затраты на мост вовсе не космические: за четыре года строительства подрядчики освоили всего-то 1,5 миллиарда долларов и залили порядка двух миллионов кубометров бетона. Мост-великан соединяет город Циндао с промрайоном Хуандао, но некоторые эксперты ворчат, мол, сокращение пути на полчаса между пунктами назначения не идет ни в какое сравнение с затратами на строительство. Зануды.

Мост Васко Да Гама, Португалия

Самый красивый и самый большой вантовый мост в Европе растянулся на 17,2 километров. Португалия потратила на него порядка 1,3 миллиарда долларов. Высота двух огромных пилонов — 155 метров, под дорожным полотном пролет в 47 метров для прохода океанских судов. Вот только они сюда не ходят, так как переправа построена за лиссабонским портом — корабли попросту сюда не доплывают.

Мост «Русский», Россия

И опять Россия. Про «Русский» можно говорить бесконечно. Во‑первых, его разработка была сложной инженерной задачей, а во-вторых, он никому не нужен. Его строили из политических соображений аккурат к проведению саммита АТЭС в 2012 году на острове Русском. Зачем на труднодоступный остров вообще потащили саммит — отдельная тема. Планировалось, что потом там возведут комплекс производств в сфере информационных технологий, построят несколько гостиниц, музеи, жилые комплексы, но концепция поменялась. Сейчас гигантский мост ценой в миллиард долларов ведет на пустынный остров, где расположен только Дальневосточный федеральный университет. А еще он красуется на лицевой стороне купюры номиналом 2 000 рублей.