РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пират и море: Пятнадцать спецэффектов на сундук мертвеца

Когда три года назад фильм «Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины», поставленный по мотивам диснеевского аттракциона, триумфально прошёл по экранам всего мира, стало очевидно, что не миновать нам продолжения.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер Гор Вербински, актеры Джонни Депп, Орландо Блум и Кира Найтли, а также практически вся съемочная группа взялись за новый проект с энтузиазмом и размахом. Натурой для съемок послужили красивейшие острова Карибского моря. Исполнительный продюсер картины Эрик МакЛеод признается, что съемки фильма напоминали ему военные действия. «Мы должны были построить дороги через горы и джунгли, в места, куда ранее не ступала нога человека с кинокамерой», — вспоминает он.

«Все, чего мы добились в первом фильме, мы хотели превзойти во втором», — рассказывает продюсер Джерри Брукхаймер. В результате в новой картине, «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» получилось в три раза больше спецэффектов. Из 1400 планов с эффектами львиная доля досталась в обработку студии Industrial Light & Magic (ILM); остальное было распределено между другими компаниями, среди которых были Asylum, The Orphanage, Method, CIS Hollywood и Pacific Title.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Капитан корабля-призрака

«В первом фильме у нас были пираты, становящиеся призраками в полосе лунного света, — напоминает режиссер Гор Вербински. — В новой картине мы с самого начала решили ничего не скрывать и смело выводить цифровых персонажей на свет — как будто они существуют в реальной жизни».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Цифровой звездой нового фильма стал Дэйви Джонс, капитан призрачного корабля «Летучий голландец». Он преследует главных героев в погоне за таинственным сундуком, в котором хранится не что иное, как его собственное сердце. Капитан Джонс так долго скитался по морям, что и сам стал напоминать гибрид человека и кальмара с бородой, состоящей из движущихся щупальцев. Подобный персонаж мог появиться на свет только благодаря фантазии и мастерству компьютерных аниматоров. Но им предстояло потрудиться: Дэйви Джонс — сложный характер, и режиссер хотел, чтобы он был способен продемонстрировать всю полноту разнообразных человеческих эмоций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Своим экзотическим обликом Джонс обязан рисункам художника Марка «Crash» МакКрири, большого приятеля Гора Вербински. По этим рисункам был сделан макет — глиняный бюст героя в натуральную величину, который позволял увидеть, как Дэйви Джонс будет выглядеть в любом возможном ракурсе. Затем настал черед британского актера Билла Найхи, приглашенного на роль капитана. Он позировал для трехмерного скана головы и тела, сделанного для того, чтобы привести пропорции персонажа в соответствие с пропорциями актера. Несмотря на то, что герой должен был быть цифровым, художник по костюмам Пенни Роуз сшила для него настоящий костюм, который стал моделью для аниматоров ILM.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главное, чтобы костюмчик сидел

Ради капитана Джонса на студии ILM была придумана новая технология для motion capture. В традиционном варианте motion capture актер или каскадер играет свою роль в гордом одиночестве, в закрытой студии, на фоне голубого экрана и в окружении 12−15 цифровых камер. При этом актер одет в облегающий черный костюм, усыпанный светочувствительными точками-маркерами. Камеры считывают данные с маркеров в компьютер, и по полученному виртуальному каркасу аниматоры рисуют окончательный облик персонажа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для вторых «Пиратов...» этот вариант не подходил: кинематографисты хотели снимать на фоне живописной островной натуры, а не в четырех стенах. Кроме того, в фильме намечалось много сцен, в которых были заняты и цифровые, и настоящие актеры. Поэтому сотрудники ILM предложили систему под названием Imocap, которая позволяла проводить motion capture за пределами специально оборудованной студии и с помощью всего двух видеокамер. Новые костюмы с маркерами были легкими и прочными, ведь им предстояло подвергаться воздействию солнца, песка и океанского ветра. Новые камеры были переносными, с легкими штативами, и устанавливались рядом с камерами главного оператора картины, снимая те же ракурсы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Запись данных проходила во время обычных съемок, и человек в костюме с маркерами находился бок о бок с другими актерами. Их взаимодействие позволило обогатить фильм нюансами и деталями, которые, по мнению Джона Нолла, руководившего созданием эффектов в картине, пропадают в стерильной атмосфере студии motion capture. «Наша философия состояла в том, что исполнители всех ролей должны присутствовать на съемочной площадке, чтобы режиссеру было кем руководить, оператору было кого снимать, осветителям было кого освещать, а у монтажера была возможность монтировать. Мы хотели сохранить стилистическое единство», — говорит Джон Нолл.

Исполнитель роли Джонса, британский актер Билл Найхи, подошел к своей роли с полной отдачей, и не в последнюю очередь благодаря его игре образ капитана получился настолько впечатляющим. «Единственной проблемой была необходимость носить этот дурацкий костюм, — досадует Билл Найхи. — Менее сильные духом люди давно сбежали бы со съемок!» И действительно, на фотографиях со съемочной площадки Найхи похож на смесь клоуна со сбежавшим из тюрьмы преступником — в то время как все остальные щеголяют в живописных пиратских нарядах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После съемок аниматоры ILM «переводили» игру Найхи в цифровое измерение и превращали человека в нелепом костюме в эффектного капитана Джонса. Чтобы передать все нюансы мимики актера, аниматоры работали, разделив экран компьютера на две половины: на одной — Билл Найхи, а на другой — его цифровой двойник. «Аниматоры говорили, что игра Билла одновременно очень вдохновляла и приносила массу проблем — а все потому, что он был очень изобретателен. Он никогда не повторялся! Поэтому аниматоры не могли прибегнуть к своему излюбленному способу — то есть использовать базовый набор из полутора десятков основных движений и мимики. Каждый кадр должен был создаваться с нуля», — объясняет режиссер Гор Вербински.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Морские чудеса и морские чудовища

По мнению аниматора ILM Хэла Хикела, сделать капитану Джонсу бороду было даже сложнее, чем перенести на экран его самого. «Это был технический кошмар, — говорит он, — потому что борода состояла из 46 щупальцев, постоянно двигающихся и сталкивающихся друг с другом». На ILM была написана специальная программа, которая разбила все щупальца на отдельные сочленения, каждое из которых управлялось независимо от других и шевелилось под строго определенным ему углом. Другая программа под названием «Stiction» позволяла удерживать часть щупальцев прижатыми к груди капитана. «Вообразите порцию спагетти, прилипшую к кожаной куртке, — говорит Джон Нолл. — Именно такого эффекта я и хотел добиться».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Капитан Дэйви Джонс был не одинок. Его команда состояла из 18 цифровых персонажей, усыпанных ракушками и щупальцами и находящихся в разной стадии превращения в морских чудовищ, но всё-таки сохраняющих человекообразность. Всеми этими героями также занималась студия ILM. Аниматоры хотели добиться максимального правдоподобия своих странных подопечных. Чтобы избежать излишней «компьютеризированности» их облика и поведения, аниматоры сперва проигрывали движения актеров на манекенах, соответствующих их пропорциям. Полученные данные были экспортированы в программу Maya и обрабатывались на принадлежащей ILM платформе Zeno. Чтобы выбрать, какой именно вид морской жизни будет украшать того или иного персонажа, была написана специальная программа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Настоящее чудо-юдо морское в картине тоже присутствует. Это чудовище Кракен, гибрид кальмара и осьминога. Щупальца Кракена вездесущи; они появляются из глубины, стаскивают моряков в пучину и разносят в щепки их корабли. На экране зрителям видны только щупальца — так было задумано: режиссер Гор Вербински решил, что Кракен покажется еще страшнее, если не видеть его целиком. Аниматоры ILM даже не стали рисовать общий вид персонажа — они занимались исключительно щупальцами. Было смоделировано много индивидуальных щупальцев, которые были покадрово анимированы с использованием программы Maya. Присоски на щупальцах сначала были расположены ровными рядами, как это бывает в природе, но режиссер счел это недостаточно пугающим. Поэтому ровные ряды убрали, а на замену пришли хаотично разбросанные присоски.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дуэль на мельничном колесе

Были в картине также эффекты, делающие честь акробатическому мастерству актеров и каскадеров. Самая захватывающая из них — это поединок троих соперников на мельничном колесе, которое катится сквозь живописные джунгли. Было построено два варианта колеса для съемок. Одно было тренировочным и поддерживалось дополнительными колесиками; основное же колесо весило около тонны и его на стальных тросах тащил грузовик, в кузове которого располагалась камера. Чтобы колесо катилось гладко, в джунглях были проложены специальные тропы.

Перед тем, как начать съемки, постановщик трюков Джордж Маршалл Руже (George Marshall Ruge) три недели репетировал сцену с актерами и каскадерами, привязанными внутри колеса. Иногда вместе с ними в колесе крутились и операторы. «Одна из самых странных и абсурдных просьб, которая только может быть обращена одним взрослым человеком к другому взрослому человеку: мы собираемся привязать тебя внутри колеса, дать шпагу и покатить колесо, чтобы ты несколько раз перевернулся вверх тормашками», — вспоминает Джонни Депп. Отдельную опасность на съемках представляли тяжелые кокосы, которые сыпались с окрестных пальм. Часть группы надела строительные каски, а режиссер щеголял в старом военном шлеме.

Третий фильм о приключениях Джека Воробья, Элизабет и Уилла Тернера снимался почти одновременно со вторым. Говорят, что по вопросу «как снимать трилогию» Гор Вербински консультировался с самим Питером Джексоном. Говорят, что на закуску зрителям приготовлены удивительные повороты сюжета и невероятные спецэффекты. Убедиться в этом лично мы сможем через год.

Загрузка статьи...