Проектируя новую модель 787, компания Boeing радикально пересмотрела концепцию коммерческого пассажирского самолета.

Самолет Boeing 787 Dreamliner сможет находиться в воздухе 18 часов подряд и совершать беспосадочные перелеты дальностью более 17 000 км

В конструкции Boeing 787 Dreamliner используются легкие композиционные материалы, продвинутые системы связи и сверхэкономичные двигатели — компания заявляет, что этот самолет будет сжигать на 20% меньше горючего, чем аналогичный по размерам 767-й. Для окончательной сборки крупные фрагменты фюзеляжа будут доставлять на головной завод в Эверетте, штат Вашингтон. Перевозкой будет заниматься специально разработанный для этой цели большегрузный самолет 747 Large Cargo Freighter. Модификацию 787−8 запустят в эксплуатацию в 2008 году. В 2010-м должна завершиться разработка вариантов 787−3 и 787−9: первого — специально для коротких перелетов, второго — в качестве «дальнобойщика».

Кабина пилотов

В кабине 787-го над головой пилотов висит сдублированная приборная доска и электронный планшет, в котором хранятся в цифровом виде карты, схемы и инструкции. Есть и наземная навигационная система, которая поможет экипажу ориентироваться в незнакомых аэропортах. Предотвращая ошибки пилота при рулении по аэродрому, мы снижаем вероятность столкновений на взлетной полосе.

Двигатель

Малошумный, но сверхэкономичный двигатель GEnx компании General Electric — один из двух, которые предполагается ставить на 787-й (второй — Trent 1000 компании Rolls Royce). В двигателе GEnx и корпус, и лопатки турбины целиком изготовлены из композитных материалов, как и форсунки, впрыскивающие топливно-воздушную смесь в камеру сгорания двигателя. В результате двигатель выходит на режим рабочей тяги при более низких температурах, что, соответственно, грозит меньшими объемами углеводородных выбросов.

Фюзеляж

50% фюзеляжа будет изготовлено из композитных материалов на основе углерода. Сравните это с 9% в модели 777. В результате 787-й обещает быть легче и прочнее, чем обычный лайнер с алюминиевым фюзеляжем.

Крылья

Стреловидные крылья 787-й модели с переменным изгибом законцовок на 2% увеличат подъемную силу по сравнению с моделью 767. Эти крылья подлиннее, чем у других самолетов подобного класса, что придает им дополнительную эластичность. Механизмы закрылков, антиобледенительное электрооборудование и прочие системы смонтированы единым блоком, что облегчает их обслуживание и снижает вероятность отказов.

Багажное отделение

Плоское днище фюзеляжа позволяет втиснуть в 787-ю модель на 45% больше багажа, чем умещалось в модели Boeing 767.

Система поддержания давления

Более упругий композитный корпус 787-й модели позволяет поддерживать в салоне давление на уровне, соответствующем высоте 1800 м, тогда как в салоне обычного алюминиевого пассажирского самолета давление соответствует высоте 2400 м. Сама система в новом лайнере реализована более просто, и воздух в салон подкачивается обычными электрическими компрессорами, а не отводится из воздушных потоков в зоне двигателя.

Климат-контроль

Обычно кондиционеры подают в салон слишком сухой воздух, что вызывает некоторый дискомфорт у пассажиров. Композитный коррозионно стойкий корпус самолета Dreamliner не боится и более высоких, то есть более естественных для человека уровней влажности.

Датчики

Dreamliner просто напичкан разнообразными датчиками, многие из них бесконтактно (по радиоканалу) связаны с центральным процессором. К примеру, специальные датчики системы «активной компенсации порывов ветра» измеряют турбулентность в зоне носа, и в тот же момент процессор рассчитывает оптимальный для данной ситуации угол закрылков, а приводы ставят их в нужное положение.

Диагностика

Пользуясь широкополосным каналом радиосвязи в режиме реального времени, автоматическая система диагностики отсылает данные наземной ремонтной службе. Эта система способна самостоятельно предсказывать возникновение в самолетных механизмах определенных проблем, что обещает снизить вероятность задержек и уменьшить время, затрачиваемое на диагностику и ремонт.

Пассажирский салон

Внутреннее пространство салона всего на 40 см шире, чем у предшественника, однако это позволило сделать сиденья удобнее, а проходы свободней. Увеличится размер туалетов, в них можно будет въехать на инвалидной коляске. Впрочем, самое заметное изменение затронет верхние багажные полки — они станут существенно более вместительными, и на каждую из них можно будет закинуть по четыре чемодана с колесиками. Высота окон составит 46 см — это рекорд среди всех коммерческих лайнеров. Иллюминаторы будут снабжены регулируемым электрохромным затемнением. С помощью бортовой беспроводной связи к мониторам на спинках сидений будут подаваться развлекательные программы, а спутниковая система позволит пассажирам использовать широкополосный интернет (250 кбит/с).

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2006).