Самый большой вертолет в мире из ныне существующих был построен в нашей стране, и это круто. Его спроектировали в далеких 1970-х, и он оказался настолько хорош, что до сих пор 50-тонного здоровяка никто не переплюнул. Ми-26 — знаковая машина в советской и российской авиации, винтокрылый грузовик, который за свою 35-летнюю службу чего только не перевозил.

Для начала отдадим дань уважения другому здоровяку — Ми-12, тоже родом из СССР. Не закрой Советы за ненадобностью программу по созданию тяжелого и грузоподъемного вертолета для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет, самым-самым был бы именно Ми-12. Тем не менее, он успел оставить след в авиации, во‑первых, необычным боковым расположением винтов на крыльях обратного сужения, а во-вторых, мировым рекордом грузоподъемности, не побитым и по сей день. В 1969 году Ми-12 поднял на высоту 2255 м груз в 44 205 кг. Это как затащить танк Т-90 на одну из вершин Уральских гор.

Но мы отвлеклись. Сегодня мировой рекордсмен вот уже много лет кряду Ми-26. Длина его грузовой кабины — 12, метров, ширина 3,2 метра, а высота изменяется от 2,95 метров до 3,17 метров. По площади трюм сопоставим с классической «двушкой» где-нибудь в Марьино. А если говорить про объем, то в Ми-26 влезет 110 кубометров груза — это одиннадцать камазов с песком. Вертолет способен перевозить грузы как внутри кабины, так и на внешней подвеске. В обоих случаях грузоподъемность составляет 20 тонн — это шесть груженых «Газелей» или два десятка Lada Vesta. Ни один современный вертолет в мире не может похвастаться подобными показателями.

Погрузка-разгрузка кабины осуществляется через грузовой люк в хвостовой части, Для этого гидропривод основных стоек как бы поджимает шасси (максимальный ход стоек задних амортизаторов — 315 мм), обеспечивая более низкую погрузочную высоту, а специальные гидроприводы раскрывают две створки и опускают трап с подтрапниками. Внутри есть специальный тельфер с парой лебедок ЛГ-1500, что позволяет передвигать внутри фюзелляжа грузы весом до пяти тонн.

Ясное дело, имея такую грузоподъемность и соответствующий инструментарий, Ми-26 без работы не останется. Помимо рутинных задач по перевозке грузов для нефтяных платформ и тушения пожаров по всему миру, были на его счету и необычные спецоперации. В 1997 году в районе реки Кырса-Юрях в Сибири были обнаружены бивни мамонта рядом с которыми позже нашли вмороженное в грунт мумифицированное тело исполина, жившего там 20 000 лет назад. Спустя два года Ми-26 был привлечен для извлечения промерзшего грунта весом более 20 тонн с останками животного, которого впоследствии прозвали «Мамонт Жаркова» в честь обнаружившего его оленевода.

Довольно часто Ми-26 приходится таскать разнокалиберную авиатехнику. Были на его счету и американский самолет «Бостон» времен второй мировой войны весом около 10 тонн, и легкие пассажирские лайнеры, и даже летающая лодка Бе-12 массой 24 тонны. В 2009 году питерским спасателям для учебных целей передали списанный Ту-134 — самый массовый реактивный самолет в советской истории, который предстояло переместить из «Пулково» на другой конец города. Вес авиалайнера более 47 тонн, для транспортировки с него сняли двигатели и подрезали крылья. Но даже в таком виде масса остатков самолета — на грани возможностей Ми-26. Однако же вертолет сдюжил, разве что экипажу пришлось попотеть: «тушка» никак не хотела разворачиваться по ветру.

Чуть ли не решающую роль Ми-26 сыграл во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Серийный вертолет потребовал конструктивных доработок, которые были готовы всего за три дня. Чтобы снизить воздействие излучения на экипаж, кабины вертолетов «Зашили» свинцовыми плитами, весом в пять тонн и оснастили машины устройством распыления клейких химикатов, которые связали радиоактивную пыль, предотвратив ее дальнейшее распространение.

Довелось Ми-26 потаскать и другого винтокрылого здоровяка — тяжелый 12-тонный военно-транспортный вертолет. Причем дважды. Как известно, утраченная в бою единица техники здорово портит военную статистику, но есть лазейка: если эту самую единицу удалось эвакуировать и отправить на ремонт, то статистика в норме, даже если машина серьезно повреждена, а стоимость ее ремонта больше стоимости новой машины. В 2002 и 2009 годах — Ми-26 транспортировал потерпевшие аварии вертолеты ВВС США Boeing CH-47 Chinook. Правда, сначала американцы безуспешно попытались сами вытащить подбитые вертолеты, для чего использовали спарку из двух таких же «Чинуков». К слову, за последнюю операцию спасения сам Барак Обама, тогдашний президент США, поблагодарил Россию.

Интересно как устроен ядерный реактор и могут ли роботы построить дом?
Все о новых технологиях и изобретениях!
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.