Есть музыкальные инструменты, своей популярностью набившие оскомину. Каждый второй умеет играть на гитаре или на клавишных, все видели трубачей и ударников. Но существует другая музыка, другие инструменты, которые странно выглядят, странно звучат и интересны сами по себе, даже без опоры на музыкальную составляющую. Шумерская арфа, колесная лира, ханг — что вы о них знаете?
Ханги, колесные лиры и другие странные инструменты

Шумерская арфа

В начале 1950-х годов в руинах царского дворца аморейского города Угарит археологи нашли удивительную вещь. На каменной пластинке, датированной примерно 1400 годом до н.э., шумерской клинописью были выбиты не отчеты о торговых сделках или о поголовье скота, а… ноты. Всего было найдено несколько десятков осколков, из которых собрали несколько полных табличек с мелодиями, но лишь одна мелодия «собралась» целиком. Эта песня, посвященная Никкал, богине садов, ныне известна во всем мире под названием «Хурритский гимн № 6» (или «Хурритский гимн Никкал») — и это самая древняя полностью дошедшая до наших дней мелодия.

В 1955 году начались фрагментарные публикации отдельных частей, а в 1976-м «Хурритский гимн» был впервые напечатан в современной нотации от начала до конца. Проблема состоит в том, что переложение клинописи на современные ноты до сих пор остается спорным (особенно что касается длительностей), и различные музыканты в разное время интерпретировали запись 3500-летней давности по‑своему.

Основательнее всего к вопросу подошел американский музыкант, композитор и историк Майкл Леви. Он известен реконструкциями старинных музыкальных инструментов и исполнением на них различных произведений — как собственного сочинения, так и восстановленных композиций античного мира, а специализируется Майкл на песнях, созданных до нашей эры. Хурритский гимн он сыграл на десятиструнной античной лире (или арфе) ручной работы (такие лиры делает всего несколько семейных предприятий в мире, в частности Marini Made Harps). Античная лира, на которой исполнялся гимн в оригинале, скорее всего, была асимметричной, но лира Леви как минимум соответствует верной тональности.

Старейшая в мире нотная запись относится примерно к 1950 году до н.э. Она была сделана в правление Липит-Иштара, царя Исина, Шумера и Аккада, но при этом не складывается в полноценную мелодию — это всего лишь несколько дошедших до нас неинтерпретируемых отрезков.

Колесная лира

Со времен шумерской арфы прошло 3000 лет, и в Европе наступило Средневековье. Где-то в его недрах появился необычный инструмент, который сегодня используется довольно редко и в основном фолк-коллективами, а в те далекие времена имел популярность широкого профиля. Речь о колесной лире (она же жиронда, она же органистр, она же харди-гарди и т.?д.) — одном из самых распространенных инструментов менестрелей. Самое старое изображение музыканта, играющего на колесной лире, — это скульптура на портике кафедрального собора Сантьяго-де-Компостела (Испания), датируемая XII веком. На ней изображены два музыканта, играющие на органистре, — один вращает колесо, второй выводит мелодию.

Колесная лира — это фрикционный инструмент, нечто вроде скрипки, функцию смычка в которой выполняет колесо. Известные конструкции лир могут иметь от трех до одиннадцати струн. Музыкант сидит, держа лиру на коленях, или стоит (тогда она висит у него на шее, подобно небольшой шарманке). Одной рукой он вращает колесо, второй исполняет мелодию, укорачивая или удлиняя «рабочие» струны (от одной до четырех), остальные же монотонно гудят — такое фоновое гудение называется бурдоном. В различных конструкциях колесной лиры и ее «сестер» могут быть и другие элементы, например струны на неплотно закрепленных подставках. Различные виды колесных лир были невероятно популярны среди странствующих менестрелей, бродяг, слепцов и монахов, в период Возрождения инструментом увлекались аристократы. Сегодня известно более полусотни разновидностей колесной лиры, а фолк-музыканты широко используют ее в своих композициях.

Ханг

В XXI веке появилось немало новых музыкальных инструментов — харпеджи (harpejji), эйгенхарп (eigenharp) и другие. Практически все они объединены одним свойством — наличием электронных компонентов. По сути, их создатели разрабатывали новые методы игры, но не воспроизведения звука — последним занималась электроника.

Тем более интересен для нас ханг — металлический перкуссионный инструмент, состоящий из двух тарелок и при этом способный воспроизводить практически любую мелодию без всяких схем и синтезаторов. Не так и много акустических инструментов придумали за последние 15 лет, тем более таких самобытных. Ханг был представлен миру в 2000 году на знаменитой ярмарке Messe Frankfurt. Он состоит из двух стальных полусфер определенной конфигурации, диаметр классического ханга — 52 см, высота — 24 см. Его создатели, швейцарцы Феликс Ронер и Сабина Шерер, провели огромную исследовательскую работу по изучению различных перкуссионных инструментов из всех уголков мира и разработали нечто вроде идеальной перкуссии. Верхняя полусфера называется «динг» и разделена на ряд тональных областей; в зависимости от того, по какой ее части ударяешь, раздается та или иная нота. Нижняя полусфера («гу») имеет отверстие-резонатор, с помощью которого можно модулировать звуки верхней полусферы. По хангу можно стучать пальцами, ладонью, можно поглаживать поверхность — звуки получаются разными, и благодаря этому разнообразию на ханге можно сыграть практически любое классическое произведение, причем звучать оно будет полноценно и оригинально.

Статья «Инструменты особого назначения» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2015).