Кажется, подростки уже готовы разлюбить гаджеты, потому что теперь смартфоны и компьютеры стали для школьников «обязаловкой» из-за уроков. Как устроено дистанционное обучение в России, США и Европе, которое пришлось налаживать на ходу из-за наступления COVID-19?
Чаты, сайты и игры: как школьники разных стран учатся на карантине

У светящихся синих экранов дети теперь проводят намного больше времени, чем может выдержать психика среднестатистического родителя, но это сейчас — единственное окно в мир и в образование. Через интернет общаются с учителями и одноклассниками, выполняют домашние и классные задания, даже занимаются физкультурой и тренировками. Кто там страдает от скуки на самоизоляции? У большинства старшеклассников почти не осталось свободного времени! К тому же со всех сторон на них обрушились безвозмездные «факультативы» в виде онлайн-музеев, курсов от вузов, мастер-классов и лайфхаков от преподавателей и тренеров, многие из которых активно осваивают новую онлайн-реальность.

Начнем с того, что многие технологии, применяемые в дистанционном обучении, уже измучили детей и учителей больше, чем задания. Чтобы сравнить методику в разных странах, «Популярная механика» опросила школьниц из России, Франции, США и Швейцарии, которые в своем блоге на Youtube регулярно обсуждают как раз это — жизнь в новой реальности, в том числе IT-уроки. А также используют технологии, чтобы вместе тренироваться, готовить, даже «гулять», как было раньше, только одновременно на разных континентах. Вот как проходят сейчас уроки по рассказам самих подростков:

А теперь по порядку.

Небезопасный и зависающий Zoom

Об этом приложении мало кто слышал до марта 2020 года и еще меньше — пользовался. Но каким-то образом именно Zoom стал главным сервисом для организации рабочих видеоконференций, дружеской болтовни, мастер-классов и онлайн-уроков у школьников. Число пользователей за месяц по всему миру увеличилось в двадцать раз — до 200 миллионов пользователей.

Урок по Zoom Урок по Zoom

В России на «Зум» единодушно и внезапно перешли многие компании и образовательные учреждения, а также частные преподаватели. В большинстве российских государственных школ от учащихся потребовали установить именно этот сервис для видеозвонков, и теперь учителя, школьники и их родители сходят с ума от кучи багов.

  1. Для открытия видеоконференции надо создавать ссылку и сообщать ее участникам.
  2. Бесплатная сессия в Zoom длится 40 минут, после чего видеосеанс прерывается. Для продолжения урока необходимо создавать новую ссылку, образовательный процесс полностью нарушается.
  3. В приложении уже нашли множество утечек. Во время видеоконференции любой участник может сделать запись, которые затем сохраняются без паролей в онлайн-хранилище. Уже тысячи сеансов выложены в Сеть.
  4. Сервис присваивает видеоконференциям открытые идентификаторы, к которым могут подключиться посторонние пользователи.
  5. Функция «каталог компании» автоматически добавляет в контакты людей с почтой на том же домене, что и у пользователя. Тысячи контактов незнакомых пользователей с фотографиями и почтовыми адресами попали к другим.
  6. У сервиса есть «дыры», которые облегчают мошенникам доступ к компьютеру пользователя.

Москвичка Катя рассказала, что перед началом урока в родительском и классном чатах начинается буквально истерика в ожидании ссылки и доступа на очередную конференцию. Прямо в разгар урока приложение может зависнуть или просто выкинуть участника из видеозвонка.

В США Zoom также используют во многих учебных заведениях для дистанционных уроков — и с теми же проблемами. Просто загадка века, почему этот сервис вдруг всем оказался нужен.

Однако есть и другие онлайн-платформы для учеников и студентов.

Blackboard Learn — платформа для интерактивного преподавания

Маша из Вирджинии, которая в этом году пробует платное домашнее обучение независимо от карантина, рассказала, что использует сайт Black Board. Его, к слову, применяют и в России — например, в Санкт-Петербургском государственном университете.

Blackboard Learn — это приложение для интерактивного преподавания, обучения, создания сообществ и обмена знаниями.

Этот же сервис работает и в обычных американских школах, где очное посещение из-за lockdown (т.е. карантина) сменилось дистанционными уроками.

Вот что говорится об электронной платформе в письме от руководства школы, которую заканчивает старшая сестра Маши: «При входе в Blackboard Collaborate вы должны использовать свое имя и фамилию, которые вы использовали в течение учебного года. Учителя не примут вас в свои классы, если вы не используете свое имя и фамилию, по которым они обращались к вам в течение всего года. Не стесняйтесь обращаться к своему администратору или консультанту, если у вас есть какие-либо вопросы или проблемы».

Платформа предлагает электронный планировщик — в графическом органайзере учащиеся могут размещать ссылки на каждый сеанс совместной работы с преподавателями. Также в сервисе предусмотрена игровая форма обучения, например, Маша показала, как изучает периодическую таблиwe Менделеева (на английском) при помощи песни со знаменитым ритмом.

Французское приложение Toutatice

Во Франции все школы, лицеи, коллежи и высшие учебные заведения закрыты с 15 марта. Дистанционное обучение налаживали прямо во время первых учебных дней на карантине, без какой-либо спокойной подготовки. Во многих школах страны решили не устраивать регулярных видеоконференций с преподавателями, но все расписание перенесли в электронный формат.

Основное приложение для онлайн-уроков во Франции называется Toutatice, оно одобрено министерством образования и молодежи страны. Всеобщая онлайн-платформа предоставляет доступ ко всем цифровым ресурсам и сервисам педагогам, ученикам и родителям. В программе есть ссылки на Pronote — сайт, где преподаватели выкладывают задания и ставят оценки: он объединяет 7700 учебных заведений Франции.

А для скачивания нужных документов используется международная платформа Moodle: виртуальная обучающая динамическая среда, позволяющая создавать сайты для онлайн-обучения.

При этом, как рассказала «Популярной механике» 15-летняя француженка Алиса, видеозвонки, соцсети и мессенджеры используются учениками, чтобы совместно делать домашние задания, и преподаватели относятся к этому одобрительно, поддерживают взаимодействие подростков сами готовы помочь на запрос в классном чате или в личном.

В ее школе-пансионе привычный режим с началом карантина изменился радикальнее, чем для многих других школьников — она не просто занимается теперь онлайн из дома, но и не живет в своем лицее вместе с одноклассниками, как в «эпоху до COVID-19».

Алиса говорит, что никаких срывов из-за отсутствия онлайн-конференций у них нет, и хотя Toutatice иногда тоже «глючит», работать с ним спокойно и ровно. Хотя и «странно», как призналась девочка.

Эти же или подобные системы используют многие школы во французской части Швейцарии. 12-летняя Лиза рассказывает, что у нее есть онлайн-уроки, но не в рамках общего школьного обучения, а как дополнительные платные курсы — в этом случае она включает старый добрый Skype.

«Яндекс.Учебник» и «Учи.ру»

В российских школах тоже занятиями по «Зуму» обучение не ограничивается. Используют и онлайн-сервисы, в частности «Яндекс.Учебник» и «Учи.ру». Они похожи на европейские аналоги: экран на смартфоне или компьютере содержит плашки с информацией и заданиями по различным предметам. Некоторые представлены в игровой форме: олимпиада, кроссворд, квест, поощрения и пр.; новый уровень открывается после прохождения предыдущего.

И, разумеется, даже в тех предметах, где по‑прежнему необходимо задействовать «классическую моторику», проще говоря, делать что-то руками, все равно не обойтись без технологий. Например, рисунок по ИЗО надо пересылать учителю по электронной почте.

Вместо заключения

Как бы позитивно ни расписывали разработчики свои программы, что бы ни говорили «диванные эксперты» о том, что родителям полезно для разнообразия взять на себя функции педагогов и побыть поближе к детям, большинство подростков и их родителей с нетерпением ждут окончания карантина и возвращения к привычному школьному режиму. С его четким расписанием, звонками на урок, понятными временными границами занятий. А главное — переменами и живым общением с друзьями и учителями. Чтобы смартфон или планшет оставались заветной мечтой вечера или выходных. Тем более что старшеклассники почти единодушно восклицают, что домашки на дистанционке стало намного больше.