Сердце железной дороги: как обеспечивают безопасность движения

Сердце железной дороги: как обеспечивают безопасность движения

Жизнь Москвы и Московской области невозможно представить без железных дорог. Подобно кровеносным артериям, они пронизывают огромный организм региона, соединяя 1500 его городов, населённых пунктов и административных районов. Между станциями непрерывно курсируют около 500 пригородных поездов, которые в среднем в сутки перевозят 1,6 миллиона пассажиров. Огромный транспортный полигон обслуживает крупнейший пригородный железнодорожный перевозчик в России — Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК). На Московской железной дороге она контролирует направления, связывающие 11 регионов. Сердце системы — ситуационно-аналитический центр (САЦ), диспетчеры которого в режиме реального времени отслеживают любые происшествия: от нарушений графика движения электропоездов до забытой в вагоне сумки.

Ежегодно пригородные поезда под контролем САЦ перевозят по Москве и области 584 миллиона человек. Это больше половины всех пассажирских перевозок по российским железным дорогам и примерно в 20 раз больше, чем Аэрофлот перевозит по всему миру.

В плотном круговороте людей и вагонов неизбежны различные нештатные ситуации. Поэтому от слаженной работы и скорости реакции диспетчеров центра зависят стабильность транспортной ситуации и безопасность пассажиров в Московской агломерации.

 Руководитель САЦ ЦППК Алексей Кривенко Руководитель САЦ ЦППК Алексей Кривенко

«Мы находимся в самом центре системы пассажирских перевозок и видим общую картину: пассажира, поезд, платформу, каналы продаж билетов, график движения. Получив информацию, мы тут же её обрабатываем и строим сценарий решения проблемы. Диспетчеры оповещают руководителей и ситуационные центры всех служб, которые должны быть в этом задействованы. Например, в случае длительных сбоев мы совместно с диспетчерами «Мострансавто» запускаем компенсационные автобусные маршруты. Основные приоритеты — сохранить график движения и максимально быстро осуществить перевозку всех пассажиров», — рассказывает руководитель САЦ ЦППК Алексей Кривенко.

Факты о САЦ

Время реагирования ситуационного центра на нештатную ситуацию, как правило, не превышает 2−3 минут. За это время диспетчеры принимают информацию, регистрируют её во внутренней системе оперативного мониторинга и учёта (ОМиУ) и передают по цепочке всем службам, ответственным за организацию и безопасность движения. В наиболее сложных ситуациях, требующих подключения большого числа специалистов и руководителей, а также оповещения пассажиров, может потребоваться 5−10 минут, не больше.

Карта пригородных железнодорожных маршрутов на мониторе диспетчера САЦ Карта пригородных железнодорожных маршрутов на мониторе диспетчера САЦ. Собственные поезда ЦППК оборудованы датчиками геопозиционирования, поэтому их перемещение в центре могут отслеживать в режиме реального времени.

Собственный парк ЦППК на сегодняшний день насчитывает уже 197 электропоездов, 150 из которых постоянно задействованы в перевозках. Собственный ситуационно-аналитический центр был создан в 2014 году. Его задача — в режиме реального времени отслеживать информацию обо всем происходящем на дороге и передавать её по цепочке реагирования для оперативного устранения любых возникающих на железной дороге проблем. До появления САЦ контроль за происшествиями и опозданиями поездов осуществлялся на основе данных, поступающих из диспетчерской службы РЖД.

Ситуационный центр стал центральным ядром онлайн-мониторинга, управления и анализа всей операционной деятельности компании. Его диспетчеры следят за ситуацией не только по собственным электропоездам компании, но и ещё по 300 составам РЖД. Помимо этого, в зону контроля центра входит и территория полутора тысяч пригородных платформ Москвы и области.

В простейшем случае платформа представляет собой так называемый остановочный пункт на прямом участке дороги — перегоне, где поезд может двигаться только в одном или в противоположном направлении. Из общего числа остановочных пунктов 545 — это станции. Так на железной дороге называют платформы с путевым развитием, то есть такие, где имеются стрелки, съезды или развилки. На станции всегда есть дежурный сотрудник, который руководит движением на всех прилегающих перегонах с остановочными пунктами. Съём графика движения поездов также происходит только по станциям.

«Аналитический центр обрабатывает сигналы, поступающие не только с собственных поездов компании и обслуживаемых ею направлений, но и со всего полигона Московской железной дороги: наш персонал постоянно находится на связи. Кроме того, поезда ЦППК оборудованы датчиками геопозиционирования, поэтому их перемещение можно отслеживать в режиме реального времени», — объясняет Алексей Кривенко.

Сотрудники САЦ Сотрудники САЦ

Специалисты САЦ находятся в постоянном контакте и тесно взаимодействуют с коллегами из других ведомств: дирекции управления движением МЖД, департамента транспорта правительства Москвы, Московского метрополитена, ЦОДД и пр. Благодаря налаженной коммуникации центр способен одновременно принять и обработать информацию по сбоям в графике движения поездов на нескольких направлениях, сигналы о нарушении безопасности движения, пожарной безопасности, непроизводственных травмах, а параллельно со всем этим отрабатывать запросы пассажиров в рамках системы продаж билетов на участках МЦД.

В системе железнодорожных перевозок диспетчеры САЦ играют ту же роль, что и авиадиспетчеры в системе воздушного транспорта. Именно они принимают любые сигналы с «борта» поездов и передают их по другим службам.

Факты о САЦ

В смене ситуационно-аналитического центра Центральной пригородной пассажирской компании — три диспетчера. Двое постоянно работают непосредственно в САЦ, третий дежурит в технологическом центре управления пригородным пассажирским комплексом поездов ОАО «РЖД». Он анализирует график исполненного движения (ГИД), который отображает местоположение каждого электропоезда в каждый отдельный момент времени. Это позволяет оценить влияние нештатных ситуаций на график движения, спрогнозировать его изменения и построить оптимальный сценарий дальнейших действий. Поступающая на пульт информация немедленно обрабатывается, после чего оповещение передаётся по цепочке реагирования.

  • 500 станций

Зона ответственности каждого диспетчера САЦ

  • 150 поездов
  • 1600 вагонов
  • 600 000 пассажиров

Чаще всего диспетчеры САЦ — это специалисты с опытом работы в ЦППК или РЖД: новичков за пульт не сажают. Минимум раз в квартал персонал принимает участие в учениях, которые проводятся на базе арендуемых компанией железнодорожных депо в Апрелевке, Нахабино и Перерве. Сотрудники отрабатывают действия при различных нештатных ситуациях, включая такие серьёзные, как задымление поезда, захват заложников и т. п. В ходе учений формируются и отрабатываются сценарии реагирования и взаимодействия различных служб.

Факты о САЦ

Любые происшествия на дороге специалисты называют инцидентами. Ежедневно диспетчеры САЦ обрабатывают от 50 до 200 инцидентов. В их числе может быть около 3−4 сбоев, то есть технических неполадок и других ситуаций, которые нарушают график движения поездов. Большинство инцидентов и сбоев, так или иначе, обусловлены действиями самих пассажиров: они держат двери, нарушают правила поведения на железной дороге, неорганизованно ведут себя во время посадки-высадки на остановочных пунктах и т. д.

График исполнения движения (ГИД) на мониторе диспетчера САЦ График исполненного движения (ГИД) на мониторе диспетчера САЦ в центре управления движением РЖД. Каждая линия — это поезд, движущийся по маршруту между остановочными пунктами (их названия слева) в режиме реального времени (оно отображается вверху).

Абсолютный чемпион по числу инцидентов — бесхозные и забытые в вагонах вещи. Каждый подобный случай персонал должен отработать в соответствии с действующим протоколом безопасности. При обнаружении подозрительных объектов во время следования поезда по маршруту, пассажиров отводят на безопасное расстояние в соседние вагоны и вызывают полицию. Так или иначе, все это занимает много времени, в результате поезд может серьезно выбиться из своего графика.

Значительным остаётся число инцидентов с травмами, полученными в результате пересечения пассажирами железнодорожных путей в неположенных местах. Характер этих нарушений хорошо известен: люди перебегают пути где попало, прыгают с перронов, пролезают под платформами.

«Железнодорожники делают всё возможное, чтобы предотвратить такие происшествия, но некоторые пассажиры отличаются поразительной смекалкой в части преодоления препятствий, которые им обходить совершенно не нужно», — сетует руководитель САЦ.

Факты о САЦ

Периодически возникают нештатные ситуации с зацеперами — подростками, которые любят покататься на крышах электричек и на подножках последних вагонов. По весне, когда ветер в лицо становится не таким обжигающим, число их резко увеличивается. И хотя благодаря действиям компании число зацеперов сокращается с каждым годом, инциденты с их участием всё ещё происходят.

На четырёх пригородных направлениях из девяти, по которым курсируют электропоезда ЦППК, недавно начали работать Московские центральные диаметры: МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский». Раньше, как и на других маршрутах, электропоезда здесь ходили просто по расписанию. Теперь на участках МЦД движение стало тактовым: поезда приходят на платформы через определённые интервалы времени.

Изменение интенсивности движения на маршрутах МЦД потребовало увеличения количества поездов. На Белорусско-Савёловском направлении (МЦД-1) задействовали 80 дополнительных пар поездов в день (пара — поезд, проследовавший по маршруту туда и обратно), в относительном выражении их число выросло примерно на 70%. На Курско-Рижском направлении (МЦД-2) количество пригородных поездов увеличилось на 80%: здесь пустили 100 дополнительных пар.

Для эффективного мониторинга ситуации на этих направлениях в штат САЦ дополнительно добавили пятерых диспетчеров, которые занимаются только вопросами, связанными с движением по маршрутам центральных диаметров.

Факты о САЦ

В обозримой перспективе Москва и область получат ещё три новых центральных диаметра. Это значит, что ситуационный центр ЦППК будет расширяться и наращивать свои возможности оперативного реагирования. Пассажиры пригородных поездов могут быть спокойны: «большой брат» подмосковных электричек не дремлет и зорко следит за их безопасностью.

Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.