«Евровидение-2006». 13 метров сцены, 500 вращающихся прожекторов, 12 световых пушек, 250 квадратных метров анимированных декораций из светодиодных панелей, сеть из 16 серверов, 280 цепных подвесов, 200 метров металлических ферм и 180 километров кабелей. И все это в распоряжении одного человека — художника по свету.

Инсталляция и обслуживание всей этой сложной сценической техники — дело рук многочисленного квалифицированного персонала: грузчиков, монтажников, верхолазов, электриков, осветителей. Однако в многотысячной армии движущихся ламп царит единоначалие: все эти световые приборы подчиняются одному командиру — художнику по свету. Как же всего один человек умудряется дирижировать столь огромным электрическим оркестром?

Не глядя на сцену

Большинство современных световых приборов уже обучены кое-каким премудростям и могут порадовать любителей световых эффектов даже без человеческого участия. К примеру, многие современные сканеры оснащены встроенным микрофоном, с помощью которого они «слушают» музыку и воспроизводят стандартные программы в нужном ритме.

Разумеется, для полноценного светового представления встроенных программ недостаточно. Практически каждый световой прибор управляется по цифровому адресному протоколу DMX-512. Многие считают, что этот протокол устарел, однако у него есть огромный плюс — за долгие годы он успел стать стандартом и именно его поддерживают почти все приборы.

Каждым прибором в отдельности художник может управлять со светового пульта, где располагаются регуляторы, гибко меняющие параметры устройств (яркость, углы поворота луча, частоту вспышек стробоскопа и пр.), и кнопки переключения световых сцен, записанных в память. Более современный вариант — компьютерная система управления светом, включающая компьютерную программу, интерфейс DMX-512 и, опять же, световой пульт. Компьютерные системы имеют наглядный интерфейс и позволяют даже визуализировать сцену на экране ПК. С их помощью художник может создавать световые сценарии, не глядя на сцену.

Домашняя работа

Вместе с музыкантами и актерами на репетициях художник по свету проделывает внушительную работу. Световой сценарий шоу прорабатывается заранее. Художник создает статичные световые сцены, в которых описывает состояние всех приборов. Затем готовые сцены располагаются на временной линейке, образуя секвенции. Одна секвенция может содержать сотни статичных сцен. Программа управления светом позволяет движущимся приборам (сканерам, моторхедам) совершать плавные переходы между сценами, как бы просчитывая недостающие кадры. Многие программы позволяют автоматически внести во все сценарии коррекции на размеры сцены. Очевидно, что вся работа окажется бессмысленной, если свет и звук не будут синхронизированы. Существует несколько способов добиться слаженной работы элементов шоу. Художник по свету может «набить» ритм вручную, ударяя по клавише синхронно с ритмом музыкантов. Система может сама подхватить нужный темп с помощью микрофона. Если же концерт проходит под фонограмму или музыканты играют под метроном — проблемы в принципе не существует.

Нередки ситуации, когда художник по свету не имеет возможности проработать световой сценарий шоу заранее. Опытный мастер в таком случае может сделать эффектный свет, вызывая из памяти заготовленные сцены в соответствии с происходящим на сцене.

Шоу можно полностью автоматизировать, подключив к секвенсору (источнику управляющих команд) все устройства с помощью понятного всем протокола, к примеру MIDI Show Control. Тогда и магнитофоны с фонограммой, и сценический свет, и источники видеосигнала, и пиротехника — все будет работать идеально слаженно. А хитрые техники смогут присоединиться к зрителям и насладиться собственным шоу.

Расположение основных осветительных приборов показано на схеме.

1. Прибор заливающего света

В концертных залах обычно темно, ярко освещена только сцена. В кульминационные моменты шоу спрятанные на сцене приборы вдруг заливают светом пространство, чтобы зрители «ослепли от счастья». В следующий момент, когда свет ламп чуть слабеет, зрители видят весь зал, залитый светом, и еще больше проникаются масштабностью шоу и единением тысяч людей, пришедших на концерт. В приборах заливающего света используются герметичные лампы-фары, устойчивые к неблагоприятным условиям среды. Некоторые приборы имеют возможность изменять направление света.

2. Стробоскоп

Стробоскоп — мощный источник света, мигающего с частотой 1−5 Гц. Впервые стробоскопы в сценических целях стали использовать на дискотеках и танцевальных шоу. При этом казалось, что танцующие не движутся, а замирают в причудливых позах, меняющихся каждую секунду. Сейчас профессиональные стробоскопы, а также другие приборы со стробо-эффектом используются в любых шоу, насыщенных динамичными сценами, — от театральных постановок до рок-концертов. Они могут подчеркнуть эмоциональность момента или дезориентировать зрителя, позволив музыкантам незаметно ускользнуть со сцены.

3. Лазер

Лазеры заработали колоссальную популярность в 1990-х, тогда они казались воплощением технологий завтрашнего дня. Без них не обходились ни рейвы, ни рок-шоу. Лазеры пронизывают пространство, словно разноцветные магические нити. Если на пути лазерного луча натянуть полупрозрачную сетку, с его помощью можно будет рисовать фигуры, «парящие в воздухе». Технически лазеры могут быть выполнены в виде сканеров и вращающихся голов, а также в виде специальных приборов с анимационными и цветовыми эффектами.

4. Пушка

Световая пушка. Особо мощный прожектор с малым углом расхождения луча и большой дальностью действия служит для выделения ключевых фигур представления — солистов, танцоров, ведущих. Каждой световой пушкой управляет осветитель. Чтобы он мог точно попадать световым лучом в артиста, на пушке имеется прицел, похожий на винтовочный. Осветитель — ответственная и опасная профессия. На крупных стадионных концертах «снайперам» приходится в течение всего шоу сохранять концентрацию, болтаясь на ферме, подвешенной к потолку на цепях.

5. Вентилятор

Вентилятор создает на сцене воздушные потоки, с помощью которых оператор может конструировать сложные дымовые эффекты. Кроме того, с помощью «управляемого ветра» можно заставить развеваться волосы или плащи артистов, реять флаги и транспаранты.

6. Дымовая машина

Генератор легкого дыма должен заполнять сцену почти прозрачной дымкой в течение всего шоу, иначе чудесные световые картины, созданные художником по свету, просто-напросто никто не увидит. Лучи, иcпускаемые прожекторами и лазерами, проявляются только в дыму. Тяжелый дым, который также способна изготовить дымовая машина, — это эффект, не столь популярный на концертах, зато незаменимый в театре. Работа современного генератора дыма основана на медленном испарении дымовой жидкости (как правило, водного раствора пропиленгликоля) в специальной камере, а затем конденсации паров при смешивании с окружающим воздухом. Дымовые машины имеют встроенный вентилятор для равномерного распределения дыма и способны генерировать дым разной степени концентрации.

7. Вращающаяся голова

Функции сканера можно выполнить, расположив прожектор в корпусе, вращающемся в двух плоскостях. Вращающиеся головы стоят дороже сканеров, зато углы поворота луча на них практически не ограничены. Моторхеды чуть менее динамичны, чем зеркала сканеров, однако угловая скорость свыше 1000 в секунду — это тоже немало. К тому же они выглядят очень эффектно.

8. Колорчейнджер

Колорчейнджеры — это статичные прожектора сфокусированного света, способные изменять цвет пучка. Помимо вращающегося диска со светофильтрами, колорчейнджер может поддерживать стробоэффекты и трафареты (gobo), с помощью которых устройство проецирует на поверхность определенный рисунок. Колорчейнджеры задают основной цветовой тон сцены, на фоне которого более сложные устройства создают световые эффекты. Быстрым переключением между группами колорчейнджеров разных цветов достигается эффект, подчеркивающий эмоциональный накал музыки, а плавная смена цветов создает расслабляющую атмосферу.

9. Сканирующий прожектор

Сканер — основной инструмент художника по свету. В сканере луч сфокусированного прожектора отражается зеркалом, которое может быстро поворачиваться в двух плоскостях, повинуясь управляющим сигналам. Художник по свету может направить луч нужного цвета в любую сторону и плавно менять его направление. Сканер содержит светофильтры и трафареты (gobo), переключаемые шаговыми двигателями. «Последний писк моды» — сканеры со встроенной анимацией, которые могут проецировать на поверхности анимированные картинки, создавая «живые декорации». В силу особенностей конструкции сканер допускает сравнительно небольшие углы поворота луча, зато скорость вращения легкого зеркала очень высока.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2006).