Паром — это, по сути, плавучий мост. Его задача — переправлять людей, транспортные средства и грузы с одного берега на другой. Переправа обычно длится недолго, и паром предоставляет минимальные средства комфорта — иной раз водители даже не покидают свои автомобили. Но это не касается корабля Viking Grace, курсирующего между Финляндией и Швецией. В принципе, это не совсем паром. Это лайнер.
Корабль Viking Grace: переправа класса люкс
Для экстренной эвакуации на пароме есть шлюпки – 21-местные Fassmer FRR 7.0 ID, оснащенные 256-сильным дизелем. Помимо них у бортов укреплены небольшие белые бочки длиной 1,5 м – спасательные плоты RFD Surviva R Liferaft. Когда «бочку» сбрасывают в воду, она раскрывается, и за считаные секунды надувается крытый плот вместимостью от 6 до 25 человек. На корме судна расположены две емкости со сжиженным природным газом объемом примерно 200 кубических метров каждая; суммарно в них содержится около 160 т СПГ.

Исторически паромы и в самом деле не подразумевали каких бы то ни было удобств. В течение сотен лет паромные переправы были простой и дешевой альтернативой мосту. Чтобы пересечь широкую реку, достаточно двадцати минут — паромами становились лодки, плоты, катера. Распространены были несамоходные канатные паромы, движущиеся вдоль натянутой между берегов веревки.

Но время шло, увеличивались расстояния, росло количество грузов и их масса — и в XX веке паромы превратились в полноценные корабли. От судов, способных пересечь океан, паромы отличались лишь относительной тихоходностью и неспособностью противостоять штормовой качке. Дистанции, преодолеваемые паромами, сравнялись с обычными морскими круизами — например, паром из Кадиса (материковая Испания) в Санта-Крус-де-ла-Пальма (Канары) проходит за раз 1380 км. Есть и более длинные маршруты.

Естественно, подобное судно не может быть простой площадкой с сидячими местами и гальюном на носу. Это полноценный лайнер со всеми присущими своему классу элементами — ресторанами, игровыми комнатами, уютными каютами, бассейнами. Поэтому, когда нам предложили проехать на пароме Viking Grace из Турку (Финляндия) в Стокгольм (Швеция) и обратно, мы сразу же согласились.

Северный круиз

Расстояние между Турку и Стокгольмом не так и велико — 265 км. Но если мерить его автомобильными дорогами, дистанция увеличивается более чем в пять раз, и число получается внушительное. Куда быстрее преодолеть это расстояние на самолете. Или — почему бы и нет? — на пароме, который выходит из Турку поздно вечером, а рано утром уже в Швеции. В отличие от самолета, здесь можно провозить все что угодно и в значительно б? льших объемах; не нужно ехать в аэропорт и проходить контроль: портовые терминалы расположены непосредственно в городах.

Компания Viking Line, основанная на Аландских островах в далеком 1959 году, до недавнего времени располагала флотом из семи больших паромов (новейший — Viking XPRS — совершил первый рейс в 2008-м) и нуждалась в обновлении, поскольку Isabella, ходившая между Турку и Стокгольмом, уже не удовлетворяла требованиям компании. В результате «Изабелла» была продана другому оператору, а норвежская судостроительная компания STX Europe получила заказ на новый паром — сверхсовременный, комфортный и надежный. Паром был заложен на верфи в Турку в 2010 году, а в январе 2013 года отправился в первое плавание.

В конструкции парома лежит несколько основополагающих принципов. Во‑первых, он должен отвечать современным экологическим требованиям, оказывая минимальное воздействие на окружающую среду. Во‑вторых — должен стать максимально комфортным, по сути представляя собой круизный лайнер, огромный плавучий рекреационный центр. Интересно, что этот фактор поспособствовал своеобразной эксплуатации парома. Лишь часть пассажиров используют Viking Grace как транспортное средство (в основном те, кто высаживается на промежуточном терминале на Аландских островах). Остальные плывут из Турку в Стокгольм и обратно, не сходя на берег — это просто хороший способ провести выходные. Тем более паром — это одна огромная зона duty free.

Но нас в первую очередь интересовало сердце парома — его двигательная установка, стабилизационные системы и навигация. Туда мы сразу и направились, проигнорировав магазины, рестораны и зоны отдыха.

Сердце парома

Огромный, 218-метровый корабль водоизмещением 57?600 т идет с крейсерской скоростью 40 км/ч совершенно бесшумно и невероятно плавно. Минут через десять после отплытия я спросил у кого-то из команды: когда мы отплываем? Он улыбнулся: каждый второй пассажир не замечает момента старта. Людям с морской болезнью бояться нечего. Но о стабилизации судна мы поговорим позже.

Силовые установки для парома создала финская компания W? rtsil? — четыре огромных судовых двигателя 8L50DF, способных работать как на жидком топливе (причем и легком — судовом дизеле, и тяжелом — флотском мазуте), так и на сжиженном природном газе (СПГ). Переключение между типами топлива происходит непосредственно во время движения без потери хода. Подобные установки W? rtsil? начала разрабатывать еще в 1990-х, а в 2006 году на воду были спущены первые корабли, оснащенные многотопливными двигателями. Viking Grace стал первым пассажирским судном с подобной установкой в своем классе.

Интересно, что СПГ — это основное топливо, б? льшую часть дистанции паром проходит именно на нем, будучи, таким образом, самым экологически чистым судном в своем сегменте. Когда двигатели работают на СПГ, выбросы оксидов азота (NOX) примерно на 85% меньше, чем допустимая норма, установленная Международной морской организацией, а выбросы CO2 на четверть меньше, чем при таком же ходе на дизельном топливе. Если же говорить о еще более неприятных отходах, например об оксидах серы SOX, то их уровень практически стремится к нулю. Это тем более актуально, что с 2015 года в силу вступает норматив, по которому судовое топливо не может содержать в своем составе более 0,1% оксида серы (сейчас — 1%) — для судов, работающих в районах контроля выбросов окислов азота с судов. А Балтика относится именно к таким районам. СПГ хранится в двух огромных баках LNGPac на корме судна и подается к двигателям, проходя через испаритель и затем модуль газовых клапанов. Управление полностью компьютеризировано, хотя имеются и страховочные ручные системы, позволяющие кораблю исправно функционировать даже при полном отказе энергосистемы.

От двигателей тяга передается на генераторы ABB AMG1120 переменного тока полной потребляемой мощностью по 8190 кВА, а от них — на тяговые электромоторы мощностью по 10?500 кВ. В движение судно приводят два мощных винта фиксированного шага — максимальная скорость составляет 45 км/ч. Винты для подобных судов разрабатываются в индивидуальном порядке — с учетом гидродинамических характеристик корпуса, расчетных скоростей движения и условий эксплуатации.

Боковое перемещение судна и корректировка траектории при причаливании происходит с помощью винтов поперечной тяги. К слову, аналогичные винты изготовления той же компании W? rtsil? установлены на легендарный круизный лайнер «Оазис морей».

Совокупность составляющих

Двигатели вкупе с винтами — это лишь часть огромной структуры пассажирского парома. Целый «букет» технологий на Viking Grace предназначен для того, чтобы обеспечить плавность хода, безопасность и комфорт пассажиров.

Для стабилизации судна во время качки на пароме используются системы, разработанные немецкой компанией Blohm?+?Voss. Это выдвижные стабилизаторы наподобие рыбьих плавников, подключенные к гидравлической системе. В зависимости от состояния моря («считываемого» датчиками волнения) стабилизаторы выдвигаются или втягиваются, а также меняют угол наклона по отношению к корпусу, сглаживая качку. Их эффективность такова, что даже при серьезном волнении поверхность воды в бокале, стоящем на верхней палубе, не шелохнется. Поэтому многие и не замечают отплытия судна из порта.

На корабле стоит идеальная тишина. Даже на технической палубе шума двигателей не слышно, что говорить о пассажирских этажах. Система снижения шума W? rtsil? CSS (Compact Silencer System) представляет собой ряд шумоизолирующих капсул рассчитанной формы — это позволяет практически избавиться от низкочастотных шумов. Речь не только о комфорте пассажиров, но и о минимальном воздействии корабля на острова архипелага — усеянные жилыми виллами берега иногда проплывают в 15−20 м от борта. Отдельного внимания заслуживает капитанский мостик, напоминающий космический центр управления. Б? льшую часть времени паром идет на автопилоте, выбирая удобный фарватер с помощью радаров. Помощник капитана только корректирует курс, отражающийся на интерактивной карте. При швартовке управление ведется не с центрального пульта, а с одного из боковых — именно для лучшей видимости боковые части мостика выступают за границы бортов. Все оборудование для мостика изготовлено кораблестроительным отделением компании Rolls-Royce — не все знают об этой грани ее деятельности.

У всех на виду

Впрочем, техническая составляющая редко привлекает внимание пассажиров. Двигатели и стабилизаторы прячутся на нижних палубах и совершенно незаметны (этого и добивались конструкторы Viking Grace). Снаружи же корабль — это огромный развлекательный центр. В 880 каютах от 9,4 м2 до больших сьютов по 45 м2 могут разместиться 2800 человек. Некоторые каюты предназначены для аллергиков (на полу нет ковролина), иные — для маломобильных пассажиров.

Но целый день в каюте не просидишь, и тут вступает в дело круизная составляющая парома. 11 ресторанов — от простых забегаловок со шведским столом до изысканных заведений с высокой кухней. Ночные клубы различного типа — с рок-концертами и вечерами авторской песни, дискотеки и бары, детские комнаты и игровые зоны для взрослых. Беспошлинные магазины с огромным выбором товаров. Ночью паром не умолкает и не затихает ни на секунду — беготня, суета, музыка, танцы и веселье. Можно даже выгуливать собак — для этого предназначены засаженные искусственной травкой зоны с деревьями.

Пока обычные пассажиры веселились, мы стояли на открытой шестой палубе и вблизи наблюдали, как Viking Grace швартуется к Аландским островам и как с него сходят люди, использующие его как транспорт, а не развлекательный комплекс. Трап напоминает самолетный рукав, управляет им сотрудник с помощью пульта, и в зависимости от конструкции причала паром может «подключиться» к терминалу различными зонами — на носу, на корме, на высоте любой из пассажирских палуб, где есть вход. Тут возник еще один вопрос — нет ли опасности, что веселые пассажиры, гуляя по открытой палубе, выпадут за борт? Ведь вокруг стоит тьма! Но сотрудники Viking Line заверили нас, что за всю историю существования маршрута Турку — Стокгольм такое происходило всего дважды, и оба раза человека за боротом высвечивало прожектором, и его спасали.

Плавучий город и в технологической, и в рекреационной составляющих так разительно отличается от штампованного понятия о пароме, что становится ясно: нужно ломать стереотипы и менять свое отношение к понятию «круиз». Среди суровых северных земель тоже может быть тропический остров. Большой, металлический и работающий на сжиженном природном газе.

Машинное отделение Viking Grace

Когда входишь в машинное отделение, уши сразу закладывает, хотя за стеной ничего не слышно, кроме тихого гудения, а палубой выше вообще царит идеальная тишина. Мощные восьмицилиндровые двигатели W? rtsil? 8L50DF регулируются удаленно, с электронного пульта в контрольной комнате. Длина каждого двигателя 10,23 м, масса — 123 т, диаметр цилиндра — 500 мм, а мощность на один цилиндр — 1325 л.с. L50DF способны работать и на легком, и на тяжелом топливе, а также на сжиженном природном газе — сегодня такими силовыми агрегатами оснащаются 65% всех судов, использующих СПГ в качестве горючего.

Грузовой трюм

Viking Grace может перевозить и автомобили — как легковые, так и грузовые. Фиксированного количества нет — под легковушки отведено 1000 погонных метров стояночных полос, под грузовики — как седельные тягачи с прицепами, так и машины поменьше — 1275 м. Ставят автомобили очень плотно, практически бампер к бамперу, и максимальная загрузка зависит от длины автомобилей в каждом конкретном плавании. Интересно, что могучие грузовики никак не крепятся в трюме, а просто фиксируются стояночным тормозом. При прогнозе шторма машины укрепляют тросами (для этого предусмотрены крестообразные углубления с петлями в полу), но обычно эффективности стабилизаторов хватает для того, чтобы обеспечить идеально ровный ход парома.

Статья «Переправа класса люкс» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2015).