В стране лилипутов: железные дорожки

В стране лилипутов: железные дорожки

Железнодорожный моделизм в России появился позже, чем в Европе, и не так популярен, как там. Зато наши моделисты — ребята без комплексов: даже надписи на миниатюрных заборах списаны с натуры.

Анатолий начал с того, что выкинул из своей комнаты всю мебель. Потом заказал у профессиональных моделистов подмакетник размером 3 на 3,5 метра, с горами, туннелями, мостами. Сам посадил деревья, построил дома, поселил в них людей. Теперь по периметру комнаты бегает американский паровоз в масштабе 1:87. Благодаря встроенной электронной плате он воспроизводит звук отсечки (проще говоря, характерное пыхтение), скрип тормозов и другие звуки. В центре макета осталось немного места для письменного стола, над которым проложен железнодорожный мост. Человек и паровоз мирно сосуществуют. Дверной проем тут тоже не помеха. Его закрывает съемный модуль. Вошел — забаррикадируйся. Когда Анатолий запускает железную дорогу, то жене сюда вход закрыт. На российском рынке квадратный метр такого макета может стоить от $1,5 до 6 тысяч — все зависит от сложности исполнения.

Сотворение мира Сотворение мира Клиент рассказывает, какие локомотивы и вагоны будут бегать по рельсам. Утверждается путевая схема и стоимость макета, а также детали рельефа. Этот макет довольно сложный, поскольку состоит из трех уровней: подземного депо, равнины и высокой насыпи.

Модели, от которых взрослые мужчины впадают в состояние транса, отличаются исторической достоверностью и степенью детализации. Составы бывают разных стран и эпох. Детям это не игрушки. Хотя впервые миниатюрную железную дорогу выпустила в 1892 году немецкая фабрика Marklin, начинавшая со всякой утвари для кукольных домиков. Той весной зеваки, заглянувшие на Лейпцигскую выставку-ярмарку, были поражены: маленький паровоз заводился ключиком и сам бегал по собственной железнодорожной колее. Очень быстро у Marklin появились конкуренты. Теперь фабрики, выпускающие все для железнодорожных макетов, есть во многих странах Европы и даже в России. На каждой из них целый штат сотрудников разыскивает старые фотографии и чертежи локомотивов и вагонов. Важно даже то, на каком заводе и в каком году в последний раз ремонтировались настоящие составы. Надписи на моделях должны соответствовать реальности, даже если таких локомотивов больше не существует. Достоверность — прежде всего.

Продается лошадь

В специализированных магазинах для моделистов можно приобрести и католический костел, и африканского верблюда, и даже фигурки мужчин и женщин в момент любви. Но главное в железнодорожном моделизме, разумеется, техника. Чем детальнее, тем дороже. Для первого знакомства с моделизмом стоит заплатить около $100 за стартовый набор фирмы Bachmann. В него входит паровоз, пара вагонов, круг рельсов, которые раскладываются прямо на полу, и блок питания к ним.

Самые дорогие модели у фирмы Lemaco — до $15 000 за паровоз в масштабе 1:32. Это довольно большая модель. Круг рельсов для нее в квартиру не влезет, но для сада будет в самый раз. Очень модно ставить в паровозы такого размера настоящие паровые машины, работающие на сухом спирте.

Покажи личико Покажи личико Главная проблема — рисовать лица людей, если в масштабе НО голова взрослого — 2 мм, ребенка — 1.5 мм. Немного проще с миниатюрными животными: у них морды покрупнее, и мимика победнее. А вот на плоскости можно сделать надпись высотой 0.1 мм.

В самом популярном комнатном масштабе H0 (1:87) локомотив фирмы Lemaco стоит около $10 000, зато с помощью пинцета можно открыть дверцу в кабину, а внутри нее — дверцу топки. Пуговицы у машиниста раскрашены. На приборной панели — нужное количество стрелочек и циферблатов. Под лупой видны даже маленькие винтики на ящичке, в котором лежат гаечные ключи. Если у модели фирмы Piko такой ящик будет состоять из одной детали, то у модели Lemaco — из 50. Секрет фирмы — в применении ювелирных технологий.

Трава из опилок

Когда-то советские моделисты были лишены всех этих радостей. Из ГДР к нам привозили простые стартовые наборы. Но самые разборчивые моделисты делали из подручных материалов буквально все: от рельсов до сложнейших деталей паровоза. Например, в московском Дворце пионеров до сих пор ведет секцию железнодорожного моделизма Карл Прохазка, чех по происхождению. Под его руководством советские пионеры вручную вытачивали на токарном станке колеса из металлических болванок и отливали из пластмассы сложные детали составов.

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.

Отечественные фабрики заинтересовались моделизмом только в 1980-х. В Курске и Белгороде выпустили небольшие партии миниатюрных локомотивов. Однако в то время промышленный моделизм в России не прижился. Лишь в начале 1990-х европейская мода на макеты по‑настоящему прорвалась к нам. Теперь в России около десятка фирм, выпускающих отечественный подвижной состав, но в основном это мелкосерийное производство, которое не может сравниться с конвейерами европейских фабрик.

Чемодан с поездом Чемодан с поездом Во всем мире макеты железных дорог заказывают для витрин, музеев, учебных заведений и для дом. Главный тормоз российского моделизма — квартирный вопрос. Идеальный вариант для нас — модели в чемоданах от фирмы Marklin.

В настоящее время русские макеты составляются как из заводских, так и из самодельных деталей, и лучше доверить это дело профессионалам. В Москве работает около пяти макетных студий, примерно столько же в Петербурге. «Есть коллекционеры, которые просто покупают локомотив и ставят на полку, а есть моделисты, которые все делают своими руками. Это как художники, которые пишут картины, и коллекционеры, которые их собирают», — объясняет моделист Алексей Смирнов.

С открытием для нас мирового рынка благополучно ушли в прошлое наивные елочки из туалетных ершиков и трава из крашеных опилок. Но кое-какие полезные навыки востребованы до сих пор. Давно замечено, что покупные водоемы, от лужи до океана, имитируют поверхность воды гораздо хуже, чем жидкое стекло (продается в канцелярских магазинах как конторский клей), эпоксидная смола или лаки.

С помощью спитого чая, высушенного и измельченного в кофемолке, удается сымитировать грунт. На переносной макет его наклеивают, чтоб не осыпался. Миниатюрные деревья получаются из настоящих веток и кусочков раскрашенного поролона. До сих пор жизнь у русского моделиста тяжелее, чем у европейского. Скажем, привод для стрелки иногда приходится делать из мотора от старого CD-плеера. Если заказывать такой же в Германии, выслать смогут только партию из 10 тысяч моторчиков по доллару каждый, а лишние $10 000 есть не у каждого.


Самый большой среди маленьких

Одно из высших достижений мирового моделизма — самый большой в мире макет Miniatur Wunderland. Сейчас он занимает 5000 м2. Но это еще не предел. Авторы проекта до сих пор его расширяют. Специально для своего макета они выкупили в Гамбурге здание портового склада, куда теперь ходят экскурсии. На макете 1 тысяча поездов, 15 тысяч автомобилей, 150 тысяч деревьев, 250 тысяч лампочек. Каждые 15 минут в миниатюрном мире наступает ночь, «солнце» гаснет и загораются фонари, фары машин, окна домов. В Miniatur Wunderland поместились железные дороги нескольких стран. На американской части расположена автосвалка, торчат ржавые остовы кадиллаков и фордов. На швейцарском горном курорте действует фуникулер. Вот только миниатюрные лыжники на нем немного замечтались: не спрыгивают, а расселись и катаются по кругу. В реке плавает утопленник, вокруг него собрались спасатели. По настоящей воде ходит паром, грузовики съезжают с него, заезжают на железнодорожные платформы и отправляются дальше. Впрочем, сами они тоже бегают благодаря изобретению фирмы Faller: на рулевой тяге прикреплен магнитик, а под «асфальтом» макета лежит стальная проволока, поэтому автомобили Miniatur Wunderland, в отличие от реальных, никогда не съезжают в кювет. Пульт управления макетом напоминает Центр управления полетами: около 60 человек сидят за разными компьютерами и следят каждый за своим участком пути.

Российские моделисты несколько поотстали от немецких коллег. У нас самые большие макеты — это тренажеры для обучения диспетчеров, которые стоят в железнодорожных техникумах и институтах. МПС заказывает их тем же студиям, которые обслуживают частных лиц. Красотами природы и прочим эстетством тут по необходимости пренебрегают, нет часов, лавочек и мусорных урн на станциях. Зато путевая схема идеальна.


Национальный характер

Мечта моделиста, работающего над отечественной тематикой, — специфический натурализм: разбитые бутылки и обрывки туалетной бумаги вокруг рельсов. Или хулиган, катающийся позади состава на сцепке. А где вы видели отечественный полустанок без грязи и мусора? Особую технологию представляет собой «застаривание» моделей. Аэрографом с коричневой краской можно покрасить новенький, только что с завода, состав в цвета свежей русской грязи, хотя чаще это делают с миниатюрными танками и самолетами. Уважающие себя моделисты практикуют также «заржавливание» фабричных рельсов. Для этого их обжигают над газовой плитой. Для макета в масштабе H0 (1:87) тронутые ржавчиной рельсы выпускают на фабриках. Для более редкого масштаба Z (1:220), в котором весь локомотив — размером с черную клавишу пианино, фабрично «застаренные» рельсы найти гораздо труднее.

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.

Московский клуб любителей железных дорог потратил на макет, воспроизводящий российскую железную дорогу, более 10 лет. На вкус педантов в макете есть огрехи, зато российский ландшафт исторически безукоризненный. Чуть ли не самое реалистичное, что есть на макете, — забор с фанатскими надписями «Мясо» и «Кони». Подробности сельской местности — как настоящие, только в 87 раз меньше: парники с полиэтиленом, натянутым на дуги, мертвая, заброшенная церковь, деревянные столбы, разбитые машины. Православных церквей и советского образца заборов ни на западных, ни на российских фабриках не делают. Их моделисты из клуба сами проектировали и клеили из пластика, дерева, бумаги, отливали из эпоксидной смолы. Так что на макетах все как в жизни. Только лучше.

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2006).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.