РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где мои турбосапоги: руководство по пользованию сапогами-скороходами

Шаг 1. Запускаем реактивные двигатели сапог. Шаг 2. Прыгаем!
Тэги:
Где мои турбосапоги: руководство по пользованию сапогами-скороходами

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью! Вот уже несколько лет финский энтузиаст полетов Виза Парвиайнен живет под этим девизом. «Невеселая погода: сядешь на воду — и тебе каюк», — говорит Виза Парвиайнен пилоту воздушного шара. Дело происходит поздней осенью прошлого года, и они летят над множеством мелких финских озер, недалеко от Лахти. Парвиайнен, держась снаружи за бортик корзины монгольфьера, постепенно вместе с ней набирает высоту, стремясь к запланированным 2000 метрам. Там он отцепится от аэростата и начнет самостоятельный полет, стараясь лететь как можно ближе к горизонтальному направлению. В первый раз в жизни и первым среди людей Виза опробует на себе реактивные ботинки с яркими бирками «Опасно». Помимо них на Визе одет черный шлем с маленькими отогнутыми крылышками или, возможно, ушками, делающими финна похожим на Майти Мауса. Сходство завершает еще одна пара крыльев, уже более крупных, прикрепленных к его летному комбинезону. Говоря точнее, на нем красный костюм-крыло BirdMan S3.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если костюм-крыло уже давно не редкость, его можно увидеть на многих скайдайверах по всему свету, то такие ботинки — абсолютная экзотика. К каждому из них прикреплено по маленькому реактивному двигателю, которые, как надеется пилот, должны обеспечить его полет на горизонтали. Как только он включит эти двигатели, так сразу улетит от корзины прочь. А что с ним будет дальше — пока остается загадкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Последние приготовления: вступает в строй один сапог, сейчас запустится другой, и Виза Парвиайнен оторвется от монгольфьера и на некоторое время превратится в птицу.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Находка для бэтмена

За столетия до появления неуклюжих «аэропланов» люди пытались летать, приделав крылья к собственному телу — подобно Икару и с теми же плачевными результатами. Вспомним, к примеру, Эйлмера из Малмсбери — «летающего монаха» XI века. Он спрыгнул с монастырской башни, пролетел примерно 220 метров, но, приземляясь, сломал обе ноги. Или математика Джованни Батисту Данти из Перуджи, который уже в XV веке, пристегнув сделанные из дерева и кожи крылья, летал над городской площадью, пока не врезался в крышу церкви Св. Марии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело снова закончилось переломом ноги. Гренобльского хирурга Шарля Бернуа можно уже с полным основанием назвать прямым предшественником Парвиайнена. В январе 1672 года, надев крылья и прикрепив к телу ракету, он отправился в полет с высокой башни. На этот раз эксперимент закончился печальнее — сломанной шеей.

Ни изобретение воздушного шара, ни настоящего самолета, ни даже парапланы с дельтапланами не положили конец попыткам людей перевоплотиться в птиц. Тогда как предшественники братьев Райт, такие, например, как Отто Лилиенталь, планировали на своих крыльях с вершин холмов, новое племя бэтменов, нарядившись в специальные летные костюмы, стало использовать крылья самолетов как свои стартовые площадки. В лучшем случае воздушные акробаты ухитрялись попарить в воздухе несколько секунд, а затем раскрывали спасительные парашюты. В худшем — дело заканчивалось смертью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Крылатые пионеры
Слева направо: 1. В 1935 году Глем Сон стал первым человеком, выпрыгнувшим из самолета с закрепленными за спиной крыльями. Двумя годами позже, на авиашоу в Париже, Сон разбился – его основной и резервный парашюты не раскрылись. 2. Томми Бойд – крылатый человек с самой длинной историей. Его можно было увидеть в небе в течение практически двух десятилетий (1940–1950-е годы). Свой успех он объяснял минимальным количеством балок в конструкции крыльев. 3. Авиационный инженер Том Ситтон использовал одновременно однослойные крылья и более современные – надувные, собственной конструкции. Сейчас, на седьмом десятке жизни, он разрабатывает для себя полужесткие крылья.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1930−1940-е годы были зенитом славы для клана бэтменов, однако и потом в каждом десятилетии объявлялись их последователи. Подобные полеты в конце концов обычно заканчивались смертью, пока в середине 1990-х французский скайдайвер Патрик де Гайардон не изобрел особый, раздувающийся в воздухе, летательный костюм. Прежние конструкции, как правило, делались из однослойной ткани, которая крепилась к жердям, пропущенным вдоль рук. Костюм Гайардона, как и современный парашют, представлял собой двухслойное крыло, состоящее из длинных продольных полостей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В полете эти полости захватывали воздух, раздувались и задавали форму крылу. Гайардон, как и многие его предшественники, погиб в результате несчастного случая — совершив более 500 удачных прыжков «с крыльями», он допустил ошибку в укладке парашюта при очередной модернизации своего снаряжения. Тем не менее к 2000 году компания BirdMan Inc. уже по всему миру продавала костюмы его конструкции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Заветная горизонталь

Как бы высоко ни забирались над облаками люди-птицы в таких костюмах, летели они всегда только вниз. Самые опытные из них достигали аэродинамического качества 2,5 — то есть при падении на метр пролетали 2,5 метра, результаты других были еще менее выдающимися. Пока естественный отбор не приведет к появлению людей-птиц с пустотелыми костями и длиннющими руками, они не смогут взлетать в воздух без помощи моторов.

Вот тут-то и пригодились реактивные двигатели от авиамоделей. В течение последнего десятилетия такие компании, как Advanced Micro Turbines, занимались селекцией все более мощных, миниатюрных и легких двигателей. Парвиайнен — не единственный из обладателей летного костюма, кто подумывал об использовании таких двигателей для повышения горизонтальной скорости и создания подъемной силы, но именно он первым отважился на реальную попытку и запустил привязанные к ногам полуигрушечные моторчики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оказалось, что при прыжке с самолета эти двигатели запустить не удается — на сильном ветру у них выявились проблемы с зажиганием. Парвиайнену пришлось потратить многие часы, сидя на площадке за бортом корзины аэростата и репетируя запуск двигателей. В качестве топливных баков он использовал две грелки, наполненные керосином и вшитые внутри костюма. По мере расходования горючего грелки должны плющиться, но воздух в такие импровизированные баки не попадет, то есть не будет образовываться взрывоопасной воздушно-керосиновой смеси. В течение всего полета Парвиайнен рассчитывал держать палец на аварийном размыкателе — к тому моменту, как будет выпущен парашют, двигатели должны заглохнуть. В противном случае остается реальная опасность, что пламя от двигателей перекинется на купол.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Чудная птица
И крылья, и реактивные сапоги пока что бессмысленны на земле. Без летательного аппарата такая птичка никуда не улетит!

«В этом полете я ставил перед собой три цели, — рассказывает Парвиайнен. — Во-первых, просто проверить, работает ли вся эта техника. Во-вторых, выяснить, хватает ли мощности у двигателей». И наконец, Парвиайнен ждал ответа на самый главный вопрос: «Возможно ли со всем этим управиться, или это будет просто катастрофа?»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Катастрофы не произошло. После того, как он запустил двигатели и отлетел от аэростата, крыло наполнилось воздухом, пошло планирование. Еще немного, и начала сказываться дополнительная тяга. «Я поглядывал на альтиметр и успел отметить, что, потеряв в высоте 200 метров, я перешел на горизонтальный полет, — отчитывается Парвиайнен. — После этого где-то с полминуты я непрерывно следил за альтиметром, но высота уже не менялась». Дело было сделано. Парвиайнен стал первым человеком, сумевшим пролететь в течение ощутимого времени по более-менее горизонтальной траектории с использованием тканевого крыла без жестких элементов и с размахом не больше, чем размах его рук. Превознося это достижение, можно наговорить много красивых слов, но главное, что человечество сделало еще один шаг на пути к мечте о свободном полете.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И выше, и выше!

В следующий раз Виза Парвиайнен попытался набрать высоту. Когда он увеличил угол атаки, это сразу же привело к потере скорости и срыву потока — ситуация крайне опасная, но за спиной у Парвиайнена было 200 полетов в этом костюме, так что пилот мгновенно отреагировал, нырнул вниз и вновь набрал скорость. К его крылу вернулась подъемная сила. До того момента, когда раскрылся парашют, ему удалось пролететь целых две минуты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока не наступили холода, Парвиайнен совершил еще несколько подобных полетов. Нынешним летом он возобновит свои упражнения, но уже с новыми двигателями. Тяга будет удвоена — по 30 килограммов на каждый ботинок. Сейчас главная цель этих полетов — просто получить удовольствие, но есть надежда налетать определенный опыт и научиться в полете набирать высоту. В конце концов, возможно, Парвиайнен отважится посягнуть на один из последних еще не преодоленных барьеров в искусстве подобных полетов — попробует приземлиться без помощи парашюта. Теперь, когда у него достаточно мощные двигатели, можно попробовать старт со скалы. В случае каких-либо проблем у него будет достаточно места для сброса высоты и раскрытия парашюта. А вот если все пойдет гладко, можно будет, полетав над пропастью, вернуться к скале и приземлиться на ее вершине.

Конечно, многие скажут, что он сумасшедший. Однако финн напоминает, что то же самое говорили и о попытках использовать реактивные двигатели на самолетах. «Вы знаете эту публику — сперва они не верят, что такое возможно. А потом, когда дело сделано, удивляются, как это раньше никто не додумался...»

Загрузка статьи...