Узкоспециализированное оборудование — например, осциллографы или шумоанализаторы — обычно не отличается изящным дизайном. Главное — функциональность. Но вот производители бытовой техники стремятся привлечь покупателя внешним видом своих изделий. А разработчикам «начинки» приходится подстраиваться…
Проекты молодых изобретателей на Electrolux Design Award

Молодые изобретатели часто задают вопрос: что делать с идеями? Как применить свои способности, как найти инвестора, куда податься? Ответ прост: в Европе, России, США существуют десятки изобретательских конкурсов, которые помогают молодым людям реализовывать идеи и показывать их миру. «ПМ» довелось побывать на очередном финале подобного конкурса — Electrolux Design Award 2014.

3 место — UrbanCONE. Дизайнер: Михал Поспич (Польша). Самый невозможный, фантастичный, но при этом наиболее отвечающий теме экологии гаджет — индивидуальный летающий воздушный фильтр ультрафутуристичного дизайна. «Конусы» могут перемещаться как снаружи зданий, так и внутри помещений; они могут следовать за хозяином, очищая определенную воздушную зону над ним и вокруг него, а могут летать свободно, взаимодействуя с другими «конусами» и охватывая значительно б? льшую территорию. Концепт смущает фантастическим «медузьим» принципом полета, который его автор объясняет в основном тем, что в будущем подобные технологии будут возможны. Но в контексте Electrolux Design Lab его проект действительно интересен необычным подходом к городской экологии и высоким уровнем социальности.

История открытых изобретательских состязаний уходит корнями в начало XX века. На сегодняшний день их множество, и условно подобные конкурсы можно подразделить на два направления. В рамках первого молодые инженеры, ученые, разработчики представляют готовые идеи или уже работающие устройства инвесторам, которые могут быть заинтересованы во внедрении данных технологий в жизнь. Второе направление — это изобретательская работа в рамках заданной организатором темы; обычно подобные конкурсы объявляют крупные компании, заинтересованные в привлечении молодых специалистов, обладающих незаурядным мышлением. Как сказал кто-то из великих, каждый изобретатель обязательно должен быть безумцем. Рациональность редко приводит к открытиям.

2 место — Lotus. Дизайнер: Фулден Денели (Турция). Девушка-дизайнер из Ближневосточного технического университета в Анкаре разработала очень красивый гаджет на базе уже существующих технологий — универсальный воздушный фильтр в форме лотоса. Основная дизайнерская идея устройства в том, что лотос — это док-станция, внутри которой находятся шарообразные «семена», работающие вне станции до восьми часов, — то есть их можно брать с собой, например, на работу. Один беспроводной шар-фильтр (Pure Ball) стерилизует воздух, очищая его от физических загрязнений — пыли; второй (Odor Ball) ликвидирует неприятные запахи и заменяет их заданным ароматом; третий (Humid Ball) следит за влажностью. «Семена» можно использовать как вместе, так и отдельно — по сути, Фулден разработала новый концепт домашнего фильтра, который на месте инженеров Electrolux мы бы начали немедленно производить.

Конкурс Electrolux Design Lab был запущен в 2003 году. Ежегодно объявляется новая тема, а студенты и выпускники дизайнерских факультетов вузов со всего мира присылают свои концепции. Идеи, попавшие в финал, реализуются в виде отличного качества моделей-муляжей. Представьте себе: вы придумываете интересный гаджет, и у вас появляется шанс подержать его в руках. А потом он путешествует по различным выставкам, создавая вам нечто вроде портфолио.

1 место — Future Hunter-Gatherer. Дизайнер: Пан Ван (Китай/Великобритания). И Китай, и Великобритания входят в число стран, откуда поступило наибольшее количество проектов на конкурс. Победителем стала студентка, объединяющая обе эти страны. Проект Пан Ван — это голографический проектор, устанавливающийся на кухонной стене и визуализирующий любую информацию о еде. Или не о еде — неважно. Например, вы покупаете в интернет-магазине рыбу — ее голографическое изображение «выплывает» из проектора, и с ним можно взаимодействовать — например, поймав его сачком. Это веселая игрушка для детей и развлекательный процесс для взрослых, но мы в «ПМ» все-таки не дали бы ему первого места (хотя, конечно, мы не можем спорить с авторитетным жюри). При всем остроумии идеи Future Hunter-Gatherer не имеет важного прикладного значения и несет развлекательную функцию, а игрушки чаще всего быстро надоедают. Хотя в качестве дизайнерской идеи, конечно, прекрасно.

Темы могут быть самые разные. За 12 лет были и экологические конкурсы («Здоровое питание», «Озеленение»), и фантастические («Дизайн будущего», «Дизайн следующих 90 лет»), и подчеркнуто хайтековые («Интеллектуальная мобильность», «Интернет-поколение»). Интересно, что, несмотря на слово «дизайн» в названии, конкурс Electrolux — это именно конкурс изобретений. Нужно не просто спроектировать красивую оболочку для уже существующего устройства. Нужно придумать совершенно новое устройство, работающее по новому принципу и, возможно, пригодное к практической реализации в будущем.

Финалисты Electrolux Design Lab Финалисты Electrolux Design Lab Pete. Дизайнер: Апор Ковач (Венгрия). Молодой венгерский дизайнер предложил устройство, способное быстро перерабатывать пластиковые бутылки из-под напитков в синтетические нити и изготавливать из них предметы одежды. По идее Ковача, в приемное отверстие устройства подается требуемое количество бутылок, затем в интерфейсе выбирается нужный фасон и цвет одежды (в аппарат встроены баллончики с красителями), и вот, пожалуйста, вечернее платье за полчаса готово. Концепция Pete на данном этапе научного развития нереализуема — пластик, используемый в бутылках, значительно отличается от синтетических материалов, применяемых в текстильной промышленности, но в принципе идея жизнеспособна.

Дом как центр вселенной

Тема конкурса 2014 года — «Создание экологичных домов». Звучит это модно и отчасти конъюнктурно, поскольку разговоры об экологии в последние годы необыкновенно актуальны.

Pure Towel. Дизайнер: Леобардо Арменто (Мексика). Студент-дизайнер Университета Сьюдад-Хуарес придумал устройство, позволяющее обеззараживать полотенца после каждого использования. Когда пользователь вешает мокрое полотенце на крючок, Pure Towel охватывает его кольцом и «проходится» по всей длине, просвечивая ткань ультрафиолетом и высушивая мощным потоком воздуха. Кажется, Леобардо единственный из финалистов, кто не просто создал гаджет, основанный на уже существующих технологиях, но думал о возможности его производства.

На деле все значительно интереснее. При внимательном прочтении условий оказывается, что Electrolux в первую очередь заинтересован в создании гаджетов, делающих быт комфортным и удобным, а понятие экологии в названии можно трактовать по‑разному. В рамках темы участникам предлагалось придумать оригинальный бытовой прибор по одному из трех направлений: увлекательная кулинария, уход за тканями и очистка воздуха. Казалось бы, довольно узко, но в итоге на конкурс было подано более 1700 проектов — и большая их часть касалась экологии самым краешком (если вообще касалась)! Суть в том, чтобы придумать что-то новое и интересное — порой это важнее жесткого следования условиям.

Set to Mimic. Дизайнер: Сорина Растену (Румыния). Сорина из Тимишоары придумала концепцию электронной тарелки со специальными чипами, которые подключаются к мозговым центрам пользователя, отвечающим за вкусовые ощущения. Представьте себе: вы едите, например, цветную капусту, но при этом ощущаете заданный заранее вкус апельсина или любой другой еды. Для «задания» вкуса нужно предварительно съесть апельсин — устройство зафиксирует и запомнит реакцию мозга на его вкус и запах и сымитирует ее в момент поглощения какой-либо другой пищи. Правда, сомнения вызывает конфликт, который возникнет в любом случае, — ведь видеть и ощущать пальцами мы все равно будем цветную капусту. Как бы не произошло замыкания…

На первом этапе было отобрано около 100 концепций, создателям которых предложили разработать их подробнее. Затем выбрали 70 лучших, затем — 35, и, наконец, в финал попала шестерка наиболее интересных идей. Главный приз, помимо денежного, — стажировка в дизайн-центре Electrolux, отличное начало карьеры. Впрочем, многие конкурсанты не бросают своих проектов и самостоятельно начинают их производство, собрав требуемую сумму посредством краудфандинга или найдя инвестора.

Electrolux Design Award — не единственный конкурс, на котором можно себя проявить. В России, например, существует известный конкурс Fablab Weekend, в ходе которого молодые изобретатели работают в команде с профессионалами рынка и в итоге получают рабочие прототипы своих концептов. Другой конкурс — «Архимед», проходящий ежегодно в Москве, также позволяет показать свои идеи публике и найти при желании инвестора. Известный конкурс идей проводит американский магазин-студия необычных вещей Hammacher Schlemmer (The Hammacher Schlemmer Search for Invention Contest), причём по итогам компания организовывает производство гаджетов-победителей на своих мощностях. Конкурс The Lemelson-MIT Awards for Invention and Innovation предлагает крупнейший в мире приз за первое место — лучшее изобретение года — полмиллиона долларов. Компания Intel проводит конкурс на лучшее научное исследование (Intel Science Talent Search), а Toshiba — конкурс оригинальных технологических концепций (Toshiba Exploravision Awards). В общем, при должных навыках сетевого сёрфинга можно найти множество возможностей применить свои навыки.

И хотя Electrolux никогда не выпускал устройств, представленных на конкурсах дизайна, подобные состязания — хороший способ заявить о себе. Будем надеяться, что в будущих конкурсах появится больше участников из России, и мы увидим в финале кого-либо из наших соотечественников.

Статья «Эврика, господа!» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2015).