За сто первый километр: Высокие устремления

За 45 лет пилотируемых полетов на высоте более 100 км от Земли (там, где официально начинается космос) побывало всего 450 человек. Но за следующие пять лет это число должно, как минимум, удвоиться. С 2009 года астронавты-любители будут летать в космос каждую неделю.

12 апреля 1961 года Пол и Ричард, как тысячи других мальчиков, сидели у телеэкранов и завороженно смотрели сенсационный репортаж о полете Гагарина. «Вот бы тоже полететь!» — мечтал восьмилетний Пол из Сиэтла. «Хотел бы и я быть космонавтом!» — вторил ему десятилетний Ричард из Британии. А в Нью-Йорке в тот день телевизор смотрела беременная Тула Диамандис. Ни Пол, ни Ричард, а уж тем более еще не родившийся Питер в тот день не догадывались, что спустя четыре десятилетия пути их сойдутся для того, чтобы совместными усилиями осуществить мечту детства. Для себя и всего человечества.

Секрет Чарльза Линдберга

Если бы отправлять туристов в космос на «Союзах» начали десятилетием раньше, то, возможно, первым космонавтом-любителем стал бы не Деннис Тито, а Питер Диамандис. Так сильно этот миллионер из Бронкса хотел побывать в космосе. Но к 2001 году Диамандис принципиально решил, что полетит в космос только на частном космическом аппарате. К этому времени он уже вплотную подошел к осуществлению своей заветной мечты, и помогла ему в этом книга легендарного пилота Чарльза Линдберга «Дух Сент-Луиса». Из нее Питер неожиданно для себя узнал, что Линдберг решился перелететь Атлантику в одиночку в немалой степени ради денег. Смельчаку полагалась награда $25 000. Именно конкуренция, возникшая между энтузиастами авиадела, привела к тому, что из опасной игрушки авиация превратилась в высокодоходный бизнес. «А что если подобным призом стимулировать развитие частной космонавтики?» — подумал Питер. В итоге 18 мая 1996 года в Научном центре Сент-Луиса Диамандис публично объявил, что первый, кто на частные средства построит суборбитальный летательный аппарат и в течение двух недель совершит на нем два успешных полета в космос, получит премию $10 млн. Причем совершить эти два полета надо было до конца 2004 года. Расчет Диамандиса оправдался: два десятка компаний вступили в борьбу и многие из них инвестировали в создание космолетов суммы, сравнимые с ценой приза. Так благодаря замечательной идее Диамандиса космос стал ближе.

Забавы Пола Аллена

Пол Аллен, соучредитель Microsoft, еще в детстве мечтал запустить ракету в космос. Он даже создал одну такую вместе с братом, но она взорвалась при старте. Когда сорокапятилетний Пол узнал о конкурсе Диамандиса, он сразу загорелся идеей построить первый в мире частный космолет. Узнав о том, что идеей создания суборбитального корабля вдохновился также легендарный авиаконструктор Берт Рутан, создатель первого в мире самолета, облетевшего вокруг земного шара без дозаправок, Пол предложил ему спонсорство. Партнеры ударили по рукам, и через 7 лет был построен дееспособный космический корабль. На высоту около 14 км его выводил самолет-носитель White Knight, там шаттл SpaceShipOne отделялся от самолета и запускал ракетный двигатель, который доставлял его на 101-й километр, после чего аппарат снова входил в плотные слои атмосферы и садился как обычный самолет.

21 июня 2004 года SS1 впервые поднялся на космическую высоту, а осенью пилот корабля Майк Мелвилл совершил два официальных полета, принеся своей команде $10 млн. Этот приз не окупил и половины затрат Пола Аллена, но что такое пара десятков миллионов по сравнению с осознанием того, что благодаря тебе космос стал ближе!

Подарок Ричарда Брэнсона

Миллиардер Ричард Брэнсон известен своей восприимчивостью к самым безумным идеям. Когда Диамандис заявил, что первый триллионер заработает свое состояние на космических проектах, Ричард отнесся к словам Питера скептически, но тем не менее увлекся идеей космического туризма. Заработать триллион Брэнсон не надеется, зато ожидает, что благодаря космосу он сможет сделать свой бренд Virgin самым популярным и уважаемым в мире.

У Брэнсона был еще и личный повод заняться туризмом в космосе: его 87-летний отец совсем не прочь перед отходом в иные миры ощутить невесомость и убедиться в том, что Земля круглая. Да и сам Ричард грезил об этом все свое детство. Поэтому он очень надеется подарить отцу на 90-летний юбилей прогулку в космос.

За несколько недель до того, как SpaceShipOne завоевал приз, Ричард разыскал Берта и Пола и предложил им сотрудничество. Брэнсон попросил эксклюзивные права на использование кораблей Рутана только его компанией (это стоило около $20 млн.) и позже оформил у Рутана заказ на проектирование пяти суборбитальных кораблей нового поколения SpaceShipTwo. Они должны быть безопаснее, комфортабельнее, вместительнее (5−8 пассажиров) предшественника и летать на большую высоту.

Первый SS2 Берт Рутан планирует построить уже в следующем году и, как только работа аппарата будет доведена до совершенства, предоставит его в пользование компании Брэнсона. По плану это должно случиться в конце 2008 года. Первыми после испытателей на SS2 в космос полетит сам Брэнсон с женой, двумя детьми и, возможно, с отцом и матерью, а потом уже туда отправятся клиенты компании. Аванс в размере десятой части стоимости билета ($20 000) внесли свыше 150 человек, но Ричард уверен, что это только начало. Еще несколько тысяч богатых клиентов проявили интерес к полетам, и как только они увидят, что «это работает», обязательно встанут в очередь, уверен Брэнсон. Правда, полететь на суборбиту смогут не все желающие с толстыми кошелками. Менеджерам Virgin Galactic, например, приходится предупреждать пышногрудых голливудских красавиц, что из-за перепада давлений в космосе их силиконовая грудь может просто взорваться. Хочешь в космос, жертвуй бюстом. Также в космос вряд ли смогут полететь люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Ведь в полете придется испытывать 4−5-кратные перегрузки.

Пока Рутан строит свой очередной корабль, компания Брэнсона решает другой насущный вопрос — откуда лететь? Первые испытательные полеты, скорее всего, будут осуществляться с космодрома в пустыне Мохаве (оттуда же взлетал SS1), но в самое ближайшее время начнется строительство частного космодрома в Нью-Мексико. Там-то и свершатся первые для Virgin полноценные полеты в космос.

Забронируй место в «Буране»

Строительство еще двух частных космодромов скоро развернется в ОАЭ и Сингапуре — с них будут взлетать туристы компании Space Adventures, пожалуй, самого главного конкурента Брэнсона. И летать они будут на российских кораблях. Именно Space Adventures в 2001 году отправила на орбиту первых трех космических туристов, которые заплатили по $20 млн. каждый. Место в Explorer обойдется будущим суборбитальным туристам компании в 200 раз дешевле, чем в «Союзе». Поэтому уже более 200 человек внесли аванс $10 000, оплатив 10% стоимости билета.

Explorer — это продолжение проекта суборбитального космолета C-XXI, прототип которого был создан заводом им. Мясищева. Разрабатывали этот аппарат те самые конструкторы, которые создали первый советский корабль многоразового использования. Поэтому, судя по всему, по форме и конструкции этот аппарат будет сильно напоминать «Буран». Но в отличие от него взлетать он будет, как и американский аналог, — с помощью самолета-носителя. Для этой цели выбран высотный самолет M-55 «Геофизика».

Cоглашение об инвестировании проекта Explorer было подписано недавно, и хотя детали его пока не разглашаются, представитель компании Space Adventures Эрин Лундберг заверила нас, что инвестиций хватит для того, чтобы именно российский Explorer открыл эпоху суборбитального туризма. А частный космодром в Рас-эль-Хайме (ОАЭ), с которого Space Adventures отправит первых туристов на суборбиту, обещает стать самым грандиозным проектом подобного плана: в его строительство планируется инвестировать $265 млн.

Почем билет на Луну?

Но предложениями Virgin Galactic и Space Adventures суборбитальный туризм не ограничивается. В Оклахоме к запуску туристов готовится серьезный концерн Rocketplane Kistler. Другая солидная компания, PlanetSpace, планирует за 5 лет, начиная с 2008 года, отправить в космос 2 000 туристов. Космические предприниматели уверены, что потенциал у космического туризма громадный. Согласно прогнозам американской консалтинговой компании Futron, к 2021 году космический туризм будет приносить более $1 млрд. дохода. Причем большая часть этой суммы будет приходиться на суборбитальные полеты. По прогнозам той же компании, к 2021 году на суборбиту будут выходить более 40 человек ежедневно и 15 000 — ежегодно. А билеты в космос к тому времени обещают упасть в цене до нескольких десятков тысяч. Но это начальный уровень. Те, кто побогаче, через 15 лет будут обживать орбитальные гостиницы — вроде сегодняшней МКС, но со всеми удобствами. Уже сейчас все идет к этому. Последователь Диамандиса, невадский миллионер Питер Бигелоу, учредил 50-миллионный приз для команды, которая до конца 2009 года на частные средства построит космический корабль, способный развить первую космическую скорость и выйти на орбиту. Глава компании Space Adventures Эрик Андерсон всерьез рассматривает возможность полета до Луны и даже называет конкретную цену — $100 млн.

Так что, если лет через 20 ваш приятель будет не в курсе последних событий, не думайте, что он свалился с Луны — скорее всего, просто прилетел оттуда.