На большом стенде Yamaha на IFA-2005 почти затерялись две небольшие комнатки, каждая не более 10 кв. м. В них висит обычная телевизионная панель, под которой прячется небольшой серебристый прямоугольник акустической системы. Таких панелей и плоской акустики на выставке тысячи моделей. Тем не менее посетители, зашедшие в одну их этих комнаток, застывают на многие минуты: в абсолютно пустых комнатах создается полная иллюзия работы дорогого многоканального кинотеатра.

Нет, неправильно — зритель просто оказывается внутри фильма, и никакие коробки акустики не отвлекают его от происходящего на экране. Но звук идет со всех сторон! Yamaha первой довела до ума самую многообещающую аудиотехнологию десятилетия — Sound Projector.

История вопроса

Появление DVD с многоканальным звуком ознаменовало новую эру домашних кинотеатров с неизбежным довеском в виде как минимум шести акустических систем, захламляющих квартиру. Инженеры сразу же включились в борьбу с их числом. Основная идея пришла из студийной фотосъемки и кино — там также необходим многоканальный… правда, не звук, а свет. Но вместо бесконечного увеличения числа осветителей фотографы и операторы научились работать с отраженным светом, используя стены и разнообразные экраны. Первой поэкспериментировать с отраженным звуком решила американская компания BOSE, выпустив серию компактной направленной акустики. Верхнюю часть колонок можно было направлять на стены — так, чтобы звук, отразившись от стен пару раз, подобно теннисному мячику, пришел бы к слушателю сзади, сделав ненужной тыловую акустику. Идея оказалась удачной и была многократно скопирована производителями — практически любой домашний кинотеатр, использующий менее пяти колонок, эксплуатирует идею BOSE. Правда, решение оказалось подходящим только для замены дешевых коробочных кинотеатров — говорить о полноценной замене многоканального звука не приходилось. После серии отражений от направленного звука мало что оставалось. Для дальнейшего прогресса нужно было найти способ фокусировать звук.

В принципе, решение известно давно — рупор. Но под каждую конфигурацию помещения пришлось бы изготавливать уникальные рупоры на заказ — распространение звука в разных комнатах уникально. Ответ был найден у изготовителей военных радаров. Старые радары напоминали гигантские полусферы, медленно сканирующие небо лучом.

С появлением большого количества скоростных целей они перестали устраивать военных — на смену пришли радары с фазированными решетками. Современный радар состоит из сотен, а порой тысяч, маленьких радарчиков. Меняя фазу сигнала, можно моделировать луч одного или нескольких больших радаров, перемещая его со скоростью света и фокусируя в любой точке. Эту идею по отношению к акустике впервые применила небольшая британская компания 1 Ltd — изменяя фазы сигнала в массиве маленьких акустических головок, компания научилась направлять и фокусировать звук в нужных точках. Осталось лишь воплотить идею в готовом изделии. Задача оказалась англичанам не по зубам.

Pioneer — значит первый

Для получения нужного эффекта количество динамиков должно исчисляться десятками, а еще лучше — сотнями. Каждый из них должен иметь свой персональный усилитель. Плюс ко всему — мощный сигнальный процессор, который бы мог в реальном времени вычислять нужные задержки для каждой головки и управлять усилителями. В современных радарах эту функцию выполняют, кстати, суперкомпьютеры.

Первой попыталась воплотить в «железо» идею 1 Ltd компания Pioneer. Специализированный процессор разработала Motorola. Мало кто видел и слышал новичка — Pioneer Digital Sound Projector PDSP-1. Он вышел большим (звуковое поле создается 254 (!) маленькими драйверами) и дорогим (254 усилителя). По некоторым данным, цена новинки в случае серийного производства должна была приблизиться к $20 000! Понятно, конкуренции с «настоящими» кинотеатральными системами за сравнимые деньги PDSP-1 выдержать не мог.

PDSP-1 немного опередил время — на момент создания звукового «прожектора» просто не существовало недорогих компактных и высококачественных цифровых усилителей. Дело в том, что «сердцем» таких усилителей являются полевые транзисторы, которые должны переключаться очень быстро. Те, которые были, не могли обрабатывать высокочастотные сигналы и применялись в основном в сабвуферах.

Вторая попытка

Второй предприняла попытку Yamaha, купившая патент у 1 Ltd. Она взяла за основу цифровой сигнальный процессор Texas Instruments, добавив к нему несколько процессоров собственного производства. Несмотря на то что к тому времени появились недорогие цифровые усилители (проблема с полевыми транзисторами была решена), инженеры Yamaha решили ограничиться 42 акустическими головками, чтобы уложиться в приемлемую сумму. Это им удалось — первенец YSP-1 (Yamaha Sound Projector-1) не превысил планку в 1,5 тысячи долларов.

Тригонометрия

Одно дело — слушать аппарат на выставке, другое — в реальной жизни. Мы разыскали в Москве YSP-1 и человека, настроившего не один десяток таких систем, — Владимира Морковника, бренд-менеджера Yamaha. Установили аппарат посреди далеко не идеальной комнаты, заставленной креслами, стойками, колонками и имеющей огромный незакрытый дверной проем, и начали настраивать наше чудо техники. Фраза Владимира: «с настройкой аппарата справится любой человек, владеющий азами тригонометрии» — слегка напрягла нас, и дальнейшую настройку мы доверили мастеру.

YSP-1 имеет два вида настройки — полуавтоматическую и ручную. В полуавтоматическом режиме через меню достаточно указать тип помещения (квадратное или прямоугольное), его габариты и расположение панели в комнате. Все! Можно подключать DVD-проигрыватель и слушать. Звучит вполне убедительно. Настройка заняла минут пять.

Пугавшая нас ручная настройка оказалась чрезвычайно занимательной и помогла лучше понять работу проектора. «Берем лист бумаги, чертим лучи и считаем углы», — инструктирует Владимир. Все отраженные лучи должны сойтись в точке, где будет находиться голова слушателя. Лучей должно быть пять: центральный, справа, слева и два сзади. Параметры вводятся по каждому отдельно, по вертикали и по горизонтали. У нас справа оказался дверной проем — не беда, лучи направили справа и слева. Как это справа и слева, спросит читатель, знакомый с той самой тригонометрией (вернее, геометрией), ведь если угол отражения равен углу падения, то и путь у лучей может быть единственный. И перенести вправо-влево точку отражения никак нельзя!

Вот тут-то мы переходим к следующему пункту ручной настройки — фокусировке звуковых лучей. Меняя фокусировку, мы можем добиваться схождения-расхождения звуковых пучков. Забегая вперед, скажем, что именно благодаря фокусировке можно добиться «эффекта присутствия» на гораздо большем пространстве, чем при традиционном пятиколоночном домашнем кинотеатре, где лучший эффект наблюдается в районе дивана, на который и настраивают систему.

Вернемся к фокусировке. Фокусируя сигнал в нужных точках, можно добиться, например, чтобы уровень отраженного от задней стены сигнала составлял до 60% от первоначального (у лучшей традиционной акустики он составляет не более 10%). Или чтобы весь эффект был сосредоточен в одном кресле. Или же объемным звуком можно было бы наслаждаться почти по всей комнате.

Следующий этап требует уже такого инструмента, как ухо настройщика. Панель переходит в режим специального шума, и специалист пультом доводит до совершенства ранее сделанные настройки. Процедура, кстати, не требует музыкального слуха — даже мне удавалось «поймать» звуковой луч и навести его прямо мне в голову.

Слушаем

Точная настройка заняла у нас около часа. После включения настроенной YSP-1 я долго стоял потрясенный — все казалось фокусом. Первое слово, которое я выдавил через пару минут, было: «Фантастика!» Звук был как в настоящем кинотеатре, но при этом никаких колонок не видно! Собственно, остался только фильм, и мысли о кинотеатре исчезли сами — я был внутри фильма.

Что дальше

«Популярная механика» не сомневается, что «звуковые прожекторы» ждет блестящее будущее — уж больно хорошо они звучат, оставаясь практически невидимыми. Что касается сложности настройки, то в этом году Yamaha выпустила две новые модели YSP-1000 ($1400) и YSP-800 ($850), снабженные выносным микрофоном и системой автоматической настройки.

Ну а чтобы уравновесить наши восторги, укажем и на недостатки. Самый главный состоит в том, что это система для домашнего кинотеатра. Если же вам нужна музыка, то ничего лучше старого стереоусилителя и пары напольных колонок еще не придумано. Маленькие цифровые усилители пока не бойцы с проверенными аналоговыми моделями, а батарея 4-сантиметровых драйверов не в состоянии соревноваться со специализированными твиттерами и динамиками в точности нюансов. А в остальном…

Европейская Ассоциация изображения и звука EISA признала YSP-800 инновацией в области домашних кинотеатров в 2005—2006 годах. Добавим от себя — превосходно звучащей инновацией.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2005).