Чтобы понять поведение этих древних хищников, приходится иногда влезать в их шкуру. В буквальном смысле этого слова.

Все началось с непослушания. В 1973 году знаменитый изобретатель акваланга и исследователь-океанограф Жак Ив Кусто читал лекцию на борту круизного судна. Его шестилетний внук Фабьен тихонько выскользнул из зала и прокрался в соседний — там крутили «Челюсти». «Родители и дед строжайшим образом запретили мне смотреть этот фильм, но я нарушил их запрет, — вспоминает Фабьен. — Нет, мне совсем не было страшно — я был безмерно удивлен. Мне неоднократно приходилось видеть настоящих акул, а в фильме они вели себя совершенно неправдоподобно. Наверное, именно тогда у меня и появилось желание рассказать людям о том, каковы эти животные на самом деле».

К своей мечте Фабьен шел долго: вопреки советам он категорически отказался специализироваться в морской биологии, выбрав никак не связанную с этим экономику: «Я хотел доказать себе и другим, что способен добиться всего самостоятельно». Но гены взяли свое, и к 39 годам Фабьен Кусто — оператор, океанограф-исследователь и продюсер собственной компании Fabien Cousteau Productions. Его первый фильм об акулах, «Нападение таинственной акулы», канал National Geographic показал в 2002 году. А зрители американского канала CBS скоро увидят новый фильм Фабьена Кусто «Демонический разум» (Mind of a Demon), где большие белые акулы не играют ролей, навязанных им людьми, а ведут себя совершенно естественно.

Сестра троянского коня

В возрасте 7 лет Фабьен увидел книгу комиксов «Сокровища Рэкхама Рыжего». У героев была подлодка в виде акулы. «С тех пор мне всегда хотелось иметь такую же», — говорит он. Его отец, Жан Мишель Кусто, в конце 1980-х заказал у знаменитого изобретателя Эдди Пола, конструировавшего различные механизмы для Голливуда, муляж акулы для изучения социального поведения этих хищников. Судьба «модели», изготовленной на скорую руку (всего за 2 недели), оказалась незавидной — одна из больших белых акул буквально разорвала ее на части. Фабьен вновь обратился к Эдди Полу. На этот раз конструктор подошел к делу со всей ответственностью, и стотысячедолларовая субмарина длиной 4 м и массой 544 кг была торжественно окрещена «Троей» (в честь троянского коня) и спущена на воду.

Анатомия обманщицы

«Троя» — настоящий шедевр инженерного искусства. Ее создали для того, чтобы обмануть самых крупных (6 м длиной и массой в 1,5 т) хищников на нашей планете — больших белых акул. Каркас «Трои» состоит из «ребер» — гнутых стальных труб диаметром 5 см. Они обтянуты обшивкой из полимерного материала SkinFlex, смешанного со стеклянной крошкой и песком, чтобы имитировать «наждачную» шкуру настоящей акулы (укус большой белой такое покрытие не выдерживает, но на то есть «ребра»). «Троя» не только выглядит как большая белая, она старается и вести себя соответственно: сложная система пневмоцилиндров позволяет ей плавать, изгибая часть туловища и хвост. Субмарина не герметична, а поскольку пузыри беспокоят акул, пилот лежит внутри «чрева» и дышит с помощью ребризера — запаса кислорода хватает на шесть часов.

Чужой среди своих

Целью создания «Трои» было максимально приблизиться к акулам и снять их в естественной среде обитания. Две камеры расположены в поворотных глазах, две дополнительных, выносных, замаскированы под рыб-прилипал.

«Я до конца не уверен, что мне удалось обмануть акул — говорит Фабьен, — но, по крайней мере, они не пугались и нормально реагировали на присутствие ‘Трои'". Лежа на животе и управляя камерами с помощью джойстика и ЖК-монитора, Фабьен отснял более 170 часов уникальных материалов.

Фильм готов, и скоро «Троя», по словам Фабьена Кусто, отправится в музей: «Впечатлений от акул мне хватит на ближайшие несколько лет. В море немало животных, которых интересно было бы изучить. Например, раки-богомолы — их нельзя держать в аквариуме, потому что клешнями они способны разбить даже 5-сантиметровое стекло». Интересно, как Фабьен собирается влезть в их шкуру?

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2006).