РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ситхи отомстили: Самые технологичные мечи в этой части галактики

Джордж Лукас написал в 1972 году сценарий странного фильма про далекие планеты, храбрых джедаев, разговорчивых роботов и прекрасных принцесс. Любовь Лукаса к новым технологиям с тех пор стала легендарной. Так, именно для первых в истории «Звездных войн» и была основана знаменитая компания Industrial Light & Music.

«Я поднимусь наверх, сниму еще пару эпизодов», — так имел обыкновение говорить Лукас посетителям своего ранчо Скайуокер, направляясь в монтажную студию JAK Films, названную так в честь троих приемных детей режиссера — Джетта, Аманды и Кати. Здесь делалась вся предварительная раскадровка для нового фильма «Звездные войны: Эпизод III — Месть ситхов». Она была трехмерной и определяла всё: мизансцены, поведение героев, продолжительность эпизодов, ракурсы и скорость движения камеры. Джордж Лукас наконец добился того, о чем всегда мечтал — перед ним был цифровой, интерактивный, простой в применении процесс, который можно было запустить практически со скоростью мысли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый черновой вариант раскадровки был готов еще до того, как начались основные съемки в Сиднее. Снимать предстояло на цифровую кинокамеру нового поколения. Уже не на Sony CineAlta HDW-F900, на которую был снят «Эпизод II: Атака клонов», а на камеру следующего поколения, Sony CineAlta HDC-F950.

Во время съемок работа на JAK Films продолжалась. Только теперь здесь делали черновой монтаж, оперативно собирая воедино многочисленные составные элементы каждого кадра: живые съемки, компьютерную графику, миниатюрные декорации. Результат предварительного монтажа отправлялся на закрытый сервер, а оттуда — на съемочную площадку и мастерам по спецэффектам из Industrial Light & Magic. По подсчетам продюсера картины Рика Маккаллума, число элементов в одном кадре могло доходить до 50−60. Для справки: кадров со спецэффектами в фильме — около 2500.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Покашляйте, генерал

Новым злодеем в «Эпизоде III» стал генерал Гривус, командующий сепаратистской армией дроидов. Еще до того, как роль генерала в «Звездных войнах» была окончательно определена, Джордж Лукас попросил художников подумать над его дизайном. Единственное указание режиссера было таково: генерал должен сочетать в себе черты робота и инопланетянина и выглядеть устрашающе.

Поучаствовать в создании нового персонажа хотелось всем, и Лукас получил около 80 набросков, в их числе — варианты с летающей головой или со сверхъестественным ребенком. Выбран был рисунок художника Уоррена Фу: инопланетянин в панцире дроида, с головой, напоминающей крышку от бутылочки спрея (именно она и послужила источником вдохновения). «Это легкий намек на то, кем станет Анакин», — так объяснил Лукас свое решение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Генерал Гривус представляет собой более раннюю версию технологии, которой предстоит превратить Анакина в Дарта Вейдера. «В случае с Гривусом технология еще не вполне отработана, так что как бы генерал ни впечатлял, он все-таки выглядит не вполне здоровым и все время кашляет», — говорит главный аниматор картины Роб Коулман. Последним свойством, впрочем, Гривус обязан простуженному Джорджу Лукасу, который заглянул на площадку во время записи звука и забавы ради покашлял в микрофон. Звукотехники потом обработали этот кашель, который стал частью образа персонажа.

Дизайн генерала оказался одним из самых сложных — на создание его цифрового макета ушло 16 недель. Аниматоры ILM много внимания уделяли странным и неестественным движениям Гривуса. Они также разработали его боевой стиль: генерал сражается не одним, а сразу четырьмя лазерными мечами! Было решено, что Гривус станет использовать лазерные мечи только в двух руках одновременно, но зато будет драться так быстро, как только возможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Голосом генерала стал Мэттью Вуд, по совместительству один из монтажеров звука в картине. Он принимал участие в отборе голосов для этой роли, обрабатывая каждую пробу через программу Digidesign Pro Tools — искусственно понижал голоса и добавлял механический тембр. Между делом Мэттью записал свой собственный голос и отправил его Лукасу в качестве анонимной пробы. Вскоре инкогнито пришлось раскрыть: он получил роль.

Йода — новый Рэмбо

«Моя цель — заставить аниматоров поверить в то, что они актеры», — говорил Роб Коулман, приступая к работе над «Эпизодом III». Коулман и его подчиненные сделали в общей сложности около 90 минут анимации для этого фильма. Но самым большим своим достижением они считают Магистра Йоду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот персонаж, любимый всеми поклонниками «Звездных войн», прошел долгий путь от резиновой куклы до цифровой анимации. Цифрового Йоду зрителям продемонстрировали уже в «Эпизоде II: Атака клонов», однако теперь его возможности существенно расширились. У Йоды больше экранного времени и больше реплик, его кожа выглядит реалистичнее, и он стал лучше одеваться — программы по имитации тканей шагнули за последние годы далеко вперед. Зеленоухий наставник джедаев также демонстрирует в полный рост свое боевое мастерство. «У нас теперь просто Рэмбо, а не Йода», — шутит Роб Коулман.

Йода создавался усилиями 15 компьютерных мультипликаторов, которые работали над его туловищем, одеждой, волосами и лицом. За мимику отвечал аниматор Джеми Уэлесс, а Коулман вместе с коллегой Тимом Харрингтоном разрабатывали движения — и сами сыграли их на площадке для motion capture.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы помочь актерам фокусироваться, на съемочную площадку принесли куклу Йоды из картины 1999 года «Эпизод I — "Призрачная угроза". Время ее не пощадило: лицо у куклы было, как говорят очевидцы, довольно сильно перекошенным.

Кондиционер для Чубакки

В «Эпизоде III» появляется 8 планет — больше, чем в каком-либо другом фильме «Звездных войн». Каждая планета со своим неповторимым обликом требовала комбинации цифровых эффектов, детальных миниатюр и живых съемок, проведенных в Китае, Таиланде, Швейцарии и Тунисе.

Яркий пример — планета Кашиик, родина народа вуки. Пейзаж планеты собран из гор, снятых в Китае, обработанной на компьютере береговой линии Таиланда и миниатюр. Для создания деревьев, на верхушках которых и живут вуки, Брайан Гернард, руководивший созданием макетов, сконструировал одну-единственную детальную миниатюру дерева. Взяв ее за основу, компьютерные аниматоры «вырастили» целый тропический лес.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аналогичным образом на ILM «размножили» и самих вуки, которые сражаются с армией сепаратистов (Лукас признаётся, что в этом эпизоде хотел вспомнить «Спасение рядового Райана»). В толпе всего шесть живых актеров — статистов, тщательно отобранных по росту, фигуре, форме рук, ног и головы. Для них сконструировали механические головы и волосатые костюмы, под которые была пристроена сеть тонких трубочек с ледяной водой — чтобы актеры не перегрелись. У Лукаса оказалась припасена целая кипа образцов искусственной шерсти разных оттенков, которые помогли отличать вуки друг от друга. Шесть статистов впоследствии были размножены на компьютере и снабжены разнообразным оружием. В задних рядах воюют уже исключительно цифровые вуки, жесты и движения которых были записаны с помощью motion capture.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жизнь в кратерах Утапау

Одной из самых трудоемких планет стала Утапау, на которой Оби-Ван Кеноби разыскивает генерала Гривуса. Поверхность Утапау испещрена кратерами, и некоторые из них настолько велики, что в их стенах размещаются целые города. Столь экзотический ландшафт трудно было бы найти в реальности, так что Джордж Лукас одобрил воссоздание его на миниатюрах. Было сделано два макета, изображающие один и тот же кратер в разных масштабах. Для сцен «в черте города» построили модель в масштабе 1:90. Это была часть кратера, около 5 м в высоту и 7,3 м в ширину. Здесь были подробно представлены разные уровни жизни города на Утапау. «У нас был спальный район, деловой квартал и торговая зона», — говорит Брайан Гернард.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второй макет показывал весь кратер целиком. Он был сделан для общих планов в масштабе 1:2000 и со множеством мелких деталей, для которых использовали коричневую промышленную глину. Модель была менее 2 м в диаметре и 5,5 м в глубину, и все внутренние структуры, таким образом, были очень мелкими. Одних только крохотных зданий было построено почти две тысячи, причем все они были покрашены, искусственно состарены и размещены внутри кратера.

Коктейль из лавы

Кульминация фильма, последнее сражение Оби-Вана Кеноби и Анакина Скайуокера происходит на вулканической планете Мустафар, среди потоков лавы и извергающейся магмы. Еще до начала основных съемок Джордж Лукас отправил своего оператора на Сицилию — снимать извержение вулкана Этна. «Мы используем съемки настоящего вулкана, а также много виртуальных деталей и несколько макетов для показа всего ландшафта», — объясняет Роджер Гюйетт, руководивший созданием эффектов к этой сцене.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По мнению Гюйетта, миниатюрные модели придают трагедии на Мустафаре «ощущение реальности». Миниатюрность, правда, была довольно относительной: некоторые макеты были больше 9 м в длину. Вместо лавы по искусственному вулкану текли сотни литров пищевого загустителя, который в обычной жизни используется в кетчупах и молочных коктейлях. Продукт этот оказался довольно дорогим, и группу попросили его экономить и при возможности использовать повторно. Были установлены фильтры, которые удерживали загуститель и направляли его в коллектор, откуда он снова попадал на макет вулкана. Пришлось помучиться с потоком камней, который должен был идти поверх лавы: загуститель оказался капризным и менял цвет при соприкосновении с мелкой черной пылью, которая должна была изображать булыжники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главное, чтобы костюмчик сидел

Оби-Ван и Анакин дерутся не просто так, а по плану, занимающему 15 страниц и для непосвященного выглядящему как список неизвестных буквенно-цифровых обозначений. Таким образом координатор трюков Ник Гиллард обозначал движения каждого из персонажей; каждому боевому приему джедаев и ситхов соответствует определенный код, и их — несколько десятков. Актеры сыграли без дублеров. Хайден Кристенсен (Анакин) готовился к своей партии особенно тщательно: ежедневно в течение трех месяцев он по шесть часов упражнялся с мечом, два часа работал в спортзале и при этом успевал питаться по шесть раз в день. В результате к началу съемок актер набрал 11 кг мускульной массы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на все эти усилия, обойтись без цифровых двойников не удалось. При монтаже Лукас понял, что в поединке не хватает нескольких необходимых элементов. «Он мог бы вернуться и переснять, — объясняет Роб Коулман, — но Эван Макгрегор (Оби-Ван) уже был занят, он снимался в другом фильме. Джордж пришел к нам и спросил, можем ли мы сделать этих ребят цифровыми для этого маленького фрагмента?»

«С того дня, как меня взяли на эту роль, я не мог дождаться возможности надеть костюм Дарта Вейдера», — говорит Хайден Кристенсен. Благодаря стараниям художницы по костюмам Триши Биггар черное одеяние выглядит так же, как и в первом фильме 1977 года. Почти так же. «Мы хотели, чтобы костюм выглядел чуть более механистично, как будто он совсем новый — каким он, в сущности, и является, — говорит Биггар. — Ведь Анакин надевает его впервые». Чтобы увидеть Кристенсена в новом обличье, на площадку сбежалась вся съемочная группа. Он же, увы, не видел почти никого: обзор через маску Дарта Вейдера оказался практически нулевым, и пришлось подсматривать через отверстие для рта.

«Это история Дарта Вейдера, и она подошла к концу», — говорит Джордж Лукас. Последние эпизоды «Мести ситхов» были отсняты в том же лондонском павильоне, где он скомандовал «Мотор!» почти 30 лет назад, начиная съемки картины «Эпизода IV: Новая надежда». С тех пор «Звездные войны» прочно закрепились в статусе культурного феномена и любимого фильма нескольких поколений, собрали $1,6 млрд. в американском прокате и $3,4 млрд. в мировом (и это не считая доходов от последнего фильма).

Сага закончилась, но космическое путешествие Джорджа Лукаса продолжается. Через два года он намерен перевыпустить все шесть «Звездных войн» в формате 3D.

Загрузка статьи...