Испытание многоразовой ракеты состоялось в рамках пятой миссии SpaceX по доставке груза на МКС.

SpaceX
Ракета Falcon 9 после старта с космодрома.
NBC News
Траектория полета ракеты Falcon 9 и приземления первой ступени.
SpaceX

Во время предыдущих пусков были испытаны отдельные элементы технологии мягкой посадки — раскладные опоры, посадочные двигатели и аэродинамические рули. Многоразовые ракеты должны уменьшить стоимость выведения груза на орбиту в несколько раз: когда технология мягкой посадки будет отлажена, ракеты смогут садиться на тот же космодром, заправляться топливом и снова взлетать.

Как сообщил в своем Твиттере глава SpaceX Элон Маск, первая ступень ракеты не смогла успешно приземлиться на плавучую платформу после отделения от «космического грузовика» Dragon 10 января. Ступень долетела до платформы, но приземление было жестким. Специально построенная у побережья Флориды (США) платформа не пострадала, но вспомогательное оборудование на палубе требует замены.

Причиной столь жесткой посадки стали гидроприводы решетчатых рулей, которым не хватило рабочей жидкости. Рули отработали в штатном режиме на сверхзвуковой скорости при входе в атмосферу, но в последние мгновения полета их заклинило.

Как объяснил Маск, в ракете Falcon 9 использована незамкнутая схема, в отличие от обычных гидроприводов: отработанная жидкость сливается за борт, что упрощает и облегчает конструкцию. Однако при такой схеме рули могут работать в течение всего лишь четырех минут, так что в следующий раз запас жидкости будет увеличен в полтора раза.