Техника всегда служила войне так же, как и мирному времени. Однако именно Первая мировая война осталась в памяти человечества как война «бензина и моторов». Из-за повсеместного недостатка специализированной техники на фронт привлекали и гражданские машины, которые инженеры кое-как модифицировали под военные нужды.
Из мирного транспорта в боевого монстра: инженерные чудеса бронетехники

Рекордсменом в этой области стала Британия, которая за четыре года изъяла из городских автопарков свыше 1000 автобусов. Их борта обивали пятисантиметровыми досками, вынимали стекла и красили в маскировочные цвета — получался примитивный БТР. В один такой автобус помещалось до 25 солдат или же до 4 тонн груза. На некоторые машины даже устанавливали противовоздушные пушки, превращая их в самоходные зенитные установки. При этом в спешке некоторые автомобили не успевали перекрасить, так что они шли в бой, сверкая рекламой и фирменной красно-белой раскраской.

После войны автобусы на некоторое время вернулись к своим гражданским обязанностям. Примечательно, что в 20-х годах в СССР был рассмотрен и отклонен патент на своего рода металлический кожух, превращавший гражданский транспорт в бронетехнику. Эта идея, впрочем, нашла свое воплощение во времена Второй мировой, правда, все в той же Британии. Второй этаж знаменитых лондонских автобусов сняли и на освободившееся место установили бронекорпус с остроконечной крышей. Весил такой транспорт порядка 12 тонн!

В США инженерная мысль тоже нашла свое поле для творчества. В 1943 году конструктор Дэн Джиллспай продемонстрировал грузовик с двухэтажным бронеприцепом на 260 человек — цифра совершенно невероятная для такого рода транспорта. Увы, серийное производство автомобилей так и не наладили.

В недалеком прошлом хорватская компания ZET вспомнила опыт прошлого и переоборудовала несколько автобусов «Икарус-115» в бронетранспорт для санитарных нужд. Для 1991 года бронирование было солидным, толщина металлических пластин достигала 8 мм. Один такой автобус до сих пор можно увидеть в Военном музее.

Разумеется, нельзя не вспомнить трамвай из Ленинграда, который в 1942 году был переоборудован в мотоброневагон силами трамвайного депо имени Смирнова. Он был разобран вскоре после того, как угроза вторжения немцев в город миновала, так что точный облик этой машины остается тайной. Известно, впрочем, что за его основу взяли обшитый бронелистами вагон МС-4, а в качестве вооружения были предусмотрены или станковые пулеметы «Максим», или ДТ на шаровых установках.

В наши дни бронировать можно любой гражданский транспорт, даже личный автомобиль. Сегодня этим занимаются профессиональные механики, так что визуально отличить бронированную машину от оригинальной сможет лишь наметанный глаз. Если вам интересно, как легковой автомобиль превращается в бронетранспорт, то советуем обратить внимание на специальный сюжет, который подготовил телеканал Discovery: