Там, где зима длится дольше, чем лето, зимняя рыбалка — весьма популярное развлечение. Но сначала нужно просверлить ледяной покров.

Зимняя, или, как ее часто называют, подледная рыбалка в ряде стран не только не уступает, но зачастую и превосходит по популярности рыбалку на открытой воде. Хотя география распространения подледной пресноводной рыбалки не может сравниться с рыбалкой летней, климатические условия и наличие регулярного ледового покрова на водоемах обусловили ее популярность в России, Скандинавских странах, Северной Америке и Канаде. Неудивительно, что именно эти страны и являются родиной большинства изобретений и технических решений, используемых для производства зимнего рыболовного снаряжения. Благодаря довольно локальному рынку сбыта таких товаров в этом сегменте производства не наблюдается засилья производителей из Юго-Восточной Азии — бал здесь правит либо старая консервативная Северная Европа, либо молодые высокотехнологичные фирмы Нового Света. Причем, что интересно, среди снаряжения для подледного лова прекрасно уживаются как кустарно изготовленные, порой штучные, изделия, так и продукты высоких технологий, произведенные на самых современных фабриках.

Против лома нет приема

Пожалуй, первое, что нужно проделать, прежде чем начать ловлю, — это просверлить лунку во льду. Ведь именно от количества просверленных лунок зачастую зависит успех рыбалки. Иногда за день приходится сверлить до сотни лунок в толстом, порой многослойном льду, поэтому хороший ледобур — самый важный инструмент рыболова-зимника и залог успеха при подледном лове.

Еще наши прадеды использовали для этих целей пешню — надежный инструмент, которым, обладая известной сноровкой, рыболов легко проделывал в тонком и среднем по толщине льду лунку необходимого размера и конфигурации. Пешня — это очень простой инструмент, лом, насаженный на рукоятку из твердых пород дерева. Рубящая часть бывает различной формы: это может быть долото, лопатка, закругленная стамеска — главное, чтобы сталь была качественной, а рабочая кромка хорошо заточенной. Причем пешня не должна быть легкой — иначе работать ей будет тяжело (оптимальная масса 2−3 кг). Пешня также служила средством безопасности — передвигаясь по тонкому ненадежному льду, рыболов простукивал лед перед собой, и, если лед пробивался с одного удара, старался обойти опасное место.

Ложка не для супа

Безраздельное господство пешни закончилось с изобретением инструмента для сверления льда — ледобура. Он позволял без особых усилий делать лунки стандартного размера даже в метровом льду. Ледобуру удалось даже расширить «целевую аудиторию» подледного лова за счет пожилых людей и «сердечников», которым работа с пешней была категорически противопоказана. Ледобур представляет собой режущую головку, приваренную к стальной штанге с рукояткой. Установив инструмент вертикально, рукоятку вращали, одновременно прикладывая вертикальное усилие.

Первой широко известной конструкцией ледобура была «ложка». Рабочая головка по форме действительно была похожа на ложку с остро заточенной фаской, которая, собственно, и резала лед. При удачной конструкции головки и грамотно заточенной фаске такой ледобур без труда сверлил даже довольно толстый и многослойный лед. Однако подобная конструкция имела и свои недостатки. Во‑первых, необходимо было держать в идеальном состоянии заточку режущей части (в противном случае ледобур просто скользил и не врезался в лед). А во-вторых, очищать лунку от остающихся в ней ледяных осколков нужно было самостоятельно.

Тоже посуда

Конструкторская мысль не стояла на месте, и на смену «ложкам» пришла другая «посуда» — ледобур, получивший в рыболовной среде название «стакан». Рабочая часть его была сварена из металлической полосы, свернутой в цилиндр. В нижней части получившегося цилиндра располагались два или три зазубренных ножа. Когда при сверлении ледяная крошка заполняла внутренность «стакана», рыболов вынимал ледобур из лунки и легким постукиванием об лед освобождал рабочую часть от крошки, после чего продолжал сверлить лед. Рыболовам со стажем известна и еще одна конструкция ледобура, получившая название «кольцо». Режущая часть этого инструмента, выполненная в форме кольца с ножами, собственно, не сверлила отверстие, а вырезала окружность вокруг ледяного стержня, который рыболову приходилось периодически выламывать. Работать с таким ледобуром было непросто, но одно несомненное преимущество он имел — лунка получалась чистой и свободной от ледяной крошки.

Большие саморезы

Наконец, в 1970-х годах была изобретена конструкция, которая благодаря своему удобству и надежности получила широкое распространение. С небольшими конструктивными доработками она и по сей день доминирует у всех современных производителей. Речь идет о так называемой шнековой схеме. Такой ледобур, помимо режущей части, выполненной в виде съемных ножей или целиком заменяемой головки, имеет ленту шнека, наваренную вокруг штанги (наподобие резьбы самореза).

В результате ледобур не только легко режет и сухой и сырой лед, но и транспортирует ледяную крошку из лунки. Вариантов конструкций довольно много. В Советском Союзе, а затем и в России заслуженной славой пользовались «Ленинградские» ледобуры, выпускаемые огромными тиражами. Эта модель заслужила славу недорого и практичного трудяги, но, к сожалению, не лишенного недостатков. Главными минусами были слабый узел соединения складной штанги, постоянно разбалтывавшиеся пластмассовые ручки и не всегда удачный угол наклона плоских ножей. Российские умельцы в ответ на это подкладывали под ножи прокладки, ставили ручки на подшипниках и втулках, использовали дисковые и зазубренные ножи. Диаметр лунки, высверливаемой такими ледобурами, не превышал 130 мм.

Современные ледобуры

В настоящее время все большее распространение на российском рынке получают изделия двух гигантов «буростроения» — финской Rapala, входящей в международный концерн Normark, и многочисленное семейство ледобуров Mora от шведской фирмы Ericson. Принципиальное отличие продукции этих двух известных марок — в конструкции режущей части. Финские модели имеют цельную сменную головку из цементированной стали, в то время как шведы предпочитают конструкцию со сменными ножами из инструментальной стали сложного профиля, справедливо полагая, что гораздо дешевле заменить ножи, чем дорогостоящую головку. К тому же такие ножи допускают многократную заточку (но для этого требуются навыки и специальный инструмент). Впрочем, в Скандинавских странах замена и покупка запасных головок никакой проблемы не составляет — в любом рыболовном магазине затупившуюся головку поменяют на новую за символическую плату.

Современные ледобуры позволяют легко сверлить лунки диаметром от 90 до 200 мм (в зависимости от модели), что дает возможность без труда вываживать практически любую пресноводную рыбу. Такие ледобуры легко сверлят метровый лед, а при наличии телескопической штанги или удлиняющей вставки эта толщина значительно увеличивается. Особенно удобны удлиненные ледобуры на Крайнем Севере или в конце длинной морозной зимы, когда досверливать лунку в толстенном льду приходиться буквально сидя на коленях. Конструкция гнутых ножей сложного профиля позволяет им с каждым новым оборотом ледобура вгрызаться в лед в новом месте, что исключает тугой ход и заклинивание инструмента. Но при работе нужно соблюдать осторожность — избегать сверлить лед под автомобильными мостами или под крутым берегом, не покрытым снегом. Снесенный на лед песок моментально выводит ножи из строя, и если рыболов не догадался прихватить с собой запасной комплект, — прощай, рыбалка!

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2005).