Новый год — это уже потом радость, а сначала хлопоты — где, как, с кем встретить — и вечная беготня в поисках подарков. Вы легко выбираете подарки? Если нет, то «ПМ» готова поделиться идеей. И не только идеей, но и инструкцией к ее воплощению. Как насчет праздничного ледяного сервиза?

Бензопила и терка

Для обработки льда используются те же инструменты, что и для дерева (как правило, мягкого). Это прежде всего различные стамески — плоские, угловые, скругленные, всевозможных размеров и диаметров. Каждый мастер выбирает и затачивает инструмент «под себя». И режут ледяные блоки, подобно дереву, электро- или бензопилами. Инструменты очень быстро тупятся, особенно если лед не особо чистый; хуже всего для пилы вкрапления песка. Лучшие инструменты (специально для льда!) выпускаются в Японии, что и позволяет японцам быть непревзойденными асами в технологиях обработки льда. Стоит набор японского инструмента десятки тысяч долларов, поэтому в России он редкость. Но обработка обработкой, а ледовая скульптура — это прежде всего творчество, и по части фантазии у россиян соперников немного.

К примеру, ни один японский инженер не смог додуматься до терки — уникального прибора для шлифовки льда. Это доска, в которую ввинчены крупные шурупы, торчащие из нее сантиметра на полтора. Приводится в движение чудо-техника посредством двух дверных ручек.

Ведро для шампанского

Для ведра мастер обыкновенной электропилой отрезает от большого блока заготовку нужного размера. Вот говорят «как по маслу» — поверьте, можно говорить «как электропила по льду», настолько мягко погружается инструмент в прозрачный блок. Потом мастер выравнивает дно намечающейся емкости: неровности стесывает стамеской, а затем шлифует поверхность теркой. Следующий этап — из параллелепипеда надо сделать нечто ведрообразное. Опять в ход идет стамеска, с ее помощью мастер убирает углы, придавая верхней части форму круга. Профи все делает на глаз. Вы же без предварительной разметки вряд ли обойдетесь. Для этого подойдет маркер (обязательно на спиртовой основе). Ориентируясь на получившийся круг, мастер стесывает грани заготовки, и получается перевернутый усеченный конус. Теперь надо освободить ведро от лишних «внутренностей». Для этого нужна широкая скругленная стамеска. Резкими движениями мастер дробит лед, затем осторожно убирает неровности. Шампанским в ведре еще и не пахло, а дымок — снежная пыль — уже поднимается. Периодически мастер высыпает скапливающиеся внутри осколки. Прежде чем сделать это самому, вспомните, что весит ведрышко 10−12 кг. Стенок в 4 см толщиной хватит, чтобы ведро простояло на праздничном столе 5−6 часов. Когда форма готова, можно подумать и о красоте — тут уж как вам фантазия подскажет… Для отделки годятся маленькие угловые стамески. Чем больше граней, тем интереснее играет свет, но не переборщите: одно неверное движение, и почти готовое ведро может расколоться. Чтобы фигура заблестела, ее обдувают феном. Профессионалы пользуются строительным, но в домашних условиях вполне сгодится и позаимствованный у жены. Только не забудьте выставить его на полную мощность. Теплый воздух подтапливает лед, мелкие неровности и царапины сглаживаются, и на блестящей поверхности начинают играть световые блики. Можно обойтись и без фена — внести фигуру на 10−15 минут в теплое помещение. А большие плоскости (не в нашем случае) разглаживаются обычным утюгом.

Фужер

Для фужера мастер отпилил ледяной брус 20х10х10 см. Сначала крупной стамеской стесываются углы, и заготовка принимает форму цилиндра. В нижней трети цилиндр утончается — вырезается ножка, тут в дело идет инструмент помельче. Потом формируется плавный переход от широкой части к ножке. Обязательно надо тщательно выровнять дно, чтобы бокал не заваливался на сторону. Дырка для веселящего напитка высверливается «пером», хорошо знакомым резчикам по дереву. Здесь осторожнее: малейшее неверное движение, и хрупкий край будет сколот. Края фужера стоит скруглить, чтобы не оставалось острых кромок.

Икорница

Привыкший к масштабным банкетным заказам маcтер взял заготовку 25х30х30 см. Увидев это, мы смутились: 200 г закупленной для съемки икры здесь явно потеряются… Этапы обработки все те же: стамеской, теркой, стамеской поменьше. Новичку, пожалуй, придется немало повозиться, чтобы поверхность раковины получилась такой округло-волнистой.

Как сделать вазу-корабль, мы не рассказываем. Технология неизменна, вопрос только в мастерстве. А для него нужна тренировка. Чтобы сервиз дольше сохранился в жаркой атмосфере праздника, предварительно его следует проморозить эдак при -15°С. Тогда ваш шедевр простоит на час-два дольше. Если вы поставите скульптуру прямо на стол, то уже скоро от нее на колени ваших гостей потекут радостные весенние ручейки. Поэтому надо приготовить правильный «постамент». В низкий широкий лоток положите пару деревянных брусков, задрапируйте все это тканью и поставьте на бруски фигуру. Талая вода будет просачиваться сквозь ткань и скапливаться в резервуаре.

Благодарим Виктора Чернышева, Николая Жданова и Олега Чернышева за помощь в подготовке статьи.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2005).