«А красные носы уберем в „Фотошопе“», — сказал наш художник, когда редакция «ПМ» решила сфотографироваться после мастер-класса. Четыре часа мы просидели в морозильнике, промерзли до костей. Но ни минуты об этом не пожалели: мы учились делать ледяные скульптуры.

Тающая вечность

Помните, какое слово в сказке Андерсена выкладывал из ледышек мальчик Кай? «Вечность». В наших краях вечность изо льда не получится. Весной лед неизбежно тает, поэтому памятником материальной культуры быть не может. И судить о том, что наши предки делали изо льда, можно лишь по сказкам и преданиям. А там есть и про ледяную избушку, и про снежные крепости и веселые ледяные горки. Да и странно, если бы народ, который чуть ли не полгода видит вокруг себя лед, не научился использовать его не только в практических целях (в погребах-ледниках хранили продукты до самой осени), но и для радости.

Куриозное чудо

Самый знаменитый потешный дворец изо льда построили зимой 1739−1740 годов. Охотница до развлечений императрица Анна Иоанновна придумала устроить куриозную свадьбу своего шута князя Голицына. Для этой свадьбы был выстроен ледяной дом внушительных размеров: длиною восемь сажен, шириною в две с половиною, а вышиною вместе с кровлей в три сажени (то есть 17х5,33х6,4 м). Перед архитектором П.М. Еропкиным, автором генерального плана застройки Санкт-Петербурга, была поставлена сложная задача: материалом для дома должен служить только лед. Для реализации проекта привлекли физика и математика академика Г. В. Крафта, который подошел к строительству как к научному эксперименту. Он же и оставил подробнейшее описание Ледяного дома под академически исчерпывающим названием: «Подлинное и обстоятельное описание построенного в Санкт-Петербурге в январе 1740 года ледяного дома и всех находившихся в нем домовых вещей и уборов с приложенными при том гравированными фигурами, также и некоторыми примечаниями о бывшей в 1740 году во всей Эвропе жестокой стуже, сочиненное для охотников до натуральной науки чрез Георга Вольфганга Крафта, Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук члена и физики профессора».

Лед для строительства заготавливали на Неве: выпиливали большие плиты, клали одну на другую и скрепляли, поливая водой. Затем к работе приступали искусные резчики, оформившие столь необычный образец барочной архитектуры резным фасадом и скульптурными композициями. По свидетельству современника, этот дом «гораздо великолепнее казался, нежели когда бы он из самого лучшего мрамора был построен, для того казался сделан был будто из одного куска, и для ледяной прозрачности и синего его цвету на гораздо дражайший камень, нежели на мрамор походил».

В доме не только стены, но и вся мебель, утварь и даже лежавшая на столе колода карт были сделаны изо льда. Но больше всего постоянно толпящийся у дома люд поражали горящие ледяной камин и свечи, ледяная баня, в которой можно было париться, стреляющие ледяные пушки, ледяные дельфины, из пасти которых вырывались языки пламени, и — чудо из чудес — ледяной слон в натуральную величину. «Сей слон внутри был пуст и столь хитро сделан, что днем воду вышиной почти четыре метра пускал. А ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал. Сверх же того мог он как живой слон кричать, которой голос потаенной в нем человек трубою производил». Загадка камина, свечей и дельфинов объяснялась все тем же — нефтью. Академик Крафт знал, что лед — вещество с очень высокой удельной теплотой плавления, что на его «растопку» уходит больше энергии, чем на плавление иных металлов, но не только для черни, но и для европейской аристократии описание этих диковинок «невероятно и вымышленно казалось».

Дворец в Нескучном

Практически все, что в XVIII веке строилось руками сотен крепостных, в наше время смогли реконструировать скульпторы фирмы «Вьюговей». В 2000 году для съемок фильма компании НТВ (серия «Российская империя») была выстроена копия Ледяного дома времен Анны Иоанновны.

Технология строительства ледяных дворцов с той поры мало изменилась: все те же уложенные друг на друга ледяные кирпичи, скрепленные водой. Скорость строительства объясняется новой техникой. Конечно, сейчас лед выпиливают бензопилами. Но специально для съемок продемонстрировали, как добыча необычного строительного материала велась 250 лет назад. Во льду прорубали отверстие, куда опускали ручную пилу с привешенным грузом, и так выпиливали кирпичи.

Всего для съемок из Пионерского пруда, что в московском ЦПКиО им. Горького, было заготовлено (конечно, не вручную) около 450 блоков размером 1х0,5х0,25 м. Пользуясь вместо рычагов, о которых писал Крафт, современными кранами, шесть мастеров за неделю выстроили в Нескучном саду три стены и пол, воспроизвели внутреннее убранство и большую часть скульптур. Крышу делать не стали — для съемок она не требовалась, да и погодные условия не способствовали: температура во время строительства поднималась до +50C.

При реконструкции огненных затей были внесены коррективы. Вместо нефти в ледяном камине горел газ, в ледяных дельфинах прятались не насосы, подающие нефть, а обычный пиротехнический заряд типа «фонтан». А вот в пушке заряд был настоящий, пороховой. Еще при строительстве первого дома Крафт доказал, что в пушки вовсе не обязательно вставлять трубы, порох можно засыпать прямо в ледяное жерло. Так и поступили. Но рассчитать заряд для столь необычного орудия сложно, с первого раза не получилось, и часть дула отвалилась. Второй дубль прошел как надо, и из жерла вылетело трехсотграммовое ледяное ядро.

В отличие от дворца Анны Иоанновны, который стал «помаленьку валиться» лишь к исходу марта, ледяной дом в Нескучном разрушили через несколько дней после съемок — чтобы тающие стены ненароком не задавили любопытствующих. Вообще киношники питают ко льду особую слабость — уж очень эффектная картинка получается. «Умри, но не сейчас», «Ватель», наш родимый «Статский советник» — возможно, когда-нибудь «ПМ» напишет и об этом.

Ледяной Мао

Ледяной дом — не самый сложный проект, выполненный мастерами «Вьюговея». На их счету 17-метровая копия колокольни Ивана Великого, ледяные варианты Эйфелевой башни, Растральных колонн, фасада Петербуржской биржи и многое другое. Ядрами точной копии Царь-пушки (в масштабе 1:2), установленной три года назад на ВВЦ, стрелять не стали. И без того двух пиротехнических зарядов (один — для дыма и звука, другой — для пламени) хватило для полного восторга всей толпы.

Но самые грандиозные ледяные дворцы современности строятся пока не у нас. В 1882 году в Монреале провели первый зимний карнавал, а уже на следующий год решили, что гвоздем программы будет ледяной дворец. Его проект заказали известному архитектору А. Харчитсону, который построил замок с высокими шестиметровыми стенами, центральная башня которого поднималась аж на 27 метров.

С зимы 1950 года в японском городе Саппоро проводится самый знаменитый на сегодня зимний фестиваль — «Юки Мацури». Поначалу все было довольно скромно, но принявшие участие в фестивале 1955 года Силы самообороны Японии решили не мелочиться, и с тех пор средний размер ледяных фигур составляет 15 и более метров. Главная изюминка «Юки Мацури» — воспроизведение известнейших мировых построек. В разные годы в Саппоро переселялись Тадж-Махал, лондонский собор Святого Павла, Баварская опера, брюссельская Фондовая биржа и даже храм Василия Блаженного. А вот в Харбине, где фестивали проходят с 1963 года, кроме чарующих ледяных пагод и диснеевских героев можно увидеть сверкающие бюсты членов политбюро и даже самого Мао.

Благодарим Виктора Чернышева, Николая Жданова и Олега Чернышева за помощь в подготовке статьи.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2005).