Если вам когда-либо придется пережить второй Всемирный потоп, знайте: лучшее место для этого — самый высокотехнологичный в мире круизный лайнер «Quantum of the Seas».

Пять лет назад название Royal Caribbean облетело заголовки всех газет мира, когда компания построила круизный лайнер доселе невиданных размеров. 360-метровый «Оазис морей» высотой с 25-этажный дом (и это только над морем) по водоизмещению сравнялся с крупнейшим в мире авианосцем класса «Нимиц» и заставил говорить о себе даже тех, кто и не помышлял о морских круизах.

Однако специалисты Royal Caribbean вовсе не собирались почивать на лаврах. Примерно одновременно с отправкой в печать этого номера в свой первый круиз вышел лайнер «Quantum of the Seas» (Квант морей), который создатели называют самым высокотехнологичным туристическим судном современности. Мы познакомились с «Quantum of the Seas» за месяц до окончания строительства и заглянули к нему «под обшивку», чтобы проверить, заслужил ли новый лайнер свой амбициозный титул.

Дом вверх дном

Да, «Quantum of the Seas» не первый по величине круизный лайнер в мире, а всего лишь… второй. 348-метровый исполин стал самым большим судном, когда-либо построенным на судостроительной верфи Meyer Werft. Одна из старейших верфей мира, основанная в 1795 году близ немецкого города Папенбурга, вопреки обыкновению располагается на приличном удалении от береговой линии Северного моря. Чтобы защитить доки от штормов, верфь отнесли в глубь континента. Построенные на ней суда выходят в море по 32-километровому отрезку реки Эмс.

Преодолеть Эмс — испытание для любого мало-мальски крупного судна, а в случае с «Quantum of the Seas» оно превращается в настоящий экстрим, так как на ряде участков ширина канала превышает ширину судна (41 м) всего лишь на несколько сантиметров.

Специалисты верфи устроили для нас небольшое путешествие во времени, продемонстрировав все этапы производства судна. Это стало возможно благодаря тому, что пока «Quantum of the Seas» находился на стадии финишной отделки, на верфи уже вовсю собирался корпус следующего лайнера класса Quantum под названием «Гимн морей» (Anthem of the Seas).

Жизненный путь судна начинается в раскройном цеху. Здесь немцы просят выключить фотоаппараты, да и техническими подробностями делятся неохотно — боятся за свои ноу-хау. Внешне цех напоминает раскройный станок на ткацком производстве, только увеличенный в тысячи раз. Вместо ткани — листы металла площадью в сотни квадратных метров, вместо стола — плоский конвейер из тысяч роликов, на котором электромагниты позиционируют заготовки с точностью до долей миллиметра. Резак — такой же лазерный, только размером с небольшой автомобиль.

Далее по конвейеру роботы сваривают из заготовок небольшие секции корпуса. Небольшие — это примерно как многоквартирный дом высотой в три-пять этажей. А затем в дело вступает одно из фирменных ноу-хау Meyer Werft — специальный кран, который может переворачивать секции «с ног на голову» и обратно.

В каждой из 2090 пассажирских кают лайнера есть собственная система вентиляции и кондиционирования воздуха. Управление климатом необходимо и в других помещениях: восемнадцати ресторанах, бассейнах и соляриях, концертных залах и казино, наконец, на капитанском мостике и в каютах персонала. Это значит, что под потолком во всех этих помещениях необходимо разместить тысячи километров трубопроводов и электрических кабелей.

Представьте, как сложно было бы привинчивать все это хозяйство к потолку, стоя на стремянках и протягивая вверх руки. Поэтому кран переворачивает каждую секцию, чтобы строители могли спокойно проложить все коммуникации «на полу».

На транспортерах, чем-то напоминающих портовые контейнеровозы, готовые секции перевозятся в сухой док, где их сваривают друг с другом. Дальнейшая работа напоминает строительство обычного дома: многочисленные рабочие соединяют между собой трубопроводы и кабели, устанавливают двери. Периодически отдельные секции лайнера накрывают чехлом, который служит окрасочной камерой, защищая поверхность корпуса от пыли. Завершающим этапом сборки в сухом доке становится торжественная установка двух управляемых мотор-пропеллеров Azipod мощностью 27 500 л.с. каждый.

За ворота дока лайнер выходит сверкающим снаружи и пустым внутри, как многоэтажка с квартирами без ремонта. Этап финишной отделки, на котором мы и застали «Quantum of the Seas», выглядит точно так же, как и в обычных квартирах и офисах: рабочие кладут плитку, монтируют стеновые панели, вешают люстры. Разница заключается лишь в темпах работ. Практически в каждом помещении лайнера постоянно находится несколько рабочих верфи (всего на предприятии трудится около 3500 человек). Поэтому, как ни трудно в это поверить, «косметический ремонт» на лайнере выполняется менее чем за месяц.

Газированное море

В пересчете на одного пассажира «Quantum of the Seas» на целых 20% экономичнее, чем его предшественник «Оазис». А тягаться с «Оазисом» в этом показателе весьма нелегко, так как он способен принять на борт на 23% больше людей.

Впечатляющей эффективности удалось добиться благодаря применению «воздушной смазки»: специальная система окутывает подводную часть корпуса пузырьками воздуха, тем самым уменьшая гидродинамическое сопротивление. Концепция «воздушной смазки» известна давно, однако на серийном круизном лайнере она применяется впервые. Ноу-хау Royal Caribbean заключается в создании множества маленьких пузырьков вместо меньшего количества крупных, благодаря чему площадь соприкосновения воздуха с корпусом оказывается значительно больше.

Если быть более точными, для «смазки» используется не воздух, а водяной пар. Для создания пузырьков вода сначала нагревается и испаряется, что сопровождается ростом давления. Затем пар быстро охлаждают с помощью кондиционеров — в противном случае горячие микропузырьки стремились бы объединиться в более крупные пузыри и всплыть на поверхность, вместо того чтобы обволакивать корпус судна.

Именно размером пузырьков система Royal Caribbean отличается от классического концепта с использованием компрессора, который так и не нашел применения на серийных лайнерах. «Воздушная смазка снижает гидродинамическое сопротивление примерно на 10%, — говорит инженер Гарри Куловаара, — однако благодаря некоторому расходу топлива на работу парогенераторов чистая экономия топлива составляет примерно 7%».

Понятие эффективности относится не только к расходу топлива. Royal Caribbean исповедует «нулевой» подход к переработке мусора, стараясь отправлять в порт как можно меньше отходов. На борту есть собственный мусороперерабатывающий завод и холодильники для пищевых отбросов. Не каждый порт стоянки способен принять переработанный и сортированный мусор, поэтому задача инженеров — сделать так, чтобы отходы занимали как можно меньше места на борту.

Плавучий луна-парк

Конечно, круизные лайнеры предназначены не для того, чтобы окутывать себя газировкой и перерабатывать мусор. Их главная цель — развлекать пассажиров, и для этого «Quantum of the Seas» пришлось превратиться в настоящее цифровое царство.

Театр начинается с вешалки, а круизный лайнер — с регистрации пассажиров и багажа. В этот момент судно можно сравнить с отелем на 2090 номеров, все постояльцы которого вдруг решили заехать одновременно. На одной из нескольких стоек каждый пассажир получает электронный браслет-метку. На время круиза он будет служить и ключом от номера, и кошельком, и билетом на шоу, и пропуском на аттракционы. Волноваться о багаже не придется: специальное приложение, которое пассажир может установить на свой планшет или смартфон, поможет отследить момент, когда чемоданы окажутся в каюте. А пока они в пути, можно расположиться в баре и с помощью того же приложения начать планировать свой отдых.

А планировать, поверьте, есть что. Опытного пассажира вряд ли удивишь открытыми и крытыми бассейнами и соляриями, кинотеатром и мюзик-холлом, казино, скалодромом и даже искусственной волной для серфинга. А вот аэродинамическая труба, имитирующая «свободное падение», появилась на круизном судне впервые, как и смотровая площадка North Star («Северная звезда») — кабина с панорамными окнами, которая поднимается на высоту 100 м над уровнем моря.

Последний писк моды в мире морских круизов — это система Dynamic Dining. Раньше питание на больших лайнерах было устроено следующим образом: огромный зал (преимущественно с шведским столом) с приличным запасом вместимости принимал б? льшую часть пассажиров, в то время как лишь некоторые из них по предварительной записи отправлялись в маленькие, но колоритные тематические рестораны с особой кухней.

На «Quantum of the Seas» большого зала нет в принципе. Гостей всегда готовы принять восемнадцать тематических ресторанов с разной кухней и дресс-кодом. Это стало возможным благодаря электронной системе записи: даже в последний момент самые непредусмотрительные пассажиры могут узнать, где остались свободные места, и зарезервировать столик.

«Quantum of the Seas» щеголяет помещениями-трансформерами. Крупнейшая на судне арена SeaPlex днем представляет собой баскетбольную площадку или цирковую школу с трапециями для всех желающих. Ближе к вечеру из ниш в стенах появляются электрические машинки, и арена превращается в аттракцион «автодром». Ночную жизнь SeaPlex встречает в виде дискотеки, над которой в буквальном смысле парят диджеи за пультами, закрепленными на крановых стрелах.

Гордость архитекторов Royal Caribbean — амфитеатр Two70°, который занимает большую часть кормы судна. Название площадки расшифровывается как 270 градусов — именно такой панорамный обзор дают опоясывающие помещение окна. Здесь нет традиционных для подобных мест столбов, поддерживающих крышу. Вместо этого верхняя палуба опирается на два мощных пилона, не препятствующих обзору.

Ближе к вечеру панорамные окна затягиваются экранами, превращаясь в живые декорации. 18 проекторов рисуют картины кристальной чистоты и четкости. Из-под пола поднимаются моторизированные сцены, с потолка опускают цирковые трапеции.

На правах актеров в шоу принимают участие шесть огромных телевизоров, закрепленных на механических руках промышленных роботов. Кстати, в баре Bionic Bar такой же робот разливает напитки.

Электронный пейзаж

Круизный лайнер — это одно из немногих мест, где все чувствуют себя отлично, независимо от того, кто сколько заплатил за билет. Демократичному всеобщему веселью способствует морской воздух, жаркое солнце, система «все включено»… А теперь еще и «виртуальные балконы». В тех немногочисленных каютах, окна которых не выходят на океан, за шторами скромно прячутся 80-дюймовые дисплеи высокого разрешения, на которые круглые сутки транслируется изображение с видеокамеры, установленной на борту. Если специально не разыскивать пиксели с лупой, очень легко поверить в реальность пейзажа за окном.

А это едва ли не самое важное. Ведь морской круиз — это прежде всего возможность увидеть самые красивые порты мира. 2 ноября «Quantum of the Seas» отправится в свое первое плавание из британского Саутгемптона, чтобы к десятому числу достичь Нью-Йорка. В мае 2015 года лайнер прибудет в Шанхай, который и станет его домашним портом.

Навалились, поднажали

Секрет высокой производительности Meyer Werft — подробнейшая техническая документация, которая позволяет поделить колоссальное судно на множество небольших участков работы, задействовать более 3000 рабочих одновременно и согласовывать их действия.

«Quantum of the Seas»: транспортировка к морю

Транспортировка — это уникальный этап в жизни судов, произведенных на верфи Meyer Werft в Папенбурге. Вопреки обыкновению, верфь построили в глубине континента, чтобы защитить ее доки от штормов Северного моря. С 1795 года судам приходится преодолевать 32-километровый перегон по узкой реке Эмс, чтобы выйти в море.

Быстрее, чем по проводу

Фото Интернет на борту всегда был слабым местом круизных лайнеров: обеспечить высокоскоростным доступом в сеть 4000 пассажиров — непосильная задача для традиционных спутниковых технологий.

Между тем на «Quantum of the Seas» вы найдете игровые комнаты X-Box Live для онлайн-состязаний со всем миром в режиме реального времени, залы для видеоконференций и, наконец, бескомпромиссно быстрый Wi-Fi в каютах. Это стало возможным благодаря использованию передовой спутниковой сети O3b. Аббревиатура расшифровывается как Other 3 billions — «другие три миллиарда» человек из стран Азии и Африки, которым недоступен проводной широкополосный интернет. Спутники O3b располагаются не на геостационарной орбите (40 000 км), а на гораздо более низкой (8000) и, соответственно, движутся относительно Земли. Следящие антенны приемников O3b переключаются со спутника на спутник по мере их появления в зоне приема, так же как мобильный телефон в сотовой сети. Более близкое расположение спутников и соответствующее уменьшение задержки сигнала позволяет играть без «тормозов», разговаривать по Skype без помех и смотреть видео высокого разрешения.

Расследование ПМ

Главная задача круизного лайнера — развлекать гостей. «Quantum of the Seas» буквально напичкан самыми современными мультимедийными технологиями, которые помогут в том случае, если гостям наскучат уже привычные рестораны, скалодромы, искусственные волны для серфинга, кинотеатры и прибрежные красоты.

Статья «Плейбоев ковчег» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2014).