Почему неуловимый самолет-разведчик пришлось «подарить» NASA

В октябре 1962-го взоры всего мира были прикованы к Кубе, где конфликт сверхдержав вот-вот мог перерасти в ядерную войну. Но едва страсти утихли, еще один международный скандал случился на Урале – правда, под покровом секретности.
Почему неуловимый самолет-разведчик пришлось «подарить» NASA

Капитану Чарлзу Молтсби был отдан приказ пролететь над Северным полюсом в рамках операции по отслеживанию советских ядерных испытаний. Все это было задолго до GPS и слишком близко к магнитному полюсу Земли, чтобы от компаса была хоть какая-то польза. Молтсби использовал секстант, чтобы ориентироваться по звездам, но на обратном пути северное сияние засветило все небо, и пилот угодил прямо в советское воздушное пространство. Связь с центром управления была неустойчивой, зато советские радиостанции пытались заманить пилота в глубину территории. А со всех ближайших аэродромов уже взлетали МиГи-17 с заданием сбить американский шпионский самолет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Побег на планере

Молтсби был опытным пилотом. Он прикинул направления, с которых вещали советские радиостанции, и развернул самолет туда, где, как ему казалось, ждет спасение. Все это время где-то в 3000 м внизу под ним постоянно летали МиГи. Их рабочий потолок в 18 000 м не давал им возможности достать тихоходный безоружный разведывательный самолет. На самoм деле его и сбивать-то было не надо: если бы Молтсби закрутил лихой вираж, консоли крыла отвалились бы сами. Единственное, что спасало в этот момент американца, – подушка воздуха между самолетом и истребителями внизу. Но топливо кончалось, и пилот знал, что держать такую высоту скоро станет невозможно. Молтсби думал, что дружественная территория уже рядом. Он выключил двигатель, понадеявшись, что U-2 с его огромными крыльями унесет его как можно дальше в режиме планирования. Молтсби был приятно удивлен, увидев, что его самолет перед снижением забрался выше 21 000 м. На высоте 18 000 м по самолету никто не открыл огонь, а когда высота достигла 8000 м, к U-2 присоединились провожатые F-102, указывая путь домой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
U-2 кабина пилота
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И хоть никто не будет отрицать, что мастерство пилота помогло Молтсби выбраться из непростой ситуации, U-2 сработал именно так, как задумали его конструкторы десятилетием ранее.

За десять лет до спутников

В 1949 году СССР произвел первое испытание атомной бомбы, а буквально год спустя страна стала агрессивно защищать свое воздушное пространство, перехватывая любой самолет, который приближался к ее границе. Первая в мире ядерная держава – США – утратила и монополию, и лидерство. Пентагон чрезвычайно заботили вопросы о том, как продвигается советская программа разработки стратегических бомбардировщиков, на каком этапе находится создание МБР и каковы объемы советских ядерных арсеналов. Нужен был самолет, который мог бы проникать в советское воздушное пространство без риска быть перехваченным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Камера, которая сопровождала U-2 в его шпионских миссиях над Советским Союзом и Кубой

В 1953 году ВВС США стали искать подрядчика, который мог бы разработать самолет с рабочим потолком порядка 21 000, преодолевающий расстояние около 5000 км без дозаправки. На это время лучшим советским перехватчиком оставался МиГ-17, для которого максимальная высота не превышала 16 500 м, а радиолокационные системы того времени не работали выше 18 000 м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, самолету нужна была камера с разрешением, которое позволило бы рассмотреть с заданной высоты предметы размером не более 70 см. На то время таких камер не существовало. Lockheed заключил контракт с Джеймсом Бейкером из Гарвард­ского университета и Ричардом Скоттом Перкином из компании Perkin-Elmer на разработку и изготовление ограниченной серии фотокамер, которые обладали бы требуемым разрешением и при этом вписались бы в параметры полезной нагрузки самолета – всего 200 кг с небольшим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самолет U-2
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ЦРУ все понравилось

За плечами у главного инженера локхидовского КБ Skunk Works Келли Джонсона были уже такие боевые машины, как P-38 и F-104, и вскоре ему предстояло создать SR-71 Blackbird, но... его проект самолета с модифицированным фюзеляжем от XF-104, планерообразным крылом и неубирающимися шасси оказался для американских ВВС ну слишком экзотичным. Военные решили найти другого разработчика.Однако у президента Эйзенхауэра были иные планы. Он все-таки очень хотел узнать, что там происходит у Советов с ядерной программой, а потому дал задание ЦРУ заняться собственной разведывательной программой.

U2-2S технические параметры
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И Lockheed взялся за дело, разработав новый U-2 всего за восемь месяцев. У конструкторов не было компьютеров, они все рисовали вручную, часто посвящая этому внеурочные часы и выходные дни и соблюдая строгий режим секретности: работы приходилось скрывать даже от собственных коллег. А задачи, которые предстояло решать «Локхиду», были почти неразрешимыми. На заданной высоте плотность атмосферы не позволяла держать на лету самолет, а нехватка давления в кабине почти гарантировала вскипание азота в крови пилота.

Но несмотря на все опасения, ЦРУ сочло именно такие параметры наиболее оптимальными: это позволяло избежать поражения от ракет и советских истребителей и оказаться на достаточной высоте, чтобы не появиться на экране радаров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самолет U-2

Происхождение «Зоны 51»

Первый полет U-2 состоялся 1 августа 1955 года – самолет стартовал со дна высохшего озера в Неваде. Территория была окружена испытательными площадками Комиссии по атомной энергии и артиллерийскими полигонами ВВС, что гарантировало отсутствие посторонних.

ТТХ U-2S

Самолет оснащен единственным турбовентиляторным двигателем, развивающим тягу около 7,7 т силы.

Размах крыльев: 31 м // Площадь крыльев: 93 м // Длина машины: 19 м // Высота: 5, 09 м // Запас топлива: 11,16 т // Вес пустого самолета: 7,3 т // Полезная загрузка: 2,3 т // Крейсерская скорость: 764 км/час // Практический потолок: 21,3 км // Радиус действия: почти 10 000 км.

Весь этот комплекс, состоявший из взлетно-посадочной полосы и ангара, использовался для испытаний многих секретных самолетов и снискал себе славу известной «Зоны 51». Во время первых испытаний все шло совсем не гладко: выявились новые проблемы. Герметичные пробки текли на высоте, а тормоза при экстремальных посадочных режимах не могли остановить самолет. Даже реактивное топливо создавало проблемы: при отсутствии атмосферного давления в баках моторы воспламенялись. Большие крылья тоже создавали неприятности: из-за экранного эффекта они все еще парили над полосой, хотя пилоты упорно старались посадить машину.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Посадка всегда была самым сложным моментом длительного полета, – говорит бывший пилот U-2 Сэм Круз. – Надо было проявлять настоящее цирковое мастерство, чтобы удерживать машину на высоте 30 см над полосой». Скоро выяснилось, что при слишком активных действиях штурвалом самолет... разваливается. 6 узлов (примерно 11,1 км/ч) на высоте 21 км составлял разрыв между опасно малыми и опасно высокими скоростями. Чуть медленнее – и двигатели загорались, чуть быстрее – самолет разваливался. Однако между первым полетом U-2 и его первой разведывательной миссией прошло меньше года.

U-2
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Достали...

В интересах секретности NASA быстро перекрасило U-2 в свои цвета, как будто речь шла всего лишь о метеорологическом самолете. Четыре года U-2 летал над СССР по заданию ЦРУ. По прошествии какого-то времени советские военные научились засекать его на радарах и даже поднимать свои истребители на перехват, но превосходство в высоте оставляло разведчика невредимым. Так было до 1 мая 1960 года.

Пилот U-2 Фрэнк Пауэрс поднялся в воздух с аэродрома в Пакистане с заданием пролететь над советской территорией 4700 км и приземлиться в Норвегии. На этот раз его самолет был поражен советской зенитной ракетой. Пилот катапультировался с высоты 20 000 м и попал в руки КГБ. В NASA предположили, что катапультироваться с такой высоты и остаться живым невозможно, и заявили, что самолет агентства был потерян где-то в районе Турции, возможно, попав в советское воздушное пространство. Для прессы был срочно подготовлен рисунок крылатой машины с символикой NASA и фальшивым бортовым номером.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самолет U-2

Советское руководство дало американским властям несколько дней для солидного аргументирования этой истории, а затем сообщило, что самолет летел со шпионской миссией и пилот находится у них в руках. Так великие державы приготовились к обмену: американцами уже был арестован советский разведчик Рудольф Абель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История со сбитым самолетом Пауэрса положила конец разведывательным миссиям U-2 над СССР, но не карьере знаменитого крылатого разведчика. Американский журналист Уолтер Кронкайт, комментируя инцидент 1 мая 1960 года, писал: «Похоже, у нас не было ни единого самолета, который бы так прославился в начале своей истории». Пилот Миллер отмечал, что это была очень дерзкая работа в годы холодной войны, и многое из того, что было создано тогда, стало настоящей ДНК сегодняшних операций.

Замены нет

С тех пор программу U-2 подхватили американские ВВС, и это кураторство продолжается уже шесть десятков лет. Самолет подвергся ряду модификаций, в частности крылья удлинились с 76 до 100 м. Новый турбовентиляторный двигатель поднял практический потолок машины до 22 500 м, а скорость увеличилась до 800 км/ч. Дополнительные усовершенствования сделали возможной заправку в воздухе, что повысило радиус действия до 11 000 км. Кроме того самолет был оборудован высокотехнологичными сенсорами, которые позволили наблюдать за заданной территорией с еще большей точностью, чем когда-либо ранее, так что U-2 способен рассматривать объекты, которые пока недоступны спутникам. «Нам нужно всего восемь часов, чтобы взлететь и отснять подробную карту штата Калифорния, – говорит майор Трэвис Паттерсон (Левша). А разрешение будет таким, что, если кто-то там внизу держит газету, вы сможете прочитать заголовки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самолет U-2

Однако, несмотря на все модификации, U-2 остается на сегодняшний день таким же необычным, каким он был, когда его только что придумали. Его странное «кривобокое» шасси, помещающееся только в фюзеляже, дополняли лишь отбрасываемые стойки с колесиками на кончиках консолей крыла. Видимость из кабины была настолько ограниченной, что пилотам при посадке приходилось полагаться на указания пилотов из спорткара, мчащегося впереди по взлетно-посадочной полосе. Все эти шесть десятков лет полеты на U-2 оставались непростым приключением даже для опытных военных летчиков. «Маневрирование на низкой высоте требует высокой концентрации внимания, а поскольку двигатель оснащен только механическими органами управления, – говорит Миллер, – приходится еще и немало попотеть, прежде чем добьешься нужного режима. Если же добавить сюда 11 часов в скафандре, когда ты пристегнут к герметизированному креслу, то да, такое не каждый выдержит». В последние годы пилотам U-2 приходилось выполнять задания в небе Ирака и Афганистана и они длились около 12 часов, однако значение собранных данных о позициях боевиков трудно переоценить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современные U-2 – это совсем не те машины, которые поднялись в небо в 1960-е. Между началом программы и 1989 годом было построено 104 U-2, и самая новая модификация – U2-R – вступила в строй в 1981 году. В этой версии много усовершенствований, включая, например, новый локатор для сканирования земной поверхности. В 2014-м американские ВВС планировали заменить U-2 беспилотным RQ-4 Global Hawk, но выяснилось, что он не может быть полноценной заменой. U-2 способен нести на себе более тяжелые и более качественные сенсоры, при этом оставаясь дешевле в эксплуатации. После окончания холодной войны все находящиеся на службе ВВС U-2 были переоборудованы с индексом U-2S и под таким названием продолжают использоваться.

«Сейчас мы летаем на самолете, который больше и надежнее, а кроме того, оснащен новым двигателем, современной авионикой и новыми датчиками, – говорит Миллер. – Да, он ведет свое происхождение от конструкции 1955 года, но это совсем другая зверюга. Я думаю, модернизации продолжаются, потому что сама платформа способна творить чудеса еще многие годы, пока мы не прекратим совершенствовать ее.

Владимир Владимиров
Владимир Владимиров 26 Февраля 2022, 14:18
Крылья удлинились до 100 метров... Двигатель - турбовентиляторный... Переименуйтесь уже в журнал "Мурзилка".
Юрий Харитонов
Юрий Харитонов 11 Ноября 2021, 15:19
Автор чуть не захлебнулся, восхищаясь своим идолом. Ему бы на "Эхе Москвы" петь дифирамбы Соединённым Штанам, там много таких. А самолётик, крутой засранец. Помню его останки я рассматривал на выделенной площадке в Парке Горького. Интересно было разглядывать. А Хрущёв, зря тогда по-моему, отказался от встречи с Эйзенхауэром на Байкале. Привёз ему Пауэрса, подразнил бы его. Было бы забавно макнуть чувака.
Alexandr Em
Alexandr Em 19 Июля 2021, 12:23
Интересный самолет, сделал свой посильный вклад в развал советской "Империи зла", жаль только, что совок все же сумел оставить нестираемый след в необремененных знаниями и здравым смыслом умах бывших советских маргиналов.
Stas Nik
Stas Nik 14 Декабря 2021, 11:24
Такой бред непростительно нести даже жертвам ЕГЭ. Тем более, что "предшественник" этого "интересного" самолета в СССР появился еще перед второй мировой войной - БОК-11 с поршневым мотором забирался на высоту более 14 км.
Леонид Темников
Леонид Темников 11 Мая 2021, 19:24
Чувство буд-то в дерьмо ступил. Красочно негодяй описывает шпионские операции против нашей страны. Меня всегда такие удивляют, как удивляли теп, кто смотрел фильм о Джеймсе Бонде, где показан наши дураками, а амеры героями. Ну это же пропагандистская поделка.
Alexandr Em
Alexandr Em 19 Июля 2021, 12:12
Ну, может гебня и не дураки, но подлецы - точно.
Алюколор Краснодар
Алюколор Краснодар 08 Мая 2021, 13:25
Вы офигели? "Мастерство пилота позволило ему избежать..." Этот урод прилетел летать над нашей страной с враждебными намерениями. Жаль что его не сбили. А автор - негодяй.
Alex Red
Alex Red 01 Мая 2021, 03:52
Статья написана для младших школьников? Кстати удлиннить крыло (а не крылья, у этого самолёта только одно крыло, он моноплан) с 76 до 100 метров невозможно, так как оно всего 31 метр с небольшим! :-)
Родион Песчанников
Родион Песчанников 19 Декабря 2021, 22:03
Похоже, перепутали метры с футами
Антон Иванков
Антон Иванков 21 Апреля 2021, 09:40
Турбовентиляторный двигатель на U-2??? в техническом журнале такая ошибка... я разочарован. Журналисты как всегда в своем репертуаре - вводят в заблуждение неокрепшие умы молодых читателей. Прискорбно. Писать материал в котором даже азов не знать, и при этом не привлечь к проверке специалиста в области. Я разочарован.
Белая Гвардия
Белая Гвардия 17 Апреля 2021, 19:56
У нас был ПАКК Стилет высота 67 дальность 300 часов.
Дмитрий Филатов
Дмитрий Филатов 14 Апреля 2021, 21:47
Какая подушка между самолетами? Спальная?
Ivan ZaMKADnik
Ivan ZaMKADnik 12 Апреля 2021, 12:47
Интересно. Но редактору - или кто там в штате имеется - надо работать "наиболее оптимально"...
Георгий Давыдов
Георгий Давыдов 06 Апреля 2021, 13:31
Прочитав статью, а потом комментарии, порадовался! С одной стороны, успехам Советского Народа и Советской Армии, защищавшей мирный труд, а также научно-техническим достижениям СССР. С другой стороны, а ныне идёт гибридная война, которую после войны холодной продолжает всё тот же паразитирующий на человечестве западный капиталистический мир, тому настрою истинных граждан своей Родины, которые во всё вникают, объективно анализируют и делают правильные выводы. С такими людьми Родина не пропадёт! А чтобы это не казалось пустой пропагандой, приведу ряд цитит: «Для прессы был срочно подготовлен рисунок крылатой машины с символикой NASA и фальшивым бортовым номером.» Как видим, выведенные по крысиным тропам фашистские спецы не только в области вооружений, но и пропаганды оказались при деле, помогая защищать демократию – буржуазную демократию, от коммунизма. При этом называют её – либеральной. Поэтому либералы, распространяя демократию по миру, как ни странно, активно пользуются фашистскими наработками. Понимание этого является основой патриотического воспитания. «Пилот Миллер отмечал, что это была очень дерзкая работа в годы холодной войны, и многое из того, что было создано тогда, стало настоящей ДНК сегодняшних операций.» Раз учителя – фашистские спецы, то понятно, что агрессивность и дерзость – основа менталитета тех, кто считает себя высшей расой, исключительной нацией и т. д. « ПМ - это конечно американский журнал. И выше уровня комиксов не поднимается. Но все же.» Интересно, что на это ответит редакция? «СССР стал "агрессивно защищать свое воздушное пространство". Это как?» Тут, видимо, надо пояснить, что капитализм, называемый наёмным рабством, является таким же агрессивно-паразитическим режимом, какими были до него рабство и феодализм. А раз господствующий класс паразитирует на трудящихся, то он и воспринимает противодействие паразитизму, оказываемое трудящимися в защиту своей свободе, как агрессию против себя. И это понятно: лишение паразита возможности питаться плотью и кровью жертвы, однозначно ведёт к его – паразита смерти. Вот такая диалектика! «Какую чушь автор пишет,батя мой вёл этот самолёт по радарам ,ни весь полёт конечно,мне сын показал эту статью,вот так и засерают детям мозги недоросли.» Ответ даёт вывод, что раз идёт гибридная война, основу которой, как и холодной составляет война идеологическая, а либералов нам на шею посадила американская либеральная демократия, то и раз, как уточняется в одном из комментариев: «ПМ - это конечно американский журнал», то он просто обязан выполнять заказы тех, кто платит и заказывает музыку. Поэтому только и остаётся под эту музыку плясать. «Вопрос: автор переписал американскую статью не читая или он полностью проникнутая американской идеологией антисоветская ебанашка?» А тут я просто переадресую вопрос с сохранением эмоциональности и т. д. А ответ бы хотелось узнать. Да, вероятно, и не мне одному?!
Alexandr Em
Alexandr Em 19 Июля 2021, 12:17
Георгий Давыдов, советские не врали и не занимались пропагандой? Партноменклатура совка тогда и сейчас не эксплуатировала рабочий класс? Выньте из черепной коробки совкового червя и откройте глаза, "ебанашка".
Max Absaz
Max Absaz 28 Декабря 2020, 20:14
это что, тупой перевод западной статьи? Писанина набита явной американской пропагандой, одно только "советский союз стал агрессивно защищать свое воздушное пространство, перехватывая любой самолет, который приближался к ее границе", бредовый рассказ про случайный заход шпионского самолета в советское воздушное пространство и прочие мелочи, хорошо заметные внимательному читателю. Вопрос: автор переписал американскую статью не читая или он полностью проникнутая американской идеологией антисоветская ебанашка?
Ввв Ввв
Ввв Ввв 23 Января 2020, 01:52
"Самолет подвергся ряду модификаций, в частности крылья удлинились с 76 до 100 м." Ребята, где вы видели самолёт с размахом крыльев 76 или 100 м ??? Переведите футы в метры, не смешите людей.
Георгий Семенов
Георгий Семенов 15 Января 2020, 15:32
В 1962 когда произошли указанные события мне было 12лет. Это событие тогда очень широко освешалось в газетах и на радио, как большие возможности и достижения нашей авиации и военной техники по защите рубежей СССР.Все мальчишки в моем и паралельных классах нашей школы в Таганроге обсуждали это событие несколько дней. Об этом много говорили мои родители и их друзья. Такая вот в то время была мододежь.
Олег Салов
Олег Салов 30 Декабря 2019, 09:41
U-2 не могли МиГи достать,но радары его видели и вели,а потом ракетами и сбили,так что на счёт того,что радары не видели,это не правда.
Анатолий Рукавишников
Анатолий Рукавишников 16 Декабря 2019, 17:21
У 2 был недоступен, потому его и сбили.
Андрей Кобзев
Андрей Кобзев 01 Декабря 2019, 13:22
Зачем МиГам,предназначенным для маневренного боя летать на перехват(пачками по утверждению автора).Для этого уже несколько лет были Су-9 с потолком 22 000 м.А реально залетали на 24 500.Плюс ракеты наши восьмые позволяли поднять потолок поражения до 26000-28000 м.Через год в части пришли Су 11,а там всё было намного серьезнее.Эпизод,описанный автором,зафиксировал проникновение на 480 км.с севера на территорию бывшего СССР,но до Уральских гор там ой как далеко.Вовремя поняв,что надо сьёбывать, лётчик и планер остался цел,у Пауэрса это не прокатило, из-за его фанатичной любви ко всему американскому.
Алексей Гаркуша
Алексей Гаркуша 30 Ноября 2019, 08:23
Какую чушь автор пишет,батя мой вёл этот самолёт по радарам ,ни весь полёт конечно,мне сын показал эту статью,вот так и засерают детям мозги недоросли.Тебе бы фантастические рассказы писать,там по ленте сверху кому то понравилось.Сука, один негатив от таких писак.
Александр Зубарев
Александр Зубарев 29 Ноября 2019, 15:04
название статьи - уже с душком. ну а за этот перл автора вообще гнать ссаными тряпками:" перехватывая любой самолет, который приближался к ее границе"...типа другие страны никого не перехватывают на подлёте, а начинают чухаться только когда нарушитель уже на сотни км в воздушное пространство страны залетел...
Павел Банников
Павел Банников 26 Ноября 2019, 18:45
ПАКК *Стилет* высота 67, дальность 300. 89 год 3 раза вокруг планеты. Памир ледник Федченко космопорт Малютка.
Ре Ариз
Ре Ариз 25 Ноября 2019, 19:58
СССР стал "агрессивно защищать свое воздушное пространство". Это как? СССР сбивал американские самолеты за пределами своей территории? Или агрессия была в том, что СССР выжил после второй мировой войны?
Ivan Artamonov
Ivan Artamonov 25 Ноября 2019, 15:53
C-75 Расплетина и Грушина, конечно, никак не мог достать U-2 при высоте поражения целей до 27 км. Но достал. Радарам, опять же, как-то жестко перепало. Наземные РЛС вели Пауэрса в 1960 году весь его полет.
SergA
SergA 24 Ноября 2019, 22:13
“Его не могли достать ни МиГи, ни радары” Радарам пришлось особенно тяжело... :)))
SergA
SergA 03 Января 2020, 18:14
«стыдно не знать настоящие имя разведчика Абель» Вы прочитали его в Википедии, и Вам теперь не стыдно? Примите поздравления. А на Пауэрса американцы меняли не Фишера, а Абеля.
Олег Кузьмин
Олег Кузьмин 05 Декабря 2019, 18:22
стыдно не знать настоящие имя разведчика Абель это Вильям Генрихович Фишер
SergA
SergA 24 Ноября 2019, 23:14
“Вам не известно настоящее имя разведчика, на которого обменяли Пауэрса?” Неужели на Штирлица? :)))
Сергей Флягин
Сергей Флягин 24 Ноября 2019, 18:30
Кого на кого поменяли? ПМ - это конечно американский журнал. И выше уровня комиксов не поднимается. Но все же. Вам не известно настоящее имя разведчика, на которого обменяли Пауэрса? Что уж так косячить то.
Андрей Кобзев
Андрей Кобзев 23 Декабря 2019, 10:08
Братьев Райт.ОЛ РАЙТ!
Framm
Framm 24 Ноября 2019, 14:43
Прямой потомок советского АНТ - 25. Интересная статья!
Андрей Кобзев
Андрей Кобзев 23 Декабря 2019, 10:07
Там по телевизору часом не ваша родственница тоже шутит постоянно и также плохо?
Андрей Кобзев
Андрей Кобзев 01 Декабря 2019, 12:58
Big пожалста!
Mikhail Stepanenko
Mikhail Stepanenko 24 Ноября 2019, 14:15
Очень интересно. Прочитал с удовольствием. Спасибо!