Роман Фишман

В большом дачном гараже нас встретили несколько картонных копий Ольги Бузовой в натуральную величину. «Оказалось, очень удобно купить собственный дом с участком и обустроить здесь испытательный полигон: не надо каждый раз искать подходящую площадку, получать разрешение, транспортировать роботов и прочее оборудование. Ну а «Бузову» можно расставить по маршруту для отработки алгоритмов распознавания людей», — объяснил нам Алексей Полубояринов, глава «СМП Роботикс». Здесь, под Зеленоградом, разработчики занимаются уже пятым поколением роботов-охранников, с каждым разом становящихся все более «умными».

Машины «Трал Патруль» присматривают за порядком на парковках больших аутлетов в Калифорнии и на солнечных электростанциях Техаса, в городских парках Чили, на нефтеперерабатывающих заводах — и даже на территории Министерства внутренних дел Катара. За их состоянием и непрерывной работой инженеры компании следят удаленно, получая информацию с датчиков и систем навигации через защищенную VPN-сеть и облачные сервисы. Лишь катарские полицейские закрыли доступ к своим роботам и занимаются их обслуживанием самостоятельно; остальные пользователи роботизированных сторожей предпочитают оплатить и развертывание системы, и ее обслуживание.

Робочоп Бортовые аккумуляторы обеспечивают возможность до 20 часов автономной работы при температурах от -25 до +40 °С.


С прицелом на человека

В первый раз маршрут своего будущего патрулирования робот проходит под присмотром оператора, запоминая ориентиры с помощью камер визуальной навигации и выделяя на изображениях «якорные» точки для ориентации. Глобальные системы спутниковой навигации не всегда позволяют добиться нужной сантиметровой точности локализации, поэтому на сложных участках «Трал Патруль» ориентируется с помощью камер и инерциальных датчиков. Угол здания, дерево, дорожный знак, пригорок: в будущем, двигаясь уже знакомой дорогой, система будет каждый раз сопоставлять картинку с сохраненными данными и заодно обновлять набор ориентиров. «Интересно наблюдать за тем, как они меняются с сезонами, — говорит Алексей Полубояринов. — Нейросеть сама выбирает наиболее подходящие под условия «якоря» на картинках с камер, и зимой они могут стать совсем другими, чем летом».

Панель диагностики — не управления! — отображает текущее состояние машины.


Именно на камеры — и на сложную систему распознавания объектов и построения карт местности — полагаются роботы «Трал Патруль». Система нередко развертывается там, где отсутствует хорошее покрытие мобильной связью, поэтому все вычисления производятся бортовым компьютером. Алгоритмы, отработанные в том числе и на «Бузовой», позволяют распознавать человека даже на приличном расстоянии и в условиях плохой видимости. Объезжая территорию, робот регистрирует появление незнакомца и действует согласно заранее заложенной инструкции: наводит PTZ-камеру для передачи более детальной картинки на пульт охраны, сопровождает человека, включает предупреждающую сирену, передает оповещение и т. п. В некоторых версиях машины получают также и инструменты распознавания лиц для автоматической идентификации людей, чье присутствие на охраняемой территории допускается.

Панорамные камеры и PTZ-камера подняты на укрепленной штанге до средней высоты человеческого роста для лучшего распознавания лица.

От Китая бегом

А началось все с удачных моделей видеорегистраторов, появление которых совпало с бумом этих гаджетов в России начала нулевых. Зеленоградские модели пользовались большим спросом на рынке вплоть до массового прихода китайских производителей. Сопротивляться их нашествию оказалось трудно, однако к тому времени в «СМП Роботикс» уже нащупали новое направление развития. Видеорегистраторы компании стали изготавливаться для работы в сложных внешних условиях, получали все более изощренное дополнительное оборудование и становились все «умнее», а в конце концов переехали и на собственную колесную платформу с электродвигателем.

Защищенность роботов сертифицирована по международному коду IP 65: полная пыленепроницаемость и устойчивость к водяным струям.

«Сегодня и этого уже мало, — продолжает Алексей Полубояринов, — китайские разработчики стремительно осваивают данную область, не снижая своего обычного напора. Мы вынуждены постоянно уходить от них, находя новые идеи и решения, работать на опережение». Так роботизированные охранники становятся все более надежными и автономными. Сегодня на них могут устанавливаться самые разнообразные дополнительные датчики, включая газоанализаторы для обнаружения утечек среди обширных лабиринтов какого-нибудь химического производства.

Роботы пятого поколения способны взаимодействовать друг с другом, выбирая оптимальный алгоритм совместных действий, распределяя передвижения так, чтобы держать ключевые участки под постоянным присмотром и вовремя становиться в очередь для пополнения аккумуляторов. Наблюдая за машиной, которая только что въехала на станцию подзарядки и подключилась к электродам, мы не заметили, как сзади подкатился еще один колесный охранник. Обнаружив, что мы перегородили ему узкую дорогу, он молча включил задний ход и двинулся в объезд.

Статья «Робочоп» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2019).
Интересно как устроен ядерный реактор и могут ли роботы построить дом?
Все о новых технологиях и изобретениях!
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.