Наука в системе амортизации NIKE JOYRIDE: технологичная подошва

В 1987 году решение показать открытый воздух в подошве беговых кроссовках Air Max стало революционным ходом и сделало эти модели не просто спортивной классикой, но также одной из самых востребованных моделей для повседневной носки. Тинкер Хэтфилд, дизайнер и глава Nike Innovation Kitchen, вдохновлялся парижским центром Помпиду и экспериментировал с форматами, а на выходе получил одну из самых значимых моделей кроссовок, изменивших спортивную индустрию и принесших так нужный в конце 80-х глоток свежего воздуха. Можно ли в наши дни повторить этот успех и снова поменять правила игры в беговом сегменте? Ответ на этот вопрос тысячами шариков упакован в подошву кроссовок Nike Joyride Run Flyknit.
Наука в системе амортизации NIKE JOYRIDE: технологичная подошва

Около 10 лет назад лаборатория Nike Innovation Lab получила бриф на создание новых кроссовок, в котором стояла формулировка «make running suck less». Не самая простая задача, ведь инженерам и дизайнерам не дали четкого задания, они могли полагаться только на интуицию в выборе направления для исследований и разработок. Впрочем, им все-таки удалось найти нужный вектор и создать нечто принципиально новое. Сфокусироваться решили на том, чтобы выпустить модель кроссовок, которая будет хорошо работать для атлетов с любым уровнем подготовки. Если уж следовать этому принципу, то надо охватить и любителей с их желанием получить максимальный комфорт и безопасность, и профессионалов, которым требуется высочайшая производительность и скорейшее восстановление после тренировки.

Нажми и смотри

Разработки новой технологии велись в научно-исследовательской лаборатории Nike в Портленде, где находится один из самых технологически сложных беговых треков. Его длина составляет всего лишь 50 метров, но этого хватает, чтобы атлеты могли развивать скорость в 20 км/ч. А на середине дорожки они проходят специальную пластину, фиксирующую положение ступни при касании и энергию удара, которая передается в землю и возвращается обратно в ногу. Кроме того, расположенные по сторонам трека камеры и датчики на ногах бегуна собирают дополнительные данные о положении стопы при касании и отрыве от поверхности. Изначально исследования с этой дорожки использовались для понимания того, как добиться скорейшего восстановления после тренировок и минимизировать воздействие тысяч ударов стопы о землю во время бега. Это и привело к созданию новой системы амортизации Nike Joyride.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внутри подошвы находятся секции, заполненные тысячами крошечных гранул из термопластичных эластомеров. Во время экспериментов использовалось порядка 150 различных материалов и композитов, прежде чем удалось найти оптимальный гибрид пластика и каучука. Создание нескольких камер вместо единой полости в подошве тоже не было случайным. Первые эксперименты показали на картах давления, что при движении гранул во время бега есть риск их неправильного распределения, например, когда они собираются в передней части стопы, снижая амортизацию пятки. Секции в подошве помогли избежать эффекта бега по вязкому песку и обеспечили правильное количество гранул на каждом отрезке подошвы. А сжимающийся внутри воздух дает дополнительное поглощение энергии удара, что может снизить травматичность бега.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На тестирование и оптимизацию Nike Joyride ушло более 5 лет. За это время исследователи использовали карты давления тысяч атлетов с разными уровнем подготовки: от тех, кто выходит на свои первые пробежки и до профессиональных спортсменов высшего класса. Сбор данных осуществлялся и с помощью мобильных измерителей, и чувствительными стельками, а также на исследовательских треках. В конечном счете удалось найти оптимальное заполнение каждой секции и выбрать для них наилучшие размеры. Например, около 50% гранул сосредоточено в пятке, где требуется наиболее эффективное гашение энергии удара и упругость для дополнительного импульса при отрыве. Кстати, вокруг емкостей с шариками наилучшим образом себя показала мягкая пена SRO2, также использующаяся в новой подошве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кайли Бартон, старший директор по кроссовкам в Nike, рассказывает, что им удалось разработать производственную машину, которая заполняет каждую капсулу точным количеством гранул для обеспечения одинаковой амортизации вне зависимости от размера обуви. Например, в мужской модели US 9.5 размера находится 10 000 гранул, а женский размер US 6.5 содержит всего 9 000. Благодаря этому Nike Joyride Run Flyknit можно назвать одними из самых персонализированных кроссовок среди массовых моделей. Для сравнения, воздушный баллон в Nike Air при всей своей эффективности был практически одинаковым на всех моделях и не адаптирован под разные размеры обуви. А новая система амортизации подстраивается под размер стопы сначала при производстве, а затем при беге — когда гранулы перемещаются внутри своих секций с учетом анатомических особенностей бегуна.