Майкл Синнетт, Boeing: «Мы стремимся конструировать самолеты с использованием прогрессивных экотехнологий»

Топливная и экологическая эффективность, комфорт пассажиров – те ключевые вещи, на которых традиционно концентрируются разработчики гражданских лайнеров. Каким образом все это достигается сегодня, и что будет дальше? О некоторых авиационных технологиях сегодняшнего и завтрашнего дня мы поговорили с главным специалистом компании Boeing по производству гражданских авиалайнеров, вице-президентом подразделения Boeing Commercial Airplanes Майклом Синнеттом.
Майкл Синнетт, Boeing: «Мы стремимся конструировать самолеты с использованием прогрессивных экотехнологий»

— Расскажите о проекте Boeing по производству авиационного топлива из табака.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— В августе компания Boeing объявила о сотрудничестве с авиакомпанией South African Airways по созданию экологичного биотоплива из нового вида табака «Солярис» (Solaris). Данная культура может выращиваться фермерами вместо традиционного табака. В настоящее время в Южной Африке этот табак, который практически не содержит никотина, выращивается экспериментально. Ожидается, что производство биотоплива большими и малыми хозяйствами начнется в ближайшие несколько лет. Первоначально авиатопливо будет производиться из масла семян растения. В будущем за счет перспективных технологий Boeing рассчитывает увеличить объемы производства авиатоплива в Южной Африке из прочих частей растения, таких как листья и стебель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот проект интересен еще и тем, что способствует реализации задач Южной Африки в сфере развития экономики и здравоохранения, предоставляя новую культуру фермерам — экспертам в выращивании табака.

Наша основная цель при производстве биотоплива — действовать так, чтобы не навредить продовольственным и водным ресурсам регионов, в которых выращивается растительное сырье. И табак в этом смысле — весьма подходящая культура.

Что касается авиационного биотоплива в целом, то Boeing сыграла ключевую роль в принятии организацией ASTM (Американское общество по испытанию материалов) в 2011 году стандарта по использованию авиакомпаниями смеси авиатоплива Jet A и биотоплива, произведенного из масла растений, например, из масла этого вида табака, в соотношении 50/50.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— Пока это выглядит как эксперимент. Планируете ли вы в массовом порядке переводить свои самолеты на «табачное» биотопливо?

— Менее чем за десятилетие произошел существенный прорыв в области разработки авиационного биотоплива, но впереди предстоит еще много работы. Усилия того стоят, поскольку авиационное биотопливо, произведенное экологичным путем, сокращает выбросы углерода на 50−80% по сравнению с углеводородным топливом.

Более того, для использования биотоплива не придется менять что-либо в наших самолетах. Совместно с нашими партнерами мы делаем упор на разработку биотоплива, которое может смешиваться непосредственно с углеводородным авиатопливом, не требуя изменений конструкции самолета, двигателя или заправочного оборудования. Невзирая на экспериментальный характер некоторых из этих проектов, они являются частью наших долгосрочных целей по расширению источников биотоплива и обеспечению экономической целесообразности использования биотоплива авиакомпаниями. Компания Boeing поставила себе смелую цель — к 2016 году обеспечить замещение 1% процента мировой потребности в авиатопливе экологичным биотопливом, что соответствует 600 миллионам галлонов (2 271,25 млн литров) авиатоплива. Мы верим в успешное достижение нашей цели. Это докажет правильность концепции биотоплива как новой технологии и приведет к росту инвестиций в этот проект.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— На youtube можно увидеть, насколько эффектно Boeing 787−9 выступает в Фарнборо. Как такие сверхвозможности могут быть востребованы в повседневной жизни? Ведь пассажирам не очень комфортно будет летать с такой скоростью и так садиться.

(смеется) — Этот полет демонстрирует возможности управления любого самолета Boeing. И они направлены на то, чтобы сделать полет пассажиров более комфортным. Мы гордимся тем, что Boeing 787 на крейсерской высоте обеспечивает более спокойный, стабильный полет, чем какой-либо другой современный самолет. Так, каждый самолет Boeing 787 оборудован технологией Smooth Ride Technology, которая помогает существенно снизить турбулентность. С помощью датчиков распознаются вертикальные воздушные потоки, и за счет управляющих поверхностей компьютер нивелирует их воздействие. Все это позволяет самолету лететь очень ровно и стабильно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, Boeing 787 установил два мировых рекорда — по длительности и расстоянию. Полет из Сиэтла в Дакку, Бангладеш, длился 20 часов 20 минут, было преодолено 10 337 морских миль, что на 1210 морских миль больше предыдущего мирового рекорда. Этот дальномагистральный самолет рассчитан на то, чтобы совершать полеты длительностью 7−8 часов, но когда на его борту находятся всего 13 человек, то благодаря своей топливной эффективности он может облететь практически полмира.

— За счет чего достигается топливная эффективность?

— Это комбинация факторов. Модернизированные двигатели; улучшенная аэродинамика: композитные материалы дали нам возможность разработать более эффективную конструкцию крыла — более длинного, более тонкого; усовершенствованное управление поверхностями — элероны, руль высоты, руль направления, закрылки, подкрылки и прочее; электрическая архитектура самолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

— В следующем году самолет Solar Impulse 2, использующий исключительно солнечную энергию, должен облететь вокруг Земного шара. Как вы думаете, какие альтернативные энергетические технологии будут востребованы в авиации?

— Сложно сказать, какие технологии будут востребованы в будущем. При этом мы, конечно же, внимательно изучаем все новое. Например, совместно с NASA рассматриваем конструкцию самолета, полностью работающего на электричестве, изучаем возможности использования солнечной энергии, также мы уже проводили облеты самолета, который работает на водороде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, Boeing анализирует идеи, которые покрывают широкий спектр технологий в области двигателя и планера, включая: усовершенствованные силовые установки, такие, как газовые турбины, совмещенные с электродвигателями, топливные элементы и гибридные установки — топливный элемент / газовая турбина, криогенные виды топлива, такие как водород и сжиженный природный газ / метан и многое другое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В то время как мы продолжаем исследовать множество альтернативных источников энергии в долгосрочной перспективе, мы уверены, что в обозримом будущем гражданская авиация будет летать на жидком топливе. Именно поэтому Boeing ведет активную работу с партнерами на шести континентах по разработке экологичного авиационного биотоплива из возобновляемых источников.

— Как насчет гибридной технологии, когда самолет летит на традиционном топливе, получая часть энергии от солнечных батарей?

— Я думаю, это более вероятный вариант, чем самолет, который использует только солнечную энергию. Мы рассматриваем возможность, когда двигатели использовались бы только для создания тяги, а альтернативные источники энергии — для прочих энергетических потребностей на борту.