Завоевывая небо: как Генри Форд создал свою необычную крылатую машину

Летом 1926 года в воздух поднялся первый самолет Генри Форда – Ford Trimotor. Предлагаем вспомнить любопытные факты из истории этого изобретения.
Завоевывая небо: как Генри Форд создал свою необычную крылатую машину
Wikipedia

Если быть точнее, то «отцом» этого самолета был не Генри Форд, а американский изобретатель и конструктор Уильям Бушнелл Стаут. Впечатленный разработками немецкой фирмы Junkers, выпускавшей трехмоторные самолеты еще в 20-е годы прошлого века, Стаут решил производить аналогичные машины в США. Он основал компанию Stout Metal Airplane, однако столкнулся с нехваткой денег для привлечения инженеров, рабочих и закупки комплектующих. Первый самолет новообразованной фирмы Stout 3-AT так и остался бы на бумаге, если бы интерес к нему не проявил Генри Форд, который перечислил Стауту небольшую сумму, позволявшую закончить разработку машины. Но на этом участие американского «автомобильного короля» в проекте дело не закончилось. Самолет настолько понравился Форду, что он решил расширить свой бизнес и, помимо автомобилей, заняться производством пассажирских самолетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стауту было сделано предложение, от которого он не смог отказаться, в результате чего Stout Metal Airplane была переименована в Ford Aircraft Division. Все права на Stout 3-AT перешли к Форду, а сам Стаут был назначен на должность главного инженера в своей бывшей фирме. Финансовые возможности Форда были практически безграничными, поэтому самолет в кратчайшие сроки довели «до ума», и 11 июня 1926 года в воздух поднялся первый экземпляр Ford Trimotor: именно такое название получила машина. Но это официально, а за глаза ее прозвали «Жестяной гусь» из-за цельнометаллического (алюминиевого) фюзеляжа и крыльев, что для середины 1920-х годов было весьма необычно, особенно учитывая тот факт, что из алюминия были сделаны даже элероны и рули высоты и направления.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ford Trimotor представлял собой высокоплан с тремя двигателями и неубирающимся шасси. Один мотор располагался в носовой части фюзеляжа, а два остальных были закреплены под крылом на пилонах. Данная трехмоторная схема впоследствии привела к скандалу и судебному разбирательству: когда Форд решил продавать свой Trimotor в Европе, фирма Junkers подала на Ford Aircraft Division в суд, обвинив последнего в нарушении патентных прав. Суд немцы выиграли, так что в Европу путь Ford Trimotor был заказан. Однако это не помешало Форду в дальнейшем продать несколько самолетов в Чехословакию и Англию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В США у самолета на первых порах все складывалось отлично. Генри Форд без устали рекламировал Trimotor, называя его самым безопасным пассажирским самолетом в мире. Из-за примененной трехмоторной схемы, пассажирам ничего не угрожало, даже при остановке двух двигателей. Кроме того, самолет отличался простотой в эксплуатации, хорошей ремонтопригодностью, а обслуживать его можно было на любом аэродроме, даже не прибегая к услугам высококвалифицированных механиков. Первоначально на самолет устанавливались три двухсотсильных звездообразных двигателя с воздушным охлаждением Curtiss-Wright, а каждая последующая модификация обзаводилась все более мощными моторами. Например, финальная версия Ford Trimotor 5-AT выпуска 1933 года имела три 450-сильных мотора Pratt & Whitney. В процессе производства постоянно дорабатывался и салон: если первые самолеты брали на борт двух летчиков, бортпроводника и восемь пассажиров, то к концу производства самолета в 1933 году в салоне устанавливалось уже 13 пассажирских кресел, а при отказе от багажного отделения и уменьшении шага кресел, салон мог вместить 17 пассажиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1927 году авиакомпания Pan American начала использовать Ford Trimotor не только на внутренних рейсах, но и на международных – сначала самолеты летали на Кубу, затем в Мексику и Канаду. Кубинская авиакомпания Cubana de Avacion стала первой за пределами США начавшей эксплуатировать Trimotor. Всего этот самолет эксплуатировали около сотни авиакомпаний, попутно интерес к нему проявили ВВС, ВМС и Корпус морской пехоты США, а также ВВС Великобритании, Канады, Австралии и Испании. В военном варианте самолет мог использоваться для перевозки грузов, также, в зависимости от выполняемых задач, колесное шасси нередко заменялось поплавками или лыжами.Ford Trimotor прославился тем, что именно на нем 28 ноября 1929 года был впервые достигнут Южный полюс, а в 1932 году Франклин Рузвельт использовал его для перелетов между городами США во время своей предвыборной компании. Ford Trimotor принадлежит и еще одно достижение: один самолет выпуска начала тридцатых годов, почти семьдесят лет используется для экскурсионных обзорных полетов над Гранд-Каньоном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на хорошие характеристики, прочность машины и ее безотказность (это постоянно подчеркивал Генри Форд в рекламных кампаниях), нокаутирующий удар Ford Trimotor нанесли даже не конкуренты, а Великая депрессия. После 1930 года спрос на новые самолеты резко упал, в том же году Ford Aircraft Division покинул Ульям Бушнелл Стаут, предрекший на ближайшие пять-семь лет глубочайший кризис рынка гражданских самолетов. Производство Ford Trimotor было прекращено в 1933 году после выпуска 199 самолетов. По словам Генри Форда, ему не удалось выйти даже не самоокупаемость проекта, и Trimotor ничего кроме убытков не принес. В итоге «автомобильный король» закрыл свое авиационное подразделение, разочаровавшись а авиастроении. Правда, на самолетах он все равно хорошо заработает в сороковые годы, когда его заводы будут выпускать бомбардировщики B-24 Liberator по заказу Пентагона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на не самый удачный опыт с Ford Trimotor, Генри Форд все равно вошел с этим самолетом в мировую историю, как один из немногих автопроизводителей, кто попытался стать производителем авиационной техники. Обычно бывало наоборот – чаще всего авиапроизводители переквалифицировались в автопроизводителей, достаточно вспомнить немецкие BMW и Messerschmitt, шведский SAAB, британский Bristol, голландский Spyker, чехословацкую Avia и тд. А Генри Форд проделал этот путь «наоборот», из автомобильного короля решив стать еще и королем неба. Правда, с небес на землю он спустился очень быстро, но в этом не его вина – за свой самолет ему краснеть не пришлось.

В 1954 году Уильям Бушнелл Стаут выкупил все права на свой самолет у Форда обратно, модернизировал машину и под именем Stout Bushnell 2000 решил начать ее серийный выпуск. Но после постройки двух образцов он бросил эту затею – в середине 1950-х трехмоторный самолет тридцатилетней давности выглядел настоящим анахронизмом и шансов на рыночный успех не имел.