Преемник «Энергии»: на что способен ракетный двигатель РД-171МВ

Ракетный двигатель РД-171МВ, который однажды даст старт российской сверхтяжелой ракете, открывает нашей космонавтике будущее, но имеет уже довольно долгую биографию. Как выясняется, многие технологии, созданные в эпоху холодной войны, опередили свое время и оказались вполне актуальными для дня сегодняшнего или даже завтрашнего.
Преемник «Энергии»: на что способен ракетный двигатель РД-171МВ

12 апреля 1981 года – в совсем не случайно выбранную дату – в небо поднялся STS-1 Columbia – первый из американских шаттлов. Это была новая демонстрация превосходства американских технологий в космическом соревновании двух систем. Космонавты СССР так и не добрались до Луны, и, хоть страна активно поработала в сфере запуска и эксплуатации орбитальных станций, она все еще не имела аналога «шаттла» – системы, способной не только доставить многотонный груз на орбиту, но и вернуть его на Землю. Двигатель РД-171МВ мог бы помочь в этом состязании, но изготовлен он был намного позже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не по пятам...

У нашей страны был свой путь создания тяжелых космических систем, и он был, как известно, нелегок. Чтобы победить в лунной гонке или хотя бы повторить успех американских астронавтов, С. П. Королев и его ОКБ-1 разрабатывали тяжелую ракету Н-1. Программу закрыли уже в 1970-е, через несколько лет после смерти знаменитого конструктора. Четыре запуска огромной ракеты – четыре неудачи. В условиях дефицита времени и отсутствия стендовых испытаний всей сборки советским инженерам так и не удалось скоординировать работу 30 двигателей первой ступени. В 1974 году королёвское КБ, названное тогда НПО «Энергия», возглавил В. П. Глушко. Бразды правления в ракетостроительной «фирме» взял в свои руки корифей советского ракетного двигателестроения. Примерно в это же время руководством страны была поставлена задача создать аналог разрабатываемого в США корабля-челнока и системы запуска к нему. Утвержденные американцами решения уже были известны, но советские конструкторы решили не идти по пятам, а создать свой вариант «челночной системы». Именно для нее впоследствии разрабатывался ракетный двигатель РД-171МВ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РД-171МВ
Как выглядит ракетный двигатель РД-171МВ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как известно, американский корабль «сидел» на огромном баке, заправленном водородом в качестве горючего и кислородом в качестве окислителя. В стартовом положении по бокам располагались два твердотопливных ускорителя с тягой 1000 т каждый, игравшие роль первой ступени. После отстрела ускорителей «шаттл» включал собственные двигатели и, сжигая содержимое внешнего бака, достигал орбиты. «Валентин Петрович Глушко не любил водород, – рассказывает главный конструктор интегрированной структуры ракетного двигателестроения АО "НПО "Энергомаш им. академика В. П. Глушко" Петр Левочкин. – Он всячески противился использованию его в ракетных двигателях. При низкой плотности даже в сжиженном виде (при температуре –253 °С) водороду требуются огромные баки. Также нужна мощная теплозащита. Тем не менее создать носитель с заданными характеристиками без водорода не удалось. Кроме того, в СССР, учитывая климатические условия, использование порохов было ограничено. В итоге решено было, что роль первой ступени в ракете "Энергия" сыграло четыре боковых блока с мощными четырехкамерными кислород-керосиновыми двигателями (блоки стали бы аналогами американских твердотопливных ускорителей). Для центральной ступени выбор был сделан в пользу четырех кислород-водородных двигателей РД-0120 (Воронежское КБ химической автоматики). Свои собственные движки корабль "Буран" использовал только для маневрирования. Но главная идея Глушко заключалась в том, чтобы боковые блоки "Энергии" были унифицированы с разрабатываемой днепропетровским КБ "Южное" им. Янгеля ракетой "Зенит" средней грузоподъемности. Так появился проект ракеты "Зенит-2", первая ступень которой была бы практически идентична боковому блоку "Энергии". Отличие заключалось лишь в том, что на "Энергии" (двигатель получит название РД-170) камеры качались в одной плоскости, а на "Зените" (РД-171, на базе которого затем был создан двигатель РД-171МВ) — в двух. Логика унификации была понятна: тяжелая ракета будет летать редко, ракеты типа "Зенита" – значительно чаще. Если же первые ступени выпускать сразу для двух ракет, это позволит избавиться от недостатков штучного производства, снизить стоимость и повысить качество изделий".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ракета
Ракеты-носители, в которых применяется или будет применяться двигатель РД 171МВ и его производные

Обуздать огонь РД-171МВ

Работы над РД-170/171 начались в 1976 году в подмосковных Химках, где сейчас расположено головное предприятие НПО «Энергомаш». Речь шла о создании самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя с тягой 800 т (для сравнения: однокамерный двигатель F-1 от ракеты Saturn V имел тягу 680 т).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Дело шло непросто, – рассказывает Петр Левочкин. – У этого двигателя мощность турбины, которая приводит в действие насосы, составляет 246 тыс. л. с. (что сравнимо с мощью пяти атомных ледоколов "Ленин" – по 44 тыс. л. с.), а весит агрегат всего 300 кг. И это при общей массе двигателя 10 т. Задачей конструкторов было не дать вырваться гигантской мощности наружу, и задача решалась очень тяжело. Основной проблемой стало обеспечение работы турбонасосного агрегата (ТНА). В СССР был накоплен большой опыт работы с мощными двигателями, где в качестве топлива использовался несимметричный диметилгидразин, а окислителем выступал азотный тетраоксид. Но когда перешли с высококипящих компонентов на пару "кислород-керосин", выяснилось, что в кислороде горит буквально все. Понадобилась новая культура производства. Именно она и позволила изготовить двигатель РД-171МВ, характеристики которого сегодня поражают. Нельзя, например, было допускать попадания жировых пятен в кислородный тракт: наличие органики приводило к мгновенному окислению, а дальше – пожар. У некоторых конструкторов даже появилось мнение, что надо бросить бесплодные попытки достраивать постоянно горящий двигатель (вместе с которым горели и сроки), и перейти к созданию силовой установки меньшей мощности. Эта точка зрения дошла до коллегии Министерства общего машиностроения СССР, где Валентин Глушко и министр Сергей Афанасьев пообщались на высоких тонах. В итоге НПО "Энергомаш" получило задание на проектирование силовой установки половинной мощности – на 400 т тяги. К счастью, это не означало полного прекращения работ над большим двигателем – работы по его доводке были продолжены. И к тому самому моменту, как 400-тонный РД-180 был воплощен пока лишь в эскизном проекте, РД-170 гореть перестал. Решение было найдено. Более того, в процессе отработки двигатель был сертифицирован на 10-кратное полетное использование».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ракета
Работа ракетного двигателя РД-171МВ

«Зенит», Atlas, «Ангара»

Серийный выпуск двигателей РД-170/171, а затем и РД-171МВ предполагалось организовать на базе омского ПО «Полет». Ракета «Энергия» слетала два раза. У «Зенита» оказалась более счастливая судьба. Ее запускали с Байконура, затем использовали в проекте «Морской старт». «В своем классе "Зенит" является одной из лучших ракет в мире, – говорит Петр Левочкин. – "Зенит" стал квинтэссенцией умения и опыта советских двигателистов и управленцев. На "Морском старте" ракета демонстрировала полностью автоматизированный пуск: сама выезжает, заправляется, прицеливается и улетает».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1990-е, в сложный для российской промышленности период в НПО «Энергомаш» пришлось вспомнить о разработке, которую готовили для замены упрямого РД-170. О том самом 400-тонном ракетном двигателе РД-171МВ. В те времена правительство России разрешило НПО «Энергомаш» выйти на конкурс, который проводила компания Lockheed Martin (США) по модернизации ракеты-носителя Atlas. Предложения российской компании оказались конкурентоспособными и по цене, и по качеству, и с тех пор – с 1996 года – началось сотрудничество с американскими ракетчиками. В этом году ракета Atlas c РД-180 должна вывести на орбиту перспективный пилотируемый корабль Boeing Starliner. Это будет тестовый полет, следующий планируется с астронавтами на борту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РД-171МВ
Двигатель РД-171МВ — характеристики этого агрегата намного лучше западных аналогов

В 1997 году ГКНПЦ имени М. В. Хруничева начал проект по созданию ракеты-носителя на замену «Протону» – старой надежной ракете, работающей на токсичных высококипящих компонентах, а также целой линейки ракет меньшей грузоподъемности – речь идет о носителях «Ангара». Сразу был предложен модульный принцип: каждая из ступеней ракеты в зависимости от грузоподъемности собиралась из универсальных ракетных модулей (УРМ). Для первой и второй ступени должны применяться УРМ-1 на базе двигателя РД-191 (это уже четверть от РД-170 с тягой 200 т). В самом легком варианте используется только один УРМ-1, в тяжелом носителе A-5 – уже 5. Двигатель разработан и производится, осталось только дождаться, когда программа «Ангара» все-таки выйдет на стабильный график. После этого планировалось наладить выпуск и двигателей РД-171МВ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Стоит отметить, что технологии, заложенные в РД-170, транслировались и в РД-180, и в РД-191, – объясняет Петр Левочкин. – Но происходила и эволюция. В РД-180 проще система управления, там использованы цифровые приводы. На РД-191 они тоже есть, при этом они меньше и легче в два раза. Эволюционировала также система защиты от возгорания». Но что же с перспективным ракетным двигателем РД-171МВ?

Ракета
Запуск ракеты с ракетным двигателем РД-171МВ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РД-171МВ или лестница к Марсу

Один из самых перспективных проектов ракеты средней грузоподъемности (около 17 т полезного груза на околоземную орбиту) – это «Союз-5» (известный также как «Иртыш»), создаваемый РКК «Энергия». Именно для него НПО «Энергомаш» разработало двигатель первой ступени РД-171МВ. Ракета считается отчасти более современной и технологичной заменой «Зениту», однако в перспективе может стать модулем первой ступени новой ракеты сверхтяжелого класса (пока известной как «Енисей», или РН-СТК). «Енисей», первые испытания которого начнутся на рубеже 2020–2030-х годов, откроет российской пилотируемой космонавтике дорогу к Луне, Марсу, позволит отправлять в далекий космос тяжелые исследовательские аппараты.«В модернизированную версию, – говорит Петр Левочкин, – мы внедрили весь опыт, который получили при создании РД-180 и РД-191, а также продвинулись дальше. Это и повышенная защита от возгорания, новые фильтры, покрытия, самые современные материалы и технологии их обработки, новая система управления, более быстродействующая система аварийной защиты, видящая проблему на более ранней стадии и мгновенно отключающая двигатели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РД-171МВ
Внешний вид РД-171МВ

Характеристики РД-171МВ

  • Масса: 10300 кг
  • Высота: 4,15 метра
  • Диаметр: 3,565 метра
  • Время работы: 180 секунд
  • Тяга в вакууме: 806 тс
  • Тепловая мощность: 27 000 МВт
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть и еще одно важное достоинство нашего двигателя РД-171МВ, которое обязательно должно быть использовано в будущем. Дело в том, что боковые блоки «Энергии» планировались многоразовыми. Была создана технология их парашютирования, предусматривалось место хранения парашюта. После полета или огневых испытаний на стенде двигатель не требует разборки: нами создана технология термовакуумной очистки полостей двигателя и кислородного тракта от остатков компонентов. Так что мы постоянно объясняем ракетостроителям, что, если бы у нас существовала работающая технология возврата первых ступеней, им не пришлось бы покупать у нас довольно дорогой двигатель всего на один полет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня такие технологии начали разрабатываться. И ракетчиками, и нами. Первая ступень с двигателем РД-171МВ улетает на высоту примерно 90 км и там развивает скорость 4 км/с. Для обеспечения оптимальных условий полета ступени в плотных слоях атмосферы при посадке требуется включить двигатель повторно – а это проблема. Ведь надо сделать так, чтобы топливо и окислитель находились внизу, у заборных устройств, а не болтались по бакам. Иначе обеспечить управляемый полет практически невозможно. Но мы работаем над этим».

Andrew Matseevsky
Andrew Matseevsky 29 Декабря 2021, 11:55
Неверно, двигатели шаттла включались сразу на земле и давали примерно 15% тяги. Остальное приходилось на твердотопливные ускорители. Посмотрите любой хапсу шаттла.
Astsergey
Astsergey 26 Декабря 2021, 21:19
Это класс, остаётся пожелать нашим разработчикам успехов !
Сергей Флягин
Сергей Флягин 26 Декабря 2021, 19:59
Товарищ Макаров, после стольких ляпов в статье, надо увольняться. Идите в гламурный журнальчик, какой-нибудь, пишите про жизнь "звезд". Редакция "ПМ", вам совершенно до фонаря качество публикаций? Вам даже лень усвоить разницу между внешним видом различных ЖРД. Вы фотографии не в состоянии правильно подписать. С каких это пор РН "Союз" стала оснащаться двигателем РД-171МВ? Судя по подписи под фото, это именно так. Вы прям напрашиваетесь в номинанты премии "Почетный академик ВРАЛ".
Анатолий Денега
Анатолий Денега 02 Мая 2021, 09:52
После отстрела ускорителей «шаттл» включал собственные двигатели и, сжигая содержимое внешнего бака, достигал орбиты. Автор, посмотрите любое видео запуска шатлов. Их двигатели работают с момента старта ! Так облажаться !
Сергей Веденин
Сергей Веденин 05 Ноября 2020, 17:10
Можно не читать..... автор - жертва ЕГ.... У него и пороха в ускорителях шатла, и двигатели он включал после отстрела ускорителей.... видимо и дальше бред.......
Виктор Дубовицкий
Виктор Дубовицкий 17 Октября 2020, 22:21
...."Чтобы горючее не болталось в баках, а находилось у заборных устройствах...." А кто мешает поместить эту долю горючего, предназначенное для обеспечения торможения и посадки в отдельные, конструктивно обособленные баки, с достаточным только для этой цели, объёмом?
Анатолий Серебряков
Анатолий Серебряков 11 Октября 2020, 10:38
вот если двигатель из простых металлов собран я согласен а там золото споавы дорогие это действительно валюта бестолковая
Георгий Жуков
Георгий Жуков 01 Января 2020, 19:38
Как глушковцы не любят вспоминать про нк-33. Все наработки взяли оттуда, но выпендрились с бОльшим давлением, чтобы хоть как-то превзойти
Василий Парфенов
Василий Парфенов 01 Сентября 2019, 15:50
Между делом говоря, свидетельств полетов "Аполлонов" гораздо больше, чем свидетельств полетов советских космических кораблей. Записей миссии Гагарина, например, нет вообще.
Анатолий Рукавишников
Анатолий Рукавишников 31 Августа 2019, 09:15
Мальчик,ты всё ещё веришь сказочникам из США?! Не было у штатов сказочных двигателей. Не было у штатов Аполлонов, как и Сатурна 5. А был только Сатурн1 имитировавший Сатун 5.
Greg Smit
Greg Smit 27 Декабря 2021, 00:45
То что ты не видешь в США это понятно, а вот что ты видишь у себы в срашке, это тухлая лапша, но тебе она нравиться.
Greg Smit
Greg Smit 27 Декабря 2021, 00:45
То что ты не видешь в США это понятно, а вот что ты видишь у себы в срашке, это тухлая лапша, но тебе она нравиться.
protey
protey 26 Декабря 2021, 19:47
А что ты такой ограниченный ? Наверно и книг не читаешь ?
Никита
Никита 26 Августа 2019, 14:08
Да на то, на что были способны ещё "новейшие" американские двигатели лет 20-25 назад.
Дмитрий Леонтьев
Дмитрий Леонтьев 25 Августа 2019, 02:20
И сюда фекалии американской лунной пропаганды вставили - без них не могут. Видимо, заказ, вставлять их во все статьи. Благодаря таким продажным добровольным помощникам госдепа, весь мир уже полвека живёт в этом позорном антинаучном бреду - не смотря на тысячи и тысячи отчётливых доказательств лживости этих американских лунных легенд.
protey
protey 26 Декабря 2021, 19:48
Да, тяелый случай - идиотизм налицо ! )))))))
Gofman Vladislav
Gofman Vladislav 09 Июля 2019, 20:42
Чем бы дитё не решилось лишь бы.не гептилом.
Валерий Евстафьев
Валерий Евстафьев 03 Июля 2019, 16:52
Двигатели орбитальной ступени шаттла запускались на земле за 4 с до запуска твердотопливных ускорителей (ТТУ) и работали около 520 с. ТТУ работали 127 с.
Владимир Богданович
Владимир Богданович 03 Июля 2019, 09:11
Мне кажется что в нижней части топливных баков надо установить тонкие и легкие перегородки, типа как у чернильниц - непроливаек. Давление в баках их не разрушит. И в результате в любом положении ступени в этом не большом отсеке - чернильнице всегда будет топливо или окислитель.
Gofman Vladislav
Gofman Vladislav 02 Июля 2019, 22:44
Не понимаю почему разогрев и синхронизацию двигателей нельзя делать на малых мощностях и с наземных баков. Кстати у американцев были американские горки и автомобили чтобы бежать с аварийного старта.
Alex Alex
Alex Alex 28 Июня 2019, 16:16
Ждем статью "Наследник Королёва. На что способен Дмитрий Рогозин".
Анатолий Рукавишников
Анатолий Рукавишников 31 Августа 2019, 09:19
Школота - за парту, скоро 1 сентября.
Sha
Sha 07 Июля 2019, 07:15
не сказано, т.к. ни на что значительное не способен.
Владимир Хало
Владимир Хало 24 Июня 2019, 16:17
Заголовок статьи "... На что способен новейший ракетный двигатель РД-171МВ". И на что же он способен? Об этом в статье вообще ничего не сказано. Автору - двойка.
taras
taras 28 Июня 2019, 13:28
Ну так нет, что не смешно.
Ne On
Ne On 24 Июня 2019, 12:17
Очевидно, что у России нет ни внятной программы освоения космоса, ни средств на нее, ни особых побудительных мотивов! Поэтому, все что можно ожидать - это дико дорогой лунный флаговтык с целью "подтвердить величие России", ограбив и без того ограбленное население для повторения того, что сделали США в 60-70-е гг
Василий Парфенов
Василий Парфенов 24 Июня 2019, 13:54
Не всегда такая схема получится. SpaceX делают reentry burn еще на той высоте, где аэродинамика не работает, например. Управление положением "Флакона" осуществляется с помощью маневровых двигателей, ИМНИП, на азоте, а топливо вниз опускается двигателями осаждения (не знаю их принцип, но скорее всего либо твердотопливные ракеты, либо также на азоте).
Павел Еремеев
Павел Еремеев 24 Июня 2019, 09:26
"...Ведь надо сделать так, чтобы топливо и окислитель находились внизу, у заборных устройств, а не болтались по бакам..." . Тоже мне проблема. Самая тяжёлая часть ракеты: платформа с двигателями, находится внизу. Некоторая доработка конструкции топливных баков - и их аэродинамика автоматически будет разворачивать ступень двигателями вперёд. Для улучшения эффекта можно на верхушку ступени поставить несколько аэродинамических рулей/стабилизаторов/тормозов. Желательно управляемых. Всё! Ступень летит двигателями вперёд, как только аэродинамическое сопротивление становится ощутимым - остатки топлива в баках силой торможения сдвигаются вниз. Даже если надо включать движки ещё в космосе, то с задачей справится небольшой импульс движков ориентации. . В целом же, скорость в 4 км в секунду для возвращаемой ступени великовата. Вероятно, придётся первую ступень ограничить двумя км в секунду... Тогда можно будет ограничиться аэродинамическим торможением, применяя двигатели только на последнем участке полёта.
Igoo
Igoo 24 Июня 2019, 00:38
вот же вопрос!))) --- как обеспечить, чтобы топливо оказалось внизу бака!?))) А у Маска подсмотреть не пробовали? если развернуть ступень соплом вперед и стабилизировать, то от торможения думаю жидкое топливо окажется как раз внизу и всё))) ...ну вы ещё немного поработайте, миллиардов на 700, может получится после домов в Испании и Швейцарии...
protey
protey 30 Июня 2019, 18:35
Всё верно и эта машина летала, 30 лет летала ! Нам хватило 1 полета Бурана ...
Василий Парфенов
Василий Парфенов 23 Июня 2019, 20:20
Совершенно верно, статью поправим обязательно. Пламя двигателей шаттла почти не видно, потому что топливная пара кислород и водород, причем для повышения безопасности излишки водород в момент старта дожигали специально создаваемыми под двигателями искрами. А водяная завеса используется при всех современных запусках ракет-носителей начиная от легкого класса. Делается это не только чтобы обезопасить ракету, но и для снижения нагрузки на конструкции стартового комплекса.
Илья Аганичев
Илья Аганичев 23 Июня 2019, 15:04
Не пишите про Шаттлы. У них ВСЕ двигатели работали со старта и приходилось перекрывать струями воды окно пускового стола, что бы звуковые волны его не разрушили. Если на старте не видно пламени движков Шаттла, то это не значит, что его нет. Водородное пламя голубовато-прозрачное. Кроме того, стартовая масса шаттла была ок. 2050 тонн, т.е. просто на ускорителях он бы просто не оторвался от стола.
Gofman Vladislav
Gofman Vladislav 23 Июня 2019, 09:20
Слава богу не полетели на Луну. В районе пагоды я видел красные всплохи.Это может быть: заходящим coлнцем,Не3 или аварийной летающей.тарелкой. А в 1933 ради наблюдений за грунтом Тихонович стрелял Ракетой по Луне железной болванкой.
Никита
Никита 26 Августа 2019, 14:10
что за набор слов, с головой всё ок?
Ig Supra
Ig Supra 22 Июня 2019, 22:08
Про какие супер технологии тут пишут на шатлах сколько он проработал и сколько аварий было со смертями а сколько успели ликвидировать а автор пишит при то что шатлы обогнали СССР в технологиях аж смешно читать сразу а про Луну так автор сразу ответте а доказательства у самой США есть или вы просто тупа переписываете что вам сами в США в НАСА говорят вот для меня главное это доказательства полетов на Луну но пока я нечего не увидел одни подтасовки по фотографиям и по хронике
Анатолий Рукавишников
Анатолий Рукавишников 31 Августа 2019, 09:28
И опережают даже сейчас!
Igoo
Igoo 24 Июня 2019, 00:30
Энергия-буран это прошлый век уже на старте. При такой стоимости и сложности полета, многоразовым был лишь сам планер, это смешно --- будущего у него не было уже на кульмане! Только военные замашки супердержавы позволили довести проект до старта. Больше он никому не нужен!
Сергей Литвищенко
Сергей Литвищенко 22 Июня 2019, 17:02
Тандем ЭНЕРГИЯ - БУРАН ОПЕРЕЖАЛИ МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ КОСМОНАВТИКИ УЖЕ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 30 лет.
Анатолий Рукавишников
Анатолий Рукавишников 31 Августа 2019, 09:32
Константин Киселев Сам включи мозги.
Константин Киселев
Константин Киселев 22 Июня 2019, 23:26
Отрок, вкл мозг, а если у тебя нет вкл мозгов, то я тебе сочувствую!
Соня Кидман
Соня Кидман 22 Июня 2019, 22:41
Драгон тоже будет садиться на парашютах в предполагаемых местах, как шестьдесят лет назад. Может проще продолжать места в Союзе покупать, дешевле выйдет?
Ig Supra
Ig Supra 22 Июня 2019, 22:13
Вот вопрос к вам а какая разница как они вернутся так как у Макса или как Роскосмоса на парашуте мне кажется на парашуте будет в разы дешевле чем палить и брать лишнее топлива для возврата
Виктор Дубовицкий
Виктор Дубовицкий 17 Октября 2020, 22:26
Igoo , олух Царя Небесного! Откуда дровишки? Это кто же тебе произнёс, что амеры переделывают то, что и так прекрасно летает? Ты не пробовал, принеся домой девайс за 100 миллионов зелёных, взламывать заводскую пломбу, и менять потроха на те, что по твоему несознанию, будут там работать лучше? Как насчёт гарантий?
Igoo
Igoo 24 Июня 2019, 00:33
от двигателей Росси) у американцев остаются только камеры сгорания и сопла, всё навесное оборудование с трубопроводами, насосами и системами управления они ставят своё!)))
александр свириденко
александр свириденко 22 Июня 2019, 17:54
Ещё ни один этот ИКС не сел нормально все завалились, а америкосы продолжают летать на двигателях Росси!!
Василий Парфенов
Василий Парфенов 22 Июня 2019, 15:39
РД пока нельзя установить на ракету, которая садится на тяге двигателей — слишком маленький диапазон дросселирования. Получается очень большая мощность на торможение. Спейсы это дело хитро решили, у них тоже тяга Мерлина при посадке избыточна, но не настолько. Бортовой компьютер "флакона" точно рассчитывает момент включения двигателя так, чтобы в момент касания скорость падения была полностью компенсирована тягой. Да, получаются перегрузки и риск ошибки, но пока что это дешевле, чем ещё раз переделывать двигатели.
Василий Парфенов
Василий Парфенов 22 Июня 2019, 15:41
Это даже несерьёзно. Прям каждую ступень отдельно запускают, чтобы красивую картинку сделать, да? Особенно, когда три сразу на FH, одна из которых на корабль садиться должна)))0)
srgff Сергеев
srgff Сергеев 22 Июня 2019, 14:59
это про этот мультик в обратной съёмке? ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=Uyo5G450OEA Как сделать видео в обратную сторону.SoftFly.ru ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=RxugwvKYDwI
Nicolay1
Nicolay1 22 Июня 2019, 11:39
У Спейс Икс, первые ступени возвращаются на ракетных двигателях уже несколько лет на спец посадочные места, а у Роскосмоса, двигатели первых ступеней будут на парашютах спускаться в предполагаемых местах. как первые космические корабли спускались шестьдесят лет тому назад. Спецы, где ваш прогресс? Не можете сделать сами, купите, дешевле выйдет.