Прощай, легенда: каким запомнится Ту-134

20 мая закончилась более чем полувековая гражданская эксплуатация пассажирского лайнера Ту-134, одного из самых массовых гражданских отечественных самолетов.
Прощай, легенда: каким запомнится Ту-134

Принадлежащий авиакомпании «Алроса» самолет Ту-134 совершил последний коммерческий рейс из Иркутска в Мирный и теперь должен стать экспонатом Новосибирского музея авиации и космонавтики. Это был последний из эксплуатирующихся в России в коммерческих целях самолетов этого типа. Ещё несколько Ту-134 специальных версий находятся на балансе Министерства обороны и будут какое-то время эксплуатироваться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первоначально КБ Туполева планировало провести глубокую модернизацию лайнера Ту-124, удлинив фюзеляж и перенеся двигателе из основания крыла на заднюю часть фюзеляжа. В советские времена бытовала полулегенда, что генсеку Никите Хрущеву так понравился французский лайнер Caravelle, что он чуть ли не в приказном порядке потребовал сделать пассажирский самолет с задним расположением двигателей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый полет Ту-124А совершил 29 июля 1963 года, а в ноябре того же года самолет переименовали в Ту-134, так как вместо глубокой модернизации получилась фактически новая машина, похожая на предшественника лишь рядом элементов. Ту-134 стал первым советским реактивным лайнером второго поколения, и именно ему в ближайшие десятилетия суждено было перевезти миллионы пассажиров. Причем не только в СССР, но и в других странах. Также он стал первым советским лайнером, получившим сертификат летной годности на тип самолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выпуск Ту-134 был организован в Харькове, где 21 июля 1966 года был собран первый серийный самолет. Забегая вперед стоит сказать, что к моменту прекращения серийного производства в 1984 году, Харьковский авиазавод выпустит 854 лайнера, 134 из которых будут экспортированы. Для сравнения, так понравившийся Хрущеву французский Caravelle был выпущен в количестве всего лишь 282 штук. Также, забегая вперед, стоит привести и другую цифру: к моменту распада СССР Ту-134 перевезут более 500 миллионов пассажиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В момент своего рождения Ту-134 хоть и обладал рядом прогрессивных решений, но имел недостатки. Двигатели Д-30 не имели реверса, пассажировместимость также не удовлетворяла требованиям к современному самолету, поэтому уже к 1970 году была запущена в серию модификация Ту-134А с удлиненным фюзеляжем, возросшей до 76 мест пассажировместимостью, а двигатели Д-30 получили режим реверса. В 1980 году началось серийное производство ещё более совершенной версии Ту-134Б, в которой экипаж сократили до трех человек – два пилота и бортмеханик, еще на четыре места увеличилась пассажировместимость, кроме того в кабине устанавливалось более современное пилотажно-навигационное оборудование.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пассажирские авиаперевозки в СССР стремительно росли с начала шестидесятых годов прошлого века. Например, если в 1965 году было перевезено 42 миллиона пассажиров, то всего за десять лет, к 1975 году, этот показатель возрос более чем вдвое – до 98 миллионов человек. Львиная доля всех авиаперевозок приходилась на Ту-134, который обслуживал маршруты малой дальности — не более 2100 км. Почти полторы сотни машин трудились в других странах, записывая на счет Ту-134 дополнительные десятки тысяч перевезенных пассажиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для своего времени Ту-134 был вполне удачным самолетом: максимальная взлетная масса составляла 47600 кг, коммерческая нагрузка – 8200 кг, пассажировместимость от 76 до 80 человек, крейсерская скорость — 850 км/ч, практический потолок – 11 000 метров. В чем-то он уступал западным конкурентам, в чем-то превосходил, но самое главное – он вполне удовлетворял запросам главного эксплуатанта — авиакомпании «Аэрофлот», которая эксплуатировала Ту-134 с августа 1967 года по январь 2008 года. То есть более сорока лет.

В последние годы эксплуатации Ту-134 все серьезнее проигрывал западным лайнерам по шумности, экологичности и коммерческой эффективности, но это не помешало ему войти в историю как отечественной, так и мировой авиации, зарекомендовав себя честной рабочей реактивной «лошадкой». За десятилетия он перевез сотни миллионов пассажиров, что в немалой степени способствовало развитию советских пассажирских авиаперевозок. Да и в других странах самолет оставил свой вслед, причем не только в авиации. Достаточно вспомнить хотя бы болгарские сигареты Tu-134, весьма популярные в СССР. К сожалению, преемник Ту-134 – Ту-334, в серийное производство в силу ряда причин запущен не был, хотя имел все шансы стать такой же честной рабочей «лошадкой» как и предок.

Никита
Никита 23 Августа 2019, 15:54
Ту-334 (разработанный в 90-х) имел все шансы стать такой же честной рабочей «лошадкой» как и Ту-134, смешно))) Я тогда имею все шансы найти пиратский клад у себя в огороде)
Валерий Крыжановский
Валерий Крыжановский 21 Мая 2019, 20:52
да грустно все это, а самолет очень красивый, а о модернизации речь не идет, военные самолеты можно, а пассажирские не выгодно!