Изобретение подводных крыльев было одним из самых революционных событий в истории морской техники. Подводные крылья расположены ниже корпуса и погружены в воду таким образом, что корпус судна находится над водой для того, чтобы достичь более высокой скорости, так как вода примерно в тысячу раз плотнее воздуха.
Эволюция крылатых кораблей: фотохронология
U.S. Navy/National Archives
USS Taurus (PHM 3), 1990.

Когда итальянский изобретатель Энрико Форланини впервые построил катер на подводных крыльях в 1906 году, популярность морских путешествий превзошла все ожидания. Его крылатый корабль достиг максимальной скорости 68 км/ч с использованием двигателя мощностью 60 л.с. и двумя вращающимися в противоположных направлениях пропеллерами. При этом максимальная скорость кораблей тех лет была лишь около 40−50 км/ч.

ФотоNational Geographic Magazine

К сожалению, судна на подводных крыльях не заняли ведущую роль в морской технике — они были популярны только в течение пары десятков лет — 60−70 годов XX века, главным образом благодаря удивительным советским пассажирским катерам на подводных крыльях. Сложную и дорогую конструкцию было крайне трудно обслуживать, в результате чего ей на смену пришли более перспективные технологии. Однако на протяжении последнего столетия был построен невероятно разнообразный флот этих крылатых кораблей. Давайте посмотрим на некоторые из них!

Катер Александра Белла HD-4, скорость которого достигала 114 км/ч, 1919 год.

Фото ФотоInternet Archive Book Images

White Hawk («Белый ястреб») с 4000-сильным реактивным двигателем. Сконструирован Фрэнком и Стеллой Ханнинг-Ли в начале 1950-х.

ФотоPopular Mechanics, Aug 1953

Тестовый корабль ВМФ США Carl XCH-4 Canard («Утка») начала 1950-х.

ФотоU.S. Navy

HC-4 Lantern («Лампа»), очередной прототип ВМФ США, был одним из первых крылатых кораблей с электронным управлением. Построен в 1953 году и развивал скорость лишь 33 км/ч.

ФотоU.S. Navy

KC-B, экспериментальный катер ВМФ Канады 1954 года, мог разогнаться до 96 км/ч.

Фото ФотоLife, 27 Sep 1954

Венгерский океанский лайнер на 320 пассажиров с атомным реактором остался лишь невероятным концептом.

ФотоN?pszer? Technika, 1959. j? nius.

«Ракета» на 60 пассажиров выпускалась в СССР с 1957 по 1976 годы. Было выпущено 389 кораблей дальностью хода в 500 километров.

ФотоFox Photos/Getty Images

А это рекламный плакат с изображением «Ракеты» Венгерского судоходства:

ФотоAdvertising poster for the Hungarian Navigation Co., circa 1960

Советский «Метеор» выпускался с 1960 по 1994 годы, а в 2003 году сделаны два обновленных судна. Максимальная скорость достигала 66 км/ч, а внутри размещалось до 123 пассажиров.

ФотоDmitry Lovetsky/AP

Его мореходная версия — «Комета» — оснащалась увеличенными крыльями для лучшей стабильности и обладала повышенной мощностью.

ФотоAttila Nagy/Gizmodo

«Чайка», сделанная в СССР в единственном экземпляре в 1962 году, вмещала 30 пассажиров и развивала 100 км/ч.

ФотоN. Akimov/Central Press/Getty Images

Могучий «Буревестник» разгонялся до 150 км/ч благодаря двум авиационным реактивным двигателям ИЛ-18 по бокам судна мощностью 2700 л.с. каждый. Судно выпускалось с 1964 по 1979 годы.

Фотоrhzm.ru

Торпедные катера проекта 206-М выпускались с 1971 по 1976 годы, а с 1978 по 1985 годы было сделано еще несколько кораблей на экспорт.

ФотоU.S. Navy/National Archives

AGEH-1 Plainview («Ясный взор») стал первым крылатым исследовательским кораблем ВМФ США и крупнейшим судном на подводных крыльях в мире. Он оснащался реактивным двигателем от истребителя F-4 Phantom, а также двумя дизельными агрегатами. Корабль выпускался с 1969 по 1978 годы.

ФотоEbay

Boeing спроектировал и построил несколько кораблей для ВМФ США с 1973 по 1977 годы, в том числе шесть быстроходных патрульных катеров PHM Pegasus («Пегас»).

ФотоU.S. Navy/National Archives

Круизное судно Boeing 929 Jetfoil 1974 года могло разместить до 400 пассажиров.

ФотоSoHome Jacaranda Lilau/Wikimedia Commons

Экспериментальное судно IX-529 Sea Shadow («Морская тень») было построено компанией Lockheed Martin для ВМФ США в 1985 году по технологии «стелс» с целью максимального снижения радиолокационной заметности.

ФотоU.S. Navy

Советский «Восход» был одним из самых успешных пассажирских кораблей на подводных крыльях и поставлялся на экспорт более чем в 20 стран.

ФотоMauritsvink/Wikimedia Commons

Франк Риндеркнехт, швейцарский миллиардер и владелец инжиниринговой компании Rinspeed, построил в 2004 году «амфибию» на подводных крыльях Splash («Брызги»), двигатель которой работал на природном газе.

ФотоRinspeed

В 2006 году один «Метеор» был построен для Александра Хлопонина, бизнесмена и губернатора Красноярского края.

ФотоAvenir Systems

Корпус итальянского судна FSWH37 сделан из алюминия, а подводные крылья — из высокопрочной стали.

ФотоIntermarine S.p.A.

Ярославская компания Paritetboat выпустила катер Looker 350 («Наблюдатель»), днище которого сделано из стекла для удобства обзора.

ФотоParitetboat Co.

Понравилась статья?
Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей.