РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эволюция крылатых кораблей: фотохронология

Изобретение подводных крыльев было одним из самых революционных событий в истории морской техники. Подводные крылья расположены ниже корпуса и погружены в воду таким образом, что корпус судна находится над водой для того, чтобы достичь более высокой скорости, так как вода примерно в тысячу раз плотнее воздуха.
Тэги:
Эволюция крылатых кораблей: фотохронология
U.S. Navy/National Archives

Когда итальянский изобретатель Энрико Форланини впервые построил катер на подводных крыльях в 1906 году, популярность морских путешествий превзошла все ожидания. Его крылатый корабль достиг максимальной скорости 68 км/ч с использованием двигателя мощностью 60 л.с. и двумя вращающимися в противоположных направлениях пропеллерами. При этом максимальная скорость кораблей тех лет была лишь около 40−50 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото National Geographic Magazine

К сожалению, судна на подводных крыльях не заняли ведущую роль в морской технике — они были популярны только в течение пары десятков лет — 60−70 годов XX века, главным образом благодаря удивительным советским пассажирским катерам на подводных крыльях. Сложную и дорогую конструкцию было крайне трудно обслуживать, в результате чего ей на смену пришли более перспективные технологии. Однако на протяжении последнего столетия был построен невероятно разнообразный флот этих крылатых кораблей. Давайте посмотрим на некоторые из них!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Катер Александра Белла HD-4, скорость которого достигала 114 км/ч, 1919 год.

White Hawk («Белый ястреб») с 4000-сильным реактивным двигателем. Сконструирован Фрэнком и Стеллой Ханнинг-Ли в начале 1950-х.

Фото
Фото Popular Mechanics, Aug 1953
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тестовый корабль ВМФ США Carl XCH-4 Canard («Утка») начала 1950-х.

Фото
Фото U.S. Navy
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

HC-4 Lantern («Лампа»), очередной прототип ВМФ США, был одним из первых крылатых кораблей с электронным управлением. Построен в 1953 году и развивал скорость лишь 33 км/ч.

Фото
Фото U.S. Navy
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

KC-B, экспериментальный катер ВМФ Канады 1954 года, мог разогнаться до 96 км/ч.

Венгерский океанский лайнер на 320 пассажиров с атомным реактором остался лишь невероятным концептом.

Фото
Фото N?pszer? Technika, 1959. j?nius.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ракета» на 60 пассажиров выпускалась в СССР с 1957 по 1976 годы. Было выпущено 389 кораблей дальностью хода в 500 километров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото Fox Photos/Getty Images

А это рекламный плакат с изображением «Ракеты» Венгерского судоходства:

Фото
Фото Advertising poster for the Hungarian Navigation Co., circa 1960
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советский «Метеор» выпускался с 1960 по 1994 годы, а в 2003 году сделаны два обновленных судна. Максимальная скорость достигала 66 км/ч, а внутри размещалось до 123 пассажиров.

Фото
Фото Dmitry Lovetsky/AP

Его мореходная версия — «Комета» — оснащалась увеличенными крыльями для лучшей стабильности и обладала повышенной мощностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото Attila Nagy/Gizmodo
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Чайка», сделанная в СССР в единственном экземпляре в 1962 году, вмещала 30 пассажиров и развивала 100 км/ч.

Фото
Фото N. Akimov/Central Press/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Могучий «Буревестник» разгонялся до 150 км/ч благодаря двум авиационным реактивным двигателям ИЛ-18 по бокам судна мощностью 2700 л.с. каждый. Судно выпускалось с 1964 по 1979 годы.

Фото
Фото rhzm.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Торпедные катера проекта 206-М выпускались с 1971 по 1976 годы, а с 1978 по 1985 годы было сделано еще несколько кораблей на экспорт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото U.S. Navy/National Archives

AGEH-1 Plainview («Ясный взор») стал первым крылатым исследовательским кораблем ВМФ США и крупнейшим судном на подводных крыльях в мире. Он оснащался реактивным двигателем от истребителя F-4 Phantom, а также двумя дизельными агрегатами. Корабль выпускался с 1969 по 1978 годы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото Ebay
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Boeing спроектировал и построил несколько кораблей для ВМФ США с 1973 по 1977 годы, в том числе шесть быстроходных патрульных катеров PHM Pegasus («Пегас»).

Фото
Фото U.S. Navy/National Archives
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Круизное судно Boeing 929 Jetfoil 1974 года могло разместить до 400 пассажиров.

Фото
Фото SoHome Jacaranda Lilau/Wikimedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экспериментальное судно IX-529 Sea Shadow («Морская тень») было построено компанией Lockheed Martin для ВМФ США в 1985 году по технологии «стелс» с целью максимального снижения радиолокационной заметности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото U.S. Navy

Советский «Восход» был одним из самых успешных пассажирских кораблей на подводных крыльях и поставлялся на экспорт более чем в 20 стран.

Фото
Фото Mauritsvink/Wikimedia Commons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Франк Риндеркнехт, швейцарский миллиардер и владелец инжиниринговой компании Rinspeed, построил в 2004 году «амфибию» на подводных крыльях Splash («Брызги»), двигатель которой работал на природном газе.

Фото
Фото Rinspeed

В 2006 году один «Метеор» был построен для Александра Хлопонина, бизнесмена и губернатора Красноярского края.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото Avenir Systems
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Корпус итальянского судна FSWH37 сделан из алюминия, а подводные крылья — из высокопрочной стали.

Фото
Фото Intermarine S.p.A.

Ярославская компания Paritetboat выпустила катер Looker 350 («Наблюдатель»), днище которого сделано из стекла для удобства обзора.

Фото
Фото Paritetboat Co.
Загрузка статьи...