Изобретение подводных крыльев было одним из самых революционных событий в истории морской техники. Подводные крылья расположены ниже корпуса и погружены в воду таким образом, что корпус судна находится над водой для того, чтобы достичь более высокой скорости, так как вода примерно в тысячу раз плотнее воздуха.
Эволюция крылатых кораблей: фотохронология
U.S. Navy/National Archives
USS Taurus (PHM 3), 1990.

Когда итальянский изобретатель Энрико Форланини впервые построил катер на подводных крыльях в 1906 году, популярность морских путешествий превзошла все ожидания. Его крылатый корабль достиг максимальной скорости 68 км/ч с использованием двигателя мощностью 60 л.с. и двумя вращающимися в противоположных направлениях пропеллерами. При этом максимальная скорость кораблей тех лет была лишь около 40−50 км/ч.

Фото National Geographic Magazine

К сожалению, судна на подводных крыльях не заняли ведущую роль в морской технике — они были популярны только в течение пары десятков лет — 60−70 годов XX века, главным образом благодаря удивительным советским пассажирским катерам на подводных крыльях. Сложную и дорогую конструкцию было крайне трудно обслуживать, в результате чего ей на смену пришли более перспективные технологии. Однако на протяжении последнего столетия был построен невероятно разнообразный флот этих крылатых кораблей. Давайте посмотрим на некоторые из них!

Катер Александра Белла HD-4, скорость которого достигала 114 км/ч, 1919 год.

Фото Фото Internet Archive Book Images

White Hawk («Белый ястреб») с 4000-сильным реактивным двигателем. Сконструирован Фрэнком и Стеллой Ханнинг-Ли в начале 1950-х.

Фото Popular Mechanics, Aug 1953

Тестовый корабль ВМФ США Carl XCH-4 Canard («Утка») начала 1950-х.

Фото U.S. Navy

HC-4 Lantern («Лампа»), очередной прототип ВМФ США, был одним из первых крылатых кораблей с электронным управлением. Построен в 1953 году и развивал скорость лишь 33 км/ч.

Фото U.S. Navy

KC-B, экспериментальный катер ВМФ Канады 1954 года, мог разогнаться до 96 км/ч.

Фото Фото Life, 27 Sep 1954

Венгерский океанский лайнер на 320 пассажиров с атомным реактором остался лишь невероятным концептом.

Фото N?pszer? Technika, 1959. j? nius.

«Ракета» на 60 пассажиров выпускалась в СССР с 1957 по 1976 годы. Было выпущено 389 кораблей дальностью хода в 500 километров.

Фото Fox Photos/Getty Images

А это рекламный плакат с изображением «Ракеты» Венгерского судоходства:

Фото Advertising poster for the Hungarian Navigation Co., circa 1960

Советский «Метеор» выпускался с 1960 по 1994 годы, а в 2003 году сделаны два обновленных судна. Максимальная скорость достигала 66 км/ч, а внутри размещалось до 123 пассажиров.

Фото Dmitry Lovetsky/AP

Его мореходная версия — «Комета» — оснащалась увеличенными крыльями для лучшей стабильности и обладала повышенной мощностью.

Фото Attila Nagy/Gizmodo

«Чайка», сделанная в СССР в единственном экземпляре в 1962 году, вмещала 30 пассажиров и развивала 100 км/ч.

Фото N. Akimov/Central Press/Getty Images

Могучий «Буревестник» разгонялся до 150 км/ч благодаря двум авиационным реактивным двигателям ИЛ-18 по бокам судна мощностью 2700 л.с. каждый. Судно выпускалось с 1964 по 1979 годы.

Фото rhzm.ru

Торпедные катера проекта 206-М выпускались с 1971 по 1976 годы, а с 1978 по 1985 годы было сделано еще несколько кораблей на экспорт.

Фото U.S. Navy/National Archives

AGEH-1 Plainview («Ясный взор») стал первым крылатым исследовательским кораблем ВМФ США и крупнейшим судном на подводных крыльях в мире. Он оснащался реактивным двигателем от истребителя F-4 Phantom, а также двумя дизельными агрегатами. Корабль выпускался с 1969 по 1978 годы.

Фото Ebay

Boeing спроектировал и построил несколько кораблей для ВМФ США с 1973 по 1977 годы, в том числе шесть быстроходных патрульных катеров PHM Pegasus («Пегас»).

Фото U.S. Navy/National Archives

Круизное судно Boeing 929 Jetfoil 1974 года могло разместить до 400 пассажиров.

Фото SoHome Jacaranda Lilau/Wikimedia Commons

Экспериментальное судно IX-529 Sea Shadow («Морская тень») было построено компанией Lockheed Martin для ВМФ США в 1985 году по технологии «стелс» с целью максимального снижения радиолокационной заметности.

Фото U.S. Navy

Советский «Восход» был одним из самых успешных пассажирских кораблей на подводных крыльях и поставлялся на экспорт более чем в 20 стран.

Фото Mauritsvink/Wikimedia Commons

Франк Риндеркнехт, швейцарский миллиардер и владелец инжиниринговой компании Rinspeed, построил в 2004 году «амфибию» на подводных крыльях Splash («Брызги»), двигатель которой работал на природном газе.

Фото Rinspeed

В 2006 году один «Метеор» был построен для Александра Хлопонина, бизнесмена и губернатора Красноярского края.

Фото Avenir Systems

Корпус итальянского судна FSWH37 сделан из алюминия, а подводные крылья — из высокопрочной стали.

Фото Intermarine S.p.A.

Ярославская компания Paritetboat выпустила катер Looker 350 («Наблюдатель»), днище которого сделано из стекла для удобства обзора.

Фото Paritetboat Co.