Вот уже несколько десятков лет ходят упорные слухи, что NASA срежиссировало фальшивую высадку астронавтов «Аполлона-11» на Луну для того, чтобы заставить Советский Союз выйти из космической гонки. Саму режиссуру приписывали знаменитому Стэнли Кубрику. Несмотря на то, что слухи были неоднократно опровергнуты, сторонники теории заговора находят все новые доказательства мистификации.

Компания NVIDIA, один из крупнейших разработчиков графических ускорителей и процессоров для них, а также наборов системной логики, смоделировала высадку корабля «Аполлон-11» на Луну. Демо-версия программы была создана в качестве ответа программе Sponza — популярной среди сторонников теории заговора компьютерной модели высадки на Луну. Для создания анимированной 3D-модели использовалась фотография, на которой астронавт Базз Олдрин спускается по лестнице на поверхность Луны. Сторонники того, что приземление было мистификацией, утверждают, что Олдрин в тени освещен так, как будто его снимали в студии. Потратив огромное количество времени на изучение всех материалов: яркости Солнца, светоотражающей способности лунной поверхности и скафандров астронавтов, разработчики обнаружили, что сомнения беспочвенны.

Фото
Слева направо: смоделированный на компьютере и настоящий Базз Олдрин
В первую очередь обратили внимание на Солнце. Освещенность, которую могло бы обеспечить Солнце на Луне, равна 128 500 люксам (1 лк равен люмену, деленному на квадратный метр). Если перевести эту цифру в более понятный эквивалент, получается, что 1 м² освещает 100 лампочек, мощностью 100 Вт каждая. Луна в свою очередь является очень плохим отражателем — примерно 88% солнечного света поглощается поверхностью. И, тем не менее, даже оставшиеся 10 лампочек вполне способны осветить астронавта в тени космического модуля.

Несмотря на то, что Луна отражает достаточно света, чтобы осветить астронавта, сомнения разработчиков удивительным образом совпадали c умозаключениями сторонников теории заговора и мистификации. За камерой должно было быть дополнительное освещение. Как оказалось, они были правы. Разработчики заметили, что Нил Армстронг, стоящий в стороне, освещен не так как на фотографии NASA. Причина кроется в том, что астронавт был облачен в скафандр белого цвета, а, как известно, белый цвет лучше всего отражает свет — до 85%. После того как данные коэффициент был введен в программу, освещенность увеличилась.

Технологии NVIDIA помогли ответить еще на один вопрос: если космическая одиссея NASA высадилась на Луне, почему ни на одной из 11 фотографий не было видно звезд? Проблема крылась в выборе экспозиции, а не в световом обмане. Вспомните про освещенность от Солнца в 128 500 люксов, исходя из этого, камеры астронавтов были настроены на низкую светочувствительность, чтобы полностью не засветить фотографии. Этот фактор также удалось учесть в программе, результаты подтвердились.

«Для меня этот проект имеет огромное значение, — говорит Марк Дели, директор группы разработчиков. — Cлова о том, что высадки не было, оскорбляют меня. Я знаю, что во время подготовки к первому пилотируемому полету на борту корабля случился сильный пожар, и весь экипаж погиб. Наша команда хотела показать, что астронавты, рискуя своими жизнями и пройдя множество препятствий, действительно высадились на Луне».