У России есть свой авиапром и есть свои гражданские самолеты. По разным причинам они редко используются в коммерческом сегменте, и законное желание наших авиастроителей выйти со своей продукцией на мировые рынки пока еще только в планах.
Новейший Ту-214ОН: шпион в законе
Размах крыла: 42,00 м // Длина самолета: 46,20 м // Масса пустого самолета: 59 000 кг // Высота самолета: 13,90 м // Масса максимальная взлетная: 110 750 кг // Тип двигателя: 2 ТВРД ПС-90А // Тяга: 2 х 16 000 кгс // Макс. скорость: 850 км/ч // Крейсерская скорость: 830 км/ч // Практическая дальность: 6500 км/ч // Практический потолок: 12 000 м

Однако самолеты отечественных моделей продолжают выпускаться, и в последнее время на них явно повысился спрос со стороны государственных структур. В нынешней сложной политической обстановке для госнужд предпочтительней техника отечественного производства.

Мы в гостеприимной Казани, где маленькую делегацию «ПМ» встречают в Казанском авиационном производственном объединении имени С.П. Горбунова. Нас пригласили посмотреть на совсем новый и второй по счету Ту-214 с индексом ОН. ОН — значит «открытое небо». Участником Договора по открытому небу Россия стала в 2001 году, а первые подписи под документом появились на десятилетие раньше — в 1992-м. Ради укрепления мер доверия по окончании холодной войны несколько десятков стран, включая на сегодняшний день почти всю Европу, а также США и Канаду, договорились об инспекционных полетах над территориями стран-участниц. Цель — контроль за военными объектами, проверка соблюдения договоров о сокращении вооружений, выявление возможных военных приготовлений.

Самый современный

Согласно договору по «Открытому небу» инспектируемая страна вправе выбирать: разрешить ли инспектирующей стороне использовать свой самолет или предоставить ей местный. Первыми самолетами для инспекций в России стали фоторазведчики Ан-30 и специально переоборудованный Ту-154М с индексом ЛК-1. Но коль скоро речь идет о международных отношениях, и не ударить в грязь лицом — здесь не последний резон, было решено построить новое поколение инспекционных машин — комфортных и оборудованных по последнему слову техники. Министерством обороны было заказано два самолета Ту-214ОН, и первый полет этой серьезно модифицированной машины состоялся в 2011 году. Второй борт был готов к отправке заказчику этим летом: когда мы его увидели, он уже гордо нес на себе ливрею с символикой «Открытого неба». Нашим провожатым стал заместитель технического директора КАПО Сергей Шмаров. «Ту-214ОН создан на базе серийного самолета Ту-214 — рассказывает он, — путем его переоборудования по дополнительному техническому заданию. Самолет соответствует всем нормам ИКАО и имеет разрешение летать над территорией ЕС и Североамериканским континентом. Можно сказать, что по навигационно-пилотажным параметрам, шумам, эмиссии это самый современный гражданский самолет, сделанный в России». Знакомство с самолетом начинаем с пилотской кабины. Выглядит она вполне современно: многофункциональные ЖК-дисплеи, компьютеры управления полетом — по одному на первого и второго пилотов. Управление осуществляется электродистанционно (fly-by-wire) с многократным резервированием; в частности, штурвальное управление — четырехканальное. Но вот рабочих мест в кабине непривычно много. Даже в базовой модели Ту-214 экипаж состоит из трех человек — КВС, второго пилота и борт-инженера. Фото Кабина пилотов, которая в штатном Ту-214 имеет три рабочих места (командира, второго пилота и бортинженера) в версии ОН дополнена также креслами бортинженера и радиста. Кабина оснащена современными средствами индикации и управления.
Вот, кстати, и одна из причин того, почему лайнер российского производства не очень популярен у коммерческих перевозчиков: зарплаты членов летного экипажа нынче весьма высоки, а самолеты западных конкурентов (типа Boeing 727), в которых экипаж состоял из трех, а не двух, как сейчас, человек, давно сняты с производства. Но поскольку Ту-214ОН не предназначен для коммерческой эксплуатации и разработан для решения весьма специфических задач, в кабину экипажа добавили еще два места. Появилось кресло штурмана и еще одно рабочее место, которое изначально прочили переводчику, но затем посадили туда радиста.

Мягкие столики

Инспекционный полет на Ту-214ОН может продолжаться до девяти часов, а потому проектировщики салона, вероятно, стремились создать на борту все условия для длительной и интенсивной работы, но без особых излишеств. В середине салона — рабочие места операторов систем наблюдения. По одному оператору закреплено за цифровыми фотокамерами, телевизионными камерами, системой наблюдения в инфракрасном диапазоне и РЛС «РОНСАР». Пятое операторское место — контрольное. Рядом с каждым из этих рабочих мест есть свободное кресло. В любой момент участник иностранной миссии может подсесть к любому из операторов и совместно следить за данными, получаемыми по тому или иному каналу. Самым комфортабельным помещением на самолете можно признать комнату руководителя миссии и его заместителя. Это что-то вроде железнодорожного купе СВ, только попросторней: дверь на роликах, два дивана, поставленных друг напротив друга, а между ними — стол. Стол большой, полированный, но сейчас полировки не видно из-за толстого чехла с поролоном внутри. Подобные чехлы укрывают и другие столики в самолете. Как нам объяснили, во время взлета и посадки рекомендуется чехлы оставлять на столах, дабы не удариться чего доброго о красивую полированную поверхность. В каюте руководителя миссии и его заместителя установлены два дисплея, куда они могут вывести информацию с любого операторского места. Есть в салоне еще два кухонных блока, комната отдыха сменного экипажа, ряд других помещений и около семи десятков обычных пассажирских кресел. Покинуть салон можно с помощью либо обычного аэродромного трапа, либо электрического, которым оборудован самолет. Лестницу выдвигают, если вдруг на каком-нибудь летном поле в отдаленных районах трапов не окажется.

Орудия разведки

Но где же наблюдательная аппаратура? Основные элементы Бортового комплекса авиационного наблюдения (БКАН), разработанного ОАО «Концерн радиостроения «Вега»», размещены под салоном, там, где у стандартного Ту-214 багажное отделение. В отсеки для оборудования можно попасть прямо из салона через специальные люки, вырезанные в центральной дорожке. Вот технический отсек номер 1: здесь расположены фотоаппараты и видеокамеры. Комплект и тех и других состоит из трех штук, что неудивительно: надо смотреть вправо, влево и вбок. Первоначально предполагалось, что, как и на самолетах ОН предыдущего поколения, будет использована отечественная пленочная фототехника. Но, вероятно, естественное для XXI века желание получать картинку немедленно, а не дожидаться проявки на земле оказалось сильнее стремления применять на борту только российскую аппаратуру, и… цифровые фотоаппараты закупили в Германии. Что касается телевизионных, инфракрасных камер, а также комплекса РЛС бокового обзора «РОНСАР» — все они отечественного производства. БКАН вобрал в себя, таким образом, полный спектр наблюдательной аппаратуры, разрешенной в рамках договора «Открытое небо». Разумеется, комплекс включает и центральный бортовой вычислитель, который позволяет осуществлять фотографирование в привязке к местности по всем координатам, а также проводить первичную аналитическую обработку данных. Вся полученная в ходе полета информация записывается на электронные носители и пригодна для последующей обработки в наземных центрах. Спрашиваем Сергея Шмарова, насколько серьезно пришлось переработать базовую конструкцию Ту-214. «Переделка очень большая, — отвечает нам конструктор. — Чтобы установить аппаратуру авиационного наблюдения, необходимо было вырезать дополнительные иллюминаторы. Пришлось также доработать фюзеляж для установки антенны РЛС. Стала другой компоновка самолета. Для питания всех систем БКАН пришлось внести изменения в систему электропитания: на борту установлены дополнительные электрогенераторы, самолет оборудован преобразователями, позволяющими подавать на аппаратуру ток с нештатным для самолета напряжением 220 В. Модифицированная машина прошла сначала летно-конструкторские, а затем сертификационные испытания. По результатам было выдано дополнение к сертификату типа».

ТУ-214ОН: внутри и снаружи

Пост оператора Фото В самолете предусмотрено пять рабочих мест для операторов — четыре работают с видео- и фотокамерами, инфракрасными камерами и РЛС. Еще одно место считается контрольным, и на него может выводиться информация со всех каналов.

Технический отсек № 1 Фото Там, куда в обычном самолете закатывают контейнеры с багажом, в Ту-214ОН размещена аппаратура наблюдения. В центре снимка одна из трех цифровых фотокамер. Наблюдениями в оптическом диапазоне заняты также три телевизионные камеры.

Иллюминатор наблюдения Фото Чтобы наблюдательная аппаратура могла выполнять свою работу, потребовалось «влезть» в конструкцию Ту-214 и сделать в его фюзеляже несколько специальных иллюминаторов. Такое вмешательство не могло пройти просто так: потребовались новые летно-конструкторские и сертификационные испытания.

Глубокая модификация Фото Кроме создания новых иллюминаторов были внесены другие серьезные доработки, в частности появились новые антенны. Наиболее существенное изменение — установка дополнительных электрогенераторов, работающих от двигателей. Таким образом, система электропитания на борту была усилена и зарезервирована.

Самолет non grata

Весной этого года на волне охлаждения отношений России и США из-за кризиса на Украине несколько американских парламентариев, а также представители Пентагона потребовали отказать России в сертификации Ту-214ОН в качестве инспекционного самолета на том основании, что его слишком хорошая оснащенность — включая инфракрасные камеры и РЛС с ФАР — может угрожать безопасности США. Таким образом, хоть формально Америка и не может воспрепятствовать российским инспекциям в рамках «Открытого неба», она настроена не разрешать проводить их на Ту-214ОН. Скандал повлек за собой взаимную отмену инспекционных полетов под разными «благовидными предлогами», однако 21 апреля Россия все же выдала американцам разрешение легально за нами пошпионить. Единственный плюс этой истории заключается в том, что американские политики и военные, очевидно, по достоинству оценили качество оборудования Ту-214ОН.

Статья «Легальный разведчик» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2014).