Китай подошел на шаг ближе к созданию сверхзвуковой подводной лодки, которая сможет прибыть в Сан-Франциско из Шанхая (находятся на расстоянии почти 10 тыс. км) менее, чем за два часа.

Новая технология подводного передвижения разработана группой ученых Лаборатории комплексных потоков и теплообмена Харбинского технического университета (КНР), чтобы путешествовать с очень большой скоростью под водой.

Как известно, вода вызывает большее сопротивление движению, чем воздух, поэтому обычные подводные лодки не могут перемещаться так же быстро, как самолет, однако разработанная советскими военными еще во времена холодной войны технология суперкавитации, которая заключается в создании вокруг подводной лодки или торпеды воздушной оболочки, позволяет избежать этих проблем.

Созданная по этой технологии советская торпеда «Шквал» смогла развить на испытаниях скорость более 370 км/ч — намного больше любых других торпед. Теоретически суперкавитирующее судно может достичь под водой скорости звука — 5800 км/ч, что позволит сократить время трансатлантического подводного «круиза» до одного часа, а для транстихоокеанского — до двух часов.

Тем не менее, технология суперкавитации столкнулась с двумя основными проблемами. Во‑первых, для создания и поддержания воздушной оболочки судно должно быть погружено в воду на высокой скорости — около 100 км/ч. Во‑вторых, таким судном практически невозможно управлять с помощью обычных механизмов, которые не будут иметь прямого контакта с водой внутри воздушной оболочки. Как результат, применение суперкавитации было ограничено торпедами, способными двигаться только по прямой. По этой причине о создании пилотируемых судов, использующих этот принцип, речи не шло.

Теперь же команда китайских ученых нашла инновационные способы решения обеих проблем. После погружения в воду судно будет постоянно орошаться водой через специальную мембрану по всей поверхности, что существенно снизит сопротивление воды на малой скорости. После достижения 75 км/ч субмарина вступит в состояние суперкавитации, и мембрана на его поверхности сможет также выполнять роль рулевого управления, изменяя уровень трения на разных частях судна.

Теперь китайским инженерам осталось лишь сконструировать мощный подводный двигатель, чтобы обеспечить подводной лодке необходимую дальность.