Новая гавань Балтийского флота: тайны и клады

Город Балтийск Калининградской области служит базой морского флота еще с тех времен, когда он назывался Пиллау: военная гавань здесь была сооружена немецкими строителями почти 80 лет назад. Но сейчас пришло время для создания причальной инфраструктуры нового поколения. Правда, в процессе строительства инженеров поджидает множество сюрпризов.
Новая гавань Балтийского флота: тайны и клады

История военной гавани Пиллау началась в 1934 году, когда немцы насыпали здесь грунт, намереваясь построить аэродром. Но местность оказалась болотистой, поэтому вместо аэродрома решили заложить военную гавань. Немецкие строители работали «по-сухому» — с помощью земснарядов выкопали котлован, возвели портовые сооружения, причалы, проложили коммуникации, затем прокопали перешеек — и гавань заполнилась водой. Во время войны портовая инфраструктура была серьезно повреждена, но после восстановления в 1950-х годах гавань в городе, переименованном в Балтийск, вновь стала военной. Построенные на совесть немецкие причальные сооружения и коммуникации гавани еще много десятилетий обслуживали военные корабли Балтийского флота.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но заслуженным немецким причалам пора на пенсию: они уже не могут удовлетворить требованиям нового поколения кораблей и судов. «Старые коммуникации способны подавать до 100 кВт мощности. Для старых кораблей этого хватало, но новые требуют 400 кВт и более, — объясняет Олег Павлов, замначальника Балтийского гидротехнического строительного управления. — Кроме того, первоначальная глубина немецкой гавани составляла 8 м, но заиливание уменьшило ее до 6−7 м. А современным крупным кораблям нужна глубина 10−11 м. Поэтому было принято решение начать ремонт и модернизацию причальной инфраструктуры».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Скелет в шкафу

Современный причал — это не просто бетонная плита, а сложное инженерное сооружение. Он лишь на несколько метров возвышается над водой, но при этом уходит вглубь на десятки метров. Внутри причал пронизан арматурой, которая связывает различные его части между собой. В специальных каналах проложены коммуникации — трубы для воды и пара, электропитание, центральная канализация. Чтобы пришвартованные к причальной стенке многотысячетонные корабли не выдернули причал из земли, словно репку в известной сказке, его закрепляют с помощью грунтовых анкеров — это 300-мм трубы, уходящие с боковым интервалом на 32 м в грунт под углом в 35 градусов. В трубы закачивают бетон, который образует в глубине утолщение, работающее как якорь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но, чтобы построить такие сооружения, нужно демонтировать старые — снять немецкую брусчатку, рельсы, коммуникации. И вот тут-то российские строители обнаружили настоящий скелет в шкафу. «Практически никакой подробной документации по немецким сооружениям не осталось, одни отрывочные сведения, — говорит Александр Голубев, начальник строительно-монтажного участка № 1 Балтийского гидротехнического строительного управления. — Но мы знали, что немцы использовали как фундамент бетонную плиту на свайном основании. Когда мы дошли до этой плиты, оказалось, что ширина ее местами достигает 15−17 м, и демонтировать ее просто нет смысла. Для закладки грунтовых анкеров нужно было просверлить эту плиту, по нашим предположениям, толщиной около 20 см. Начали сверлить — и оказалось, что ее толщина местами достигает... двух метров! Поэтому с учетом угла наклона для каждого анкера нам приходится сверлить почти три метра самого прочного немецкого бетона, а это сильно осложняет и замедляет работу. Строить с нуля было бы намного проще».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затерянные клады

Бетонные плиты не единственный серьезный сюрприз гавани Балтийска. Чего только не находят при строительстве! В импровизированном «музее», который представляет собой довольно большую площадку, сложены предметы, найденные на дне во время расчистки грунта: сваи и доски из лиственницы, рельсовые тележки, на которых подвозили к кораблям минное оружие, обычные телеги, части бомб и даже якорь из дерева и металла, на вид конца XIX века. На дне также находят множество боеприпасов, оставшихся со времен войны, но ими уже занимаются саперы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как рассказал Олег Павлов, в процессе строительства обнаружился даже «забытый» немецкий трубопровод с нефтепродуктами, проложенный в глубине старого немецкого причала. «Видимо, во время войны трубопровод повредило взрывом бомбы, — предполагает он, — но нефтепродукты не загорелись, а так и остались в расплющенной трубе. А поскольку документация была утеряна, о существовании этого трубопровода никто и не подозревал. Время от времени нефтепродукты просачивались в акваторию, что приводило к длительным разбирательствам между командованием порта и командирами кораблей. И только сейчас нам удалось обнаружить причину!»