Патент недели: смешать, но не взбалтывать

Любовь человека к путешествиям благоприятно влияет на развитие рынка авиаперевозок. Но как любая коммерческая компания, всякий авиаперевозчик заинтересован если не в снижении тарифов, за счет которых можно увеличить число пассажиров, то в снижении издержек — точно. Один из таких рецептов по сокращению расходов предложили российские химики.
Патент недели: смешать, но не взбалтывать

При непосредственном участии Федеральной службы по интеллектуальной собственности («Роспатента») мы решили ввести на сайте рубрику «Патент недели». Еженедельно в России патентуются десятки интересных изобретений и усовершенствований — почему бы не рассказывать о них в числе первых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авторы: Михаил Бутырский, Виктор Дуксин-Иванов, Евгений Лябзин, Петр Румянцев

Патентообладатели: Сергей Елсуков, Виктор Дуксин-Иванов

Производство авиационного бензина — процесс крайне трудоемкий. Для того, чтобы получить конечный продукт, составные компоненты финальной смеси смешивают в специальных емкостях отдельными этапами-замесами. Дозирование каждого подаваемого на смешение компонента выполняется при помощи расходомерных приборов, установленных на их хранилищных резервуарах. После подачи всех компонентов при помощи рециркуляцинного насоса, которым оснащается резервуар готового продукта, производится смесительный цикл. Точность такой технологии смешения зависит на точности дозирующего приборного обеспечения резервуарного парка, системы управления подающими насосами (обычно ручной режим) и времени, которое требуется для рециркуляции смеси с целью получения гомогенизированного конечного продукта. Поскольку к авиационному топливу предъявляются жесткие требования, то степень гомогенизации данного вида топлива должна быть высока.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Российские специалисты предложили собрать блочную систему, имеющую ряд очевидных особенностей по сравнению с существующими аналогами. В нее входит, во-первых, блок приготовления базовой смеси (БПЗС) из углеводородных жидкостей для получения неэтилированного бензина. Данный блок через гидравлический насос соединяется главным трубопроводом с блоком гомогенизации (БГ). Тот, в свою очередь, сообщен с каналом выдачи готового этилированного бензина. Далее идет блок подготовки корректора детонационных свойств в виде тетраэтилсвинца с как минимумом одним резервуаром для перекачивания концентрированного тетраэтилсвинца (ТЭС) — токсичного и опасного компонента — из емкости перевозчика в этот резервуар, со средство его дозированной подачи в главный трубопровод до входа в БГ. Еще через один блок подаются добавки к смеси, в нем содержатся как минимум два дозатора импульсного типа для разведенных до жидкого состояния сухих веществ, относящихся к антиоксиданту и красителю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

БГ выполнен в виде напорного гидравлического насоса. Его выход сообщен с каналом выдачи готового этилированного бензина, а он дополнительно сообщен обратной связью с входом дополнительного перемешивания всех составляющих этилированного бензина. Резервуар для приема ТЭС дополнительно сообщен с выходом БПБС для подачи неэтилированного бензина в этот резервуар и разбавления концентрата ТЭС. Средство дозированной подачи разбавленного ТЭС через узел ввода в главный трубопровод создаёт в резервуаре азотную подушку, которая выдавливает разбавленный ТЭС в направлении к узлу его ввода в главный трубопровод. БПБС состоит из идентичных по конструкции каналов. Их количество равно количеству первичных компонентов. Выходы регуляторов расхода первичных компонентов состоят из фильтра, обратного клапана, дистанционно управляемой задвижки, расходомера, датчиков давления и температуры, дросселирующего устройства и насосного агрегата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Придуманная система позволяет повысить степень гомогенизации готового этилированного авиационного бензина при поточном изготовлении, поскольку компоненты смешиваются в трубопроводе в последовательно расположенных по длине точках ввода этих компонентов в момент движения раствора по трубопроводу. Данная технология производства авиационного бензина полностью обеспечивает требуемые соотношения компонентов в тех пределах, которые определяются как нормативной документацией, так и ГОСТами на бензин авиационный. Соответственно кроме повышения безопасности системы, за счет автоматизации процессов сокращаются расходы на производства топлива, что дает возможность сократить издержки или снизить тарифы.