Профессиональные секреты: как яхтсмены заставляет парусники ходить против ветра

В книге о приключениях капитана Блада есть несколько очень крутых сцен. Например, как он уничтожает два превосходящих по силе корабля соперника. Или как идёт против ветра, обгоняя преследующих его военных... Стоп. Может, такой сцены там и не было. Но это неважно. Важно то, что парусники умеют ходить против ветра! Как, чёрт побери, они это делают? Ветер же должен дуть сзади! Разъясняем на пальцах.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1. Строго против ветра под парусом ходить невозможно. Однако если ветер дует спереди, но чуть под углом, яхта вполне может двигаться. В таких случаях говорят, что судно идет острым курсом.

2. Тяга паруса образуется благодаря двум факторам. Во-первых, ветер просто давит на паруса. Во-вторых, косые паруса, установленные на большинстве современных яхт, при обтекании воздухом работают, как крыло самолета, и создают «подъемную силу», только направлена она не вверх, а вперед. Из-за особенностей аэродинамики воздух с выпуклой стороны паруса движется быстрее, чем с вогнутой, и давление с внешней стороны паруса меньше, чем с внутренней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3. Полная сила, создаваемая парусом, направлена перпендикулярно полотну. По правилу сложения векторов в ней можно выделить силу дрейфа (красная стрелка) и силу тяги (зеленая стрелка).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. На острых курсах сила дрейфа велика, но ей противостоит форма корпуса, киль и руль: яхта не может идти боком из-за сопротивления воды. Зато вперед она охотно скользит даже при небольшой силе тяги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

5. Чтобы идти строго против ветра, яхта лавирует: поворачивается к ветру то одним, то другим бортом, продвигаясь вперед отрезками - галсами. Насколько длинными должны быть галсы и под каким углом к ветру идти - важные вопросы шкиперской тактики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

6. Выделяют пять основных курсов судна относительно ветра. Благодаря Петру I в России укоренилась голландская морская терминология.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

7. Левентик - ветер дует прямо в нос судна. Таким курсом под парусом ходить нельзя, зато поворот к ветру используют, чтобы остановить яхту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

8. Бейдевинд - тот самый острый курс. Когда идешь бейдевиндом, ветер дует в лицо, поэтому кажется, что яхта развивает очень большую скорость. На самом деле это ощущение обманчиво.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

9. Галфвинд - ветер дует перпендикулярно направлению движения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

10. Бакштаг - ветер дует с кормы и с борта. Это самый быстрый курс. Быстрые гоночные суда, идущие бакштагом, способны разогнаться до скорости, превышающей скорость ветра, за счет подъемной силы паруса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

11. Фордевинд - тот самый попутный ветер, дующий с кормы. Вопреки ожиданиям, не самый быстрый курс: здесь подъемная сила паруса не используется, и теоретический предел скорости не превышает скорости ветра. Опытный шкипер умеет предугадывать невидимые воздушные течения так же, как пилот самолета - восходящие и нисходящие потоки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Благодарим за помощь в подготовке статьи блог «Объясняем за две минуты».

moldspez
moldspez 11 Ноября 2021, 05:04
Предположение. На орбите Земли есть 4 места, где она равноудалена от Солнца.Предполагается, что в этих местах орбиты Земля испытывает действия сил, схо жих с действием сил на парусную лодку при перемене галса. Заманчиво определить календарное время прохождения этих мест орбиты и понаблюдать, не происходит ли на Земле каких явлений вроде, начала извержений вулканов или землетрясений. Если обнаружатся связи, их можно использовать для прогноза таких явлений. -Сергей Дмитриев
Владимир Шайкин
Владимир Шайкин 31 Октября 2021, 19:01
"... косые паруса, установленные на большинстве современных яхт, при обтекании воздухом работают, как крыло самолета, и создают «подъемную силу», только направлена она не вверх, а вперед. Из-за особенностей аэродинамики воздух с выпуклой стороны паруса движется быстрее, чем с вогнутой, и давление с внешней стороны паруса меньше, чем с внутренней ...". - не верно расставлены акценты, это крыло самолёта работает как косой парус и именно из работы косого паруса была выедена формула работы подъёмной силы крыла.
Владимир Безбадченко
Владимир Безбадченко 31 Октября 2021, 13:56
тут некий Игорь Александров написал о себе. И ведь это 100% Я!!! Если бы нам познакомиться.
Игорь Александров
Игорь Александров 12 Июня 2021, 14:33
Да...это тебе не мотор, не паровая машина. тут романтика, содружество с ветром и морем. Не знаю, меня всегда тянуло к паровозам на суше и парусникам на море.
Олег Ваганов
Олег Ваганов 23 Августа 2018, 17:48
Яхта двигаясь под острым углом к ветру, действительно способна развить скорость, превышающую скорость ветра. Что невозможно на попутных курсах.
terehvlad
terehvlad 09 Августа 2018, 19:32
не знаю - я долбаеб или ПМ - но против ветра надо идти под углом 30°, а на картинках - 60°