Норри: как устроены камбоджийские бамбуковые поезда

В 2017 году этот уникальный и традиционный для Камбоджи рельсовый транспорт пытались ликвидировать, но не вышло — слишком он был востребован и местными, и туристами. Поэтому в январе 2018-го норри запустили вновь. Итак, что же такое камбоджийский норри.
Норри: как устроены камбоджийские бамбуковые поезда
Gallo images

Норри — это кхмерское слово, этимологически восходящее к английскому lorry («грузовик»), хотя Камбоджа была французской колонией и большую часть заимствованных слов взяла из французского языка. Иначе норри называют «камбоджийским бамбуковым поездом». Средняя скорость его движения доходит до 50 км/ч, а путями служит метровая колея, построенная ещё французским колониальным правительством до войны. Такие пути сохранились близ городов Баттамбанг и Пойпет. В принципе, они сохранились и в других регионах, но в основном находятся в заброшенном и полуразобранном на металл состоянии, а вот под Баттамбангом и Пойпетом узкоколейка активно используется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Норри представляет собой бамбуковый настил, установленный на оси от старых вагонеток. Ведущая ось приводится от мотоциклетного или тракторного мотора. Это очень дешево и просто — один «вагон» можно сделать за 3-4 дня при наличии исходного материала — а его французы оставили предостаточно. К слову, мотоциклетные моторы — это «нововведение», сразу после войны норри приводились в движением с помощью... лодочных шестов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Настил настолько легок, что если на одноколейке встречаются два норри, то более легкие тележки просто переносят на другую сторону (для этого у норри есть рукояти, как у носилок), и поезда разъезжаются в противоположные стороны. До августа 2016 года норри не имели тормозов и тормозили исключительно двигателем (или, если скорость небольшая, ногами пассажиров) — лишь в 2016-м вышло постановление об обязательном, под угрозой штрафа, оснащении тележек простейшим тормозом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во время гражданской войны в Камбодже первые несколько тележек норри-поезда были пустыми — они взрывались на минах, расчищая путь остальным, груженым. Если мин по ходу пути встречалось более четырех, взрывались следующие вагоны — поэтому обычно на первые груженые норри укладывали самый неценный груз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С середины 2000-х годов страна индустриализировалась, и значение норри постепенно снижалось. Одна линия за другой забрасывались, и к 2017-му осталось всего несколько маршрутов. По сути, колеи под Баттамбангом и Пойпетом в какой-то момент оказались единственными. Проезд для туристов на них стоил $5. Еще одна линия до недавнего времени была в Пурсате, причем она выходила непосредственно из города. Она была государственной, и скорость на ней была ограничена 30 км/ч. В октябре 2017 года линии норри под Баттамбангом и Пойпетом закрыли и начали строить на этих направлениях нормальную железную дорогу. Тем не менее, энтузиасты восстановили другой участок старой французской узкоколейки близ археологической зоны Ват Банон и запустили новый норри — он открылся в январе 2018 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Vitaly Zakharov
Vitaly Zakharov 13 Февраля 2018, 15:05
У каждого народа в определенные исторические периоды - свой транспорт... Камбоджийцам еще можно придумать легкие рельсы из бамбука и складировать их на выгодных туристских маршрутах! Павка Корчагин отдыхает...
Дормидонтыч Д'Армидонт
Дормидонтыч Д'Армидонт 13 Февраля 2018, 09:18
В России такое тоже есть. Я, когда в армии служил, попал в какой-то захолустный посёлок в Свердловской области, окружённый болотами... году в 82 или 83-м это было, точно не помню... Попасть туда можно было только на вездеходной технике (и то, нам пришлось гать прокладывать), а если после дождя - то только по узкоколейке из соседнего посёлка, пешком или дождаться узкоколейного поезда. Но поезд редко ходил, а народ же у нас ждать не любит... И поэтому практически в каждом дворе там стояли так называемые "пионерки" - деревянный ящик на узкоколейных колёсиках и с моторчиком от мопеда или от бензопилы. И да, ручки как у носилок - если навстречу поезд идёт, то два мужика влёгкую снимают ящик с рельсов, а после прохода поезда возвращают его обратно. Даже в одиночку запросто можно справиться, просто вдвоём удобнее... И ящики были не плоские, как камбоджийский помост, а ступенчатые в два уровня - сверху люди сидят, как на стуле, а внизу подставка для ног. Места для сидения хватало на 4-х, но если потесниться - до 8 человек умещалось...
Изя Леви
Изя Леви 11 Февраля 2018, 16:42
Нету у нас такова. Пешком по шпалам все ходют.
Atomkom
Atomkom 11 Февраля 2018, 15:18
Таки в рашке таких полно . . . : -))) Токмо на дрезинах.
Владимир Нечаев
Владимир Нечаев 25 Февраля 2018, 07:41
Как только введут права на эти дрезины, таможню так тут и будет.
Pantionov
Pantionov 11 Февраля 2018, 11:08
На такой железной дороге нет наверное, коррупции...