В 2017 году это традиционный и уникальный для Камбоджи рельсовые транспорт пытались ликвидировать, но не вышло — слишком он был востребован и местными, и туристами. Поэтому в январе 2018-го норри запустили вновь. Итак, что же такое камбоджийский норри.
Норри, или камбоджийские бамбуковые поезда

Норри — это кхмерское слово, этимологически восходящее к английскому lorry («грузовик»), хотя Камбоджа была французской колонией и большую часть заимствованных слов взяла из французского языка. Иначе норри называют «камбоджийским бамбуковым поездом». Средняя скорость его движения доходит до 50 км/ч, а путями служит метровая колея, построенная ещё французским колониальным правительством до войны. Такие пути сохранились близ городов Баттамбанг и Пойпет. В принципе, они сохранились и в других регионах, но в основном находятся в заброшенном и полуразобранном на металл состоянии, а вот под Баттамбангом и Пойпетом узкоколейка активно используется.

Норри представляет собой бамбуковый настил, установленный на оси от старых вагонеток. Ведущая ось приводится от мотоциклетного или тракторного мотора. Это очень дёшево и просто — один «вагон» можно сделать за 3−4 дня при наличии исходного материала — а его французы оставили предостаточно. К слову, мотоциклетные моторы — это «нововведение», сразу после войны норри приводились в движением с помощью… лодочных шестов.

Настил настолько лёгок, что если на одноколейке встречаются два норри, то более лёгкие тележки просто переносят на другую сторону (для этого у норри есть рукояти, как у носилок), и поезда разъезжаются в противоположные стороны. До августа 2016 года норри не имели тормозов и тормозили исключительно двигателем (или, если скорость небольшая, ногами пассажиров) — лишь в 2016-м вышло постановление об обязательном, под угрозой штрафа, оснащении тележек простейшим тормозом.

Во время гражданской войны в Камбодже первые несколько тележек норри-поезда были пустыми — они взрывались на минах, расчищая путь остальным, гружёным. Если мин по ходу пути встречалось более четырёх, взрывались следующие вагоны — поэтому обычно на первые гружёные норри укладывали самый неценный груз.

С середины 2000-х годов страна индустриализировалась, и значение норри постепенно снижалось. Одна линия за другой забрасывались, и к 2017-му осталось всего несколько маршрутов. По сути, колеи под Баттамбангом и Пойпетом в какой-то момент оказались единственными. Проезд для туристов на них стоил $5. Ещё одна линия до недавнего времени была в Пурсате, причём она выходила непосредственно из города. Она была государственной, и скорость на ней была ограничена 30 км/ч. В октябре 2017 года линии норри под Баттамбангом и Пойпетом закрыли и начали строить на этих направлениях нормальную железную дорогу. Тем не менее, энтузиасты восстановили другой участок старой французской узкоколейки близ археологической зоны Ват Банон и запустили новый норри — он открылся буквально на днях, в январе 2018 года.