Приближается Новый год — подарки, мандарины, елки, снег и бесконечные дорожные пробки, о которых — наш очередной видеообзор.

Они раздражают, они мешают, они приносят громадные убытки. С ними борются власти и эксперты — но, кажется, они непобедимы, особенно накануне новогодних праздников, когда все приходит в движение — и останавливается в пробках.

Как и многие обычные явления нашей жизни, дорожные пробки куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Похоже, что одолеть их получится только с массовым распространением беспилотных автомобилей и «интеллектуальных» систем управления дорожным движением.

В самом деле, возникновение пробок зависит не только от условий на трассе, но и от самой человеческой, несовершенной природы водителя. Взгляните на видеозапись знаменитого эксперимента, который японские ученые провели еще в 2008 г., показав, что даже при полном отсутствии перекрестков, препятствий или перегруженности трассы, люди начинают создавать пробку.

Подробнее причины возникновения пробок разобраны в простом и наглядном анимированном ролике научно-популярного канала CGP Grey. Объяснения даются на английском, но мы, как всегда, рекомендуем включить субтитры: искусственный интеллект, который когда-нибудь спасет нас от дорожных пробок, уже сегодня помогает с иностранным языком, генерируя субтитры моментально и автоматически.

Впрочем, ленивым найдется что посмотреть и на русском: о том же рассказывает получасовой документальный фильм «Технологии против пробок», вышедший весной на телеканале «Наука 2.0». Авторы даже провели несколько интересных и поучительных экспериментов на улицах Москвы и на гоночной трассе. Фильм рассматривает и те решения для борьбы с пробками, которые доступны уже сегодня, пока искусственный интеллект еще не готов опекать наши перемещения.

В самом деле, пока пришествия искусственного интеллекта на дороги не состоялось, строителям и урбанистам приходится обходиться старыми проверенными методами ускорения и упрощения дорожного движения. К 21 веку человечеством найдено немало вполне эффективных решений — и даже обычный крестообразный перекресток можно устроить совершенно по‑разному, добиваясь разной пропускной способности.