В конце лета в штате Висконсин проходит очень необычный авиасалон. EAA AirVenture Oshkosh — крупнейший в мире слет любителей «гаражного» авиастроения, который организует Ассоциация экспериментальных летающих аппаратов (Experimental Aircraft Association, ЕАА). Здесь дебютировали многие легенды малой и сверхмалой авиации, в том числе биплан Aviat Eagle II и легкий, но производительный Lancair — один из первых самолетов с композитным фюзеляжем.

Шоу продолжается с 1953 года. Энтузиасты, не скованные множеством правил и требований профессиональных конструкторов — да и сами профессионалы, любящие просто «оторваться» у себя дома — самые необычные самолеты и вертолеты, беспилотники и гиропланы, винтокрылы и махолеты, и аппараты, для которых вообще трудно найти подходящее название. Впрочем, все они летают, а некоторые и вовсе ничем не уступают своим собратьям, собранным на конвейере. Бизнес-джет Co50 Valkyrie даже можно приобрести по цене от 635 до 845 тыс. долларов, в зависимости от комплектации. Крошечный, но очень стильный самолет — первенец такой же крошечной компании Cobalt Airctaft, он способен разгоняться до 482 км/ч и преодолевать более 2500 км с пилотом и пассажиром на борту.

ICON A5 — разработка еще одного «домашнего» авиапроизводителя, американской ICON Aircraft. «Искусство встречает авивацию», — не без гордости описывает его веб-сайт ICON и, надо признать, ничуть не преувеличивает. А5 смотрится как изысканное произведение инженерного искусства, успел появиться в симуляторе Microsoft Flight и удостоился ряда престижных наград за дизайн, в том числе премии Red dot. Композитный фюзеляж со складывающимися крыльями и расположенный за кабиной единственный толкающий винт подходят и для полетов, и для плавания. Сверхлегкий гидросамолет выпускается с 2015 г. и не так быстр (до 176 км/ч), зато для рыбаков и просто любителей водного отдыха может стать настоящей находкой. Всего 189 тыс. долларов в базовой комплектации, или 257 тыс. — в максимальной.

В жанре беспилотников выступает EHang 184, созданный одноименной компанией из китайского Гуанчжоу. Их первым прорывным проектом стал «умный» дрон Ghostdrone 2.0, который впервые в мире продемонстрировал полет в режиме «аватара», с возможностью пилоту видеть мир с точки зрения самого беспилотника, словно паря в небесах. А на выставке CES в 2016 году был представлен и EHang 184, способный к полностью самостоятельному полету по заданному маршруту, включая взлет и посадку. Спроектированный с высокой надежностью, аппарат описывается как полноценное одноместное летающее такси, способное развивать до 100 км/ч и оставаться в воздухе до 23 минут.

Но, пожалуй, самый необычный экспонат нашей сегодняшней серии — демонстратор Project Zero, единственный в мире электрический конвертоплан, к тому же использующий пару отклоненяемых роторов. Единственный рабочий прототип для испытаний был собран в масштабе 1:3 итальянской компанией AgustaWestland в 2011 году и представлен публике в 2013-м. Роторы его скрыты в крыльях, что делает Project Zero настоящим гибридом самолета и вертолета, и в 2016 году разработчики пообещали, что полноразмерный аппарат получит более мощную гибридную двигательную систему взамен чисто электрической на прототипе, и сможет оставаться в воздухе до 45 минут.