Путь по рельсам: почему поезда не ездят в горку

Ландшафт подчиняется железной дороге: ей высоко — гору срывают или дырявят тоннелем, низковато — делают насыпь. На главном ходе Транссиба — 15 тоннелей, на параллельных — еще десяток (в том числе самый длинный, семикилометровый тоннель под Амуром). Почему поезда ходят только по прямой? Давайте разбираться.
Путь по рельсам: почему поезда не ездят в горку
Getty Images

Рельсы сделаны из стали, и колёса — тоже. Между двумя гладкими стальными деталями трение меньше, чем между шиной и дорожным покрытием. Оно даже меньше, чем между кожей и стеклом. Несмотря на это, сцепление между колесом и рельсой довольно серьёзно и позволяет поезду двигаться вперёд — всё потому, что огромная масса локомотива или вагона ложится на очень маленькую площадь соприкосновения колёс и рельс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы сдвинуть поезд с места, нужно приложить силу, способную преодолеть силу трения, вес поезда и аэродинамическое сопротивление. На плоскости это вполне выполнимо, и поезда развивают серьёзные скорости и тянут внушительные грузы. Но всё меняется, как только рельсы уходят в горку, даже не самую крутую.

Не прибегая к помощи рук, человек способен преодолевать уклоны в 75 градусов и даже чуть круче — правда, это даётся с большими усилиями. Автомобиль легко преодолеет 30-градусный подъём. Для поезда, едущего по гладким рельсам, максимум — пара градусов: на более крутых склонах распределение веса меняется, сила трения ослабевает, и колёса проворачиваются вхолостую вне зависимости от того, насколько большая сила толкает состав вверх.

Иногда даже маломощный паровой локомотив можно заставить прогуляться вверх по холму, просто увеличив массу вагона: такое часто проделывают на железнодорожных ярмарках. Балласт создаёт дополнительное трение и, разогнавшись, поезд иногда преодолевает небольшие подъёмы.

Нажми и смотри

Другой способ заставить поезд двигаться вверх — снабдить и рельсы, и колёса пазами и зубьями. Когда такой поезд едет по рельсам, он похож на две шестерёнки бесконечного радиуса. Самый крутой подъём зубчатой железной дороги Pilatusbahn в Швейцарии достигает 48%, и выглядит это очень впечатляюще:

Нажми и смотри
konstanzhoglo
konstanzhoglo 29 Ноября 2021, 11:42
У нас в городе трамвай идёт под гору под приличным углом градус 30 не меньше.
Alex null
Alex null 01 Августа 2021, 12:40
Ездил в Альпах по высокогорному серпантину. Подъем вверх напоминает многоуровневый гараж с несколькими тоннелями, прокалывающих гору на разной высоте. и все это выполнено с небольшим уклоном. Локомотивы имеют обязательный балласт, закрепленный как можно ближе к рельсам.
Oleg Zubkov
Oleg Zubkov 22 Октября 2019, 08:41
Ну допустим, но не было объяснено, почему тогда вниз поезд не может ехать? Наверное, надо было написать, что никакие тормоза не помогут и вся эта многотонная груда железа полетит с этого уклона, как фанера над Парижем. А то сказали про А и Б, а объяснили только А)
New Tone
New Tone 09 Ноября 2017, 08:06
Не путайте понятие тысячных, градусов и процентов! Автор все правильно написал. К примеру, уклон (или подьем) 40 тысячных - это прямоугольный треугольник, где катеты являются 1000, 40, а гипотенуза - это и есть тот самый уклон. Так же все и с процентами. Вы представляете себе подьем в 70 градусов? 90- это стена!
Ет Кемк
Ет Кемк 20 Августа 2017, 08:17
Не согласшусь с автором. Для железнодорожного траснпорта максимальные подъемы, которые могут быть преодолены, достигают 40 тысячных ("градусов", как выразился автор), а на предприятиях и того больше. Например, на Южном горно-обогатительном комбинате (г. Кривой Рог, Украина) уклоны достигают 45 тысяных, а возле Кутаиси на Закавказье уклон магистральной линии жд - 47 тысячных. В мире есть горные жд с уклонами до 90 тысячных. Это на существующих жд. Новые участки жд, еще припроектировании , делают не более 12-16 тысячных, для чего и используют исскуственные сооружения - тоннели, выемки и насыпи. Ибо чем больше уклоны тем больший сцепной вес необходим локомотиву, а значит хуже динамика поезда и проч. Но это уже друга история...