Кроме кранов, экскаваторов и самосвалов есть множество видов странных и удивительных машин: одни ломают, другие строят.

1. Тушевозы

Есть грузовики, на которых возят автомобили, есть такие, в которых перемещают танки, а есть тушевозы. В них, подвесив к крюкам на потолке, перевозят туши животных — свиней, коров, овец, да кого угодно.

Конструкторам тушевозов приходится решать непростую инженерную задачу — ведь, в отличие от всех других грузов, туши нужно подвешивать к потолку кузова. А значит, крыша должна быть очень крепкой, а вместе с ней и боковые стенки, которые поддерживают её, и днище, которое принимает нагрузку. Заботясь о крепости конструкции, важно не перестараться и не сделать машину слишком тяжёлой — иначе ресурса платформы не хватит на перевозку самого груза.

Туша отборной коровы весит 450 килограмм. Целиком её никуда не отвезёшь — туши распиливают на две, четыре, а иногда и шесть частей с предельной массой до ста килограмм, и подвешивают к стальным крюкам, приваренным или прикрученным к рельсам, идущим вдоль потолка. В дороге туши раскачиваются и создают дополнительную опасность заноса. Всё это, как и распределение веса, учитывается в конструкции кузова.

Кроме укреплений, массы добавляет и холодильное оборудование — туши нельзя перевозить при температуре выше -16 градусов.

2. Укладчики брусчатки

Знакомая каждому москвичу картина — «на Москве ложат новую плитку вместо той, что поклали вчера» — могла бы выглядеть иначе, будь в распоряжении у московских дорожных строителей машина-плиткоукладчик Tiger-Stone. Широкая гусеничная платформа медленно пятится назад; на ней сидят рабочие, которые выкладывают бруски покрытия на наклонную плоскость, по которой кирпичи ложатся на заранее подготовленную дорожную поверхность. С обеих сторон кирпичам не дают рассыпаться боковые направляющие.

Благодаря собственному весу кирпичей, давящих друг на друга, кладка получается ровной и без зазоров. Маленький погрузчик, следующий за машиной по уже выложенной дорожке, пополняет запас кирпичей. Пара сноровистых рабочих может за смену выложить 75−100 м2 дорожки; с Tiger-Stone у них получится не меньше 300 квадратных метров.

3. Машины для пересадки взрослых деревьев

Некоторые машины, как плиткоукладчик, упрощают ручную работу, а другие делают то, что сделать руками почти невозможно — например, пересадить взрослое дерево. Максимальная высота дерева зависит от длины ножей: в популярном ролике ниже датская машина вынимает из земли конус высотой больше двух метров, машины поменьше — например, навесные, несущие рамы которых можно закрепить на тракторе «Беларус», справляются сдеревцами поменьше — до метра-полутора при длине ножа до 120 см.

4. Шредер для деревьев

Если первая машина заботливо достаёт деревья из земли и переносит на новое место, то эта безжалостно их уничтожает. Это мульчер — измельчитель деревьев. Такие большие и мощные, как на видео, используют, когда надо быстро избавиться от леса — например, при прокладке просек для трубопроводов или линий электропередач. Измельчители поменьше называют шредерами и используют для измельчения отходов древообрабатывающего производства.

Если вы любите деревья, не смотрите: красавица-ель превращается в опилки меньше чем за минуту.

5. Разрушители

Такие машины заняты тем, что следует из названия. Их используют вместо обычной демонтажной техники, если здание сложно или опасно сносить — в районах с плотной застройкой, или если строение ветхое, а также там, где человеку быть нельзя — если существует опасность радиационного или химического загрязнения.

Самые маленькие роботы-разрушители весят 600 килограмм и легко проходят в дверные проёмы: такие работают в маленьких помещениях. Из рабочих инструментов встречаются гидромолоты, ковши, бетоноломы, клещи и измельчители; на большинстве моделей инструмент можно менять. Роботы-разрушители проектируются с расчётом на бесшумную работу, чтобы снос одного здания не мешал жителям соседних. Самые современные комплектуются камерами и системами 3D-позиционирования, которые пригождаются там, где нужно ломать очень аккуратно — например, если робот работает в опасной близости к высоковольтным линиям или действующим трубопроводам.