Искусственный интеллект: люди, которые сделали FaceApp

Искусственный интеллект: люди, которые сделали FaceApp

Вот уже который месяц мы отправляемся в Санкт-Петербург за героями «ПМ»: отсюда родом основатель компании Mel Science Василий Филиппов, здесь находится офис разработчиков World Of Warships и здесь живет Ярослав Гончаров — основатель Wireless Lab и разработчик приложения FaceApp, одного из самых популярных мобильных приложений в мире. Неслучайно команды из Санкт-Петербурга вот уже пять раз подряд побеждают на мировом чемпионате по программированию. О программировании, нейросетях и образовании мы и решили поговорить с Ярославом.

Ярослав Гончаров, как и другой наш герой, Василий Филиппов, учился в легендарной Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета, бывшей физико-математической школе-интернате № 45, участвовал во всероссийских олимпиадах, потом поступил в СПбГУ на матмех. Но увлечение программированием пришло гораздо раньше, и подтолкнул Ярослава к этому дядя, один из первых в России сертифицированных специалистов по Oracle. Еще в средней школе он подарил мальчику распечатанную на легендарном советском матричном принтере Robotron книжку «Язык программирования Си» Брайана Кернигана и Денниса Ритчи — библию программистов того времени. Папа Ярослава тоже поддержал увлечение сына, собрав ДВК-совместимый компьютер, который загружался с кассетного магнитофона. Ярослав начал писать на ДВК программы, главным образом игры.


Ярослав Гончаров

Город: Санкт-Петербург

Основатель и глава компании FaceApp

Окончил физико-математическую школу-интернат № 45 при СПбГУ, математико-механический факультет СПбГУ

Работал техническим директором компании SPB Software, главой департамента компании «Яндекс»

«Мне в некотором роде повезло: не было такого изобилия компьютерных игр и по телевизору нечего было смотреть, — вспоминает Ярослав. — Поэтому читал книжки и программировал. Смотрю сейчас на талантливых детей — им труднее, чем нам. Когда на iPad крутятся двадцать игр, трудно заставить себя встать и идти программировать».

Диалоговый вычислительный комплекс

К девятому классу у Ярослава уже была собственная коллекция довольно серьезных игр, в основном популярных в то время экономических. «Биржа», например. Играл с друзьями, продавать эти игры было невозможно. Ярослав был бы рад просто раздавать их, но кому? Интернета тогда не было, да и самих ДВК в стране было немного. У всех знакомых были Sinclair ZX Spectrum, и на «Синклерах» игры были круче, там даже джойстики были. Но Ярослав оставался верен ДВК: «Желание создавать что-то самому у меня с того самого времени. Когда ничего не было, а ты сделал, и оно появилось — это какая-то магия. Как в физическом мире что-то делать, только масштаб гораздо больше».

Матмех СПбГУ — известная кузница отечественных (да и западных) IT-кадров. Как и многие другие студенты, Ярослав Гончаров со второго курса уже трудился на полную ставку. Поработав в западных компаниях, в 2001 году он попал в легендарную SPB Software, которая одной из первых решила сосредоточиться на мобильных решениях и довольно скоро вышла в мировые лидеры. В 2004—2005 годах из десяти самых продаваемых программ для мобильных устройств больше половины приходилось на продукцию SPB Software, причем первые два-три места тоже были их. Компания была безусловным флагманом рынка Windows Mobile.

По работе Ярослав время от времени летал в США, и ему предложили сотрудничать с Microsoft. В то время у американской компании были лучшие технологии в области мобильных устройств. Гончаров остался там разработчиком на два года и как хобби-проект написал программу бота, который играл в покер. В этой программе Ярослав использовал первую нейронную сетку, которую в то время тестировал. Так и началось его увлечение этой разновидностью машинного обучения.

Но неправильные управленческие решения и выход iPhone стремительно переместили Microsoft из лидеров в аутсайдеры. «У Microsoft был реальный шанс стать Android, у них для этого было все, но они решили стать Apple и проиграли», — немного с грустью говорит Ярослав, который вернулся в Питер, в SPB Software. После перехода на Android компания продолжала оставаться успешной, и в 2011 году всю питерскую команду купил «Яндекс». Через некоторое время многие питерцы ушли оттуда, основав собственные компании.

Нейронные улыбки

Компания Ярослава называлась Wireless Lab и выпускала то, что у питерцев получалось лучше всего, — программы для мобильных устройств. «Моя идея была такая, — объясняет Ярослав. — Мы создаем небольшой инкубатор разных наукоемких мобильных продуктов, а какой-нибудь из них должен будет выстрелить». Несколько проектов Wireless Lab были связаны с новым увлечением Ярослава — глубинным обучением нейросетей. Гончаров размышлял так: какой тип информации станет самым важным в ближайшем будущем? Фото и видео. Судя по всему, скоро на смену Facebook и Twitter придет какая-то фотовидеосеть. Какие типы фотографий наиболее востребованны? Фотографии людей, если точнее, селфи. Что можно сделать в этой области такого, чего еще никто не делал? FaceApp. В этой программе нейронная сеть анализирует закономерности во внешности людей, после чего может создавать новые изображения, на которых человек выглядит иначе, например улыбающимся или состарившимся.

Приложение FaceApp позволяет сделать хмурого человека на фотографии улыбающимся, посмотреть, как он будет выглядеть в старости, а то и вовсе сменить его пол.

В итоге из всех разработок Wireless Lab FaceApp выстрелил первым: 40 млн скачиваний за несколько месяцев. Программа стала приложением № 1 для iPhone во многих странах (включая Россию, США, Великобританию, Францию, Германию). Все силы были брошены на FaceApp: когда у тебя продукт так летит, надо заниматься только им и не тратить время на другие проекты. Первую задачу программа выполнила: о Ярославе Гончарове, Wireless Lab и их потенциале уже знает весь мир. Вторая задача — создать продукт, на котором можно заработать, — сейчас решается. «Что это конкретно будет, я пока сказать не могу, — не хочет выдавать коммерческие тайны Ярослав, — но что-то связанное с улучшением фотографий». Специалисты, например, прогнозируют, что новые мобильные телефоны скоро будут делать селфи такого качества, что хоть на обложку Vogue. И без питерцев эта технология наверняка не обойдется.

Статья «Искусственный интеллект» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2017).
Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.