Мы вступили в век электротранспорта. И если электромобили пока массовыми назвать нельзя, то электроскутеры и электровелосипеды — самое что ни на есть настоящее. Протестировать велики мы попросили четырехкратного чемпиона по шоссейным велогонкам Юрия Амельхина.

В подавляющем большинстве электровелосипедов электромотор не основной двигатель: он лишь обеспечивает помощь при педалировании, то есть педали придется все-таки крутить вам. Если вы хотите, чтобы электричество делало за вас все, то вам нужен электроскутер.

Человек вместо ДВС

Большинство электровелосипедов представляют собой не очень глубокую переделку обычных великов. Самый простой способ — установить мотор-колесо, где элек--тро-двигатель и планетарный редуктор смонтированы на втулке. Классический пример — Klaxon Speedster. То, что это электровелосипед, можно догадаться только по увеличенной задней втулке, где прячутся бесщеточный электрический двигатель, датчик — анализатор вращения педалей, акселерометр, набор электроники и литий-ионный аккумулятор. Все это весит порядка 3 кг. Электромотор подключается лишь для преодоления подъемов или при резком ускорении. При такой схеме работы подзарядка от розетки не требуется: аккумулятор заряжается благодаря рекуперации при торможении, движении под уклон или просто во время спокойного движения по прямой. Почти гибридный автомобиль, только вместо двигателя внутреннего сгорания — человек.

Klaxon Speedster Klaxon Speedster Вес: 14 кг; Мотор: Zehus Bike+; Рама: Lugged steel-full chrome; Покрышки: Schwalbe Durano Plus 28 x 1 1/8.

Покатавшись на Speedster, я пришел к выводу, что в скором времени обычные велосипеды останутся только в спорте. Удовольствия от езды на электровелосипеде гораздо больше. Двигатель поможет в нужное время отдохнуть или преодолеть сложный участок дороги. Да и управление трансмиссией на электровелосипедах намного проще — это как «автомат» на автомобилях.

Две кнопки на руле

Более редкая схема реализована в Biomega OKO. Его задняя часть вполне классическая, если можно назвать классической восьмискоростную планетарную втулку Shimano Alfine и углеволоконную ременную передачу вместо привычной цепи. Электромотор встроен в переднюю втулку, а аккумуляторы интегрированы в верхнюю раму. По сути Biomega OKO — это электрический мопед: на нем можно передвигаться на электротяге, на руле вместо привычной для байкеров ручки газа расположены две кнопки — для повышения и понижения мощности электроассистента.

Погонять с горы

Еще одна схема основана на разработках компании Bosch, создавшей в 2011 году центральный электродвигатель, агрегированный с педальным узлом, — Bosch eBike Systems. Данная технология применяется чаще в горных велогибридах. Центральное расположение электромотора и батарей не ухудшает развесовку и не добавляет лишнюю неподрессоренную массу на переднюю и заднюю подвески, что особенно важно для даунхилла. В педалеприводной системе Bosch приходится все время крутить педали, мотор лишь ассистирует (но ассистирует мощно) при подъемах и нагрузках — это как раз то, что нужно любителям погонять с горы. На главной веловыставке Европы Eurobike 2017 почти каждый производитель горных велосипедов продемонстрировал электро-модели на базе решений Bosch.

Biomega OKO Biomega OKO Вес: 18,6 кг; Рама: Biomega carbon frame; Трансмиссия: SRAM automatic 2 speed; Тормоза: Shimano Deore hydraulic disc brake.

Настоящий Mercedes среди велосипедов — и по качеству изготовления, и по материалам, и по ощущениям от поездки. На нем без труда можно в комфортном режиме объехать всю Москву и не устать. Электромотор ассистирует незаметно и вступает в игру ровно тогда, когда это необходимо, — на подъемах.

Велосипед будущего

Все перечисленные решения - скорее электрические переделки обычных велосипедов. Гораздо интереснее Gocycle G3, который изначально разрабатывался как электробайк. Этот своеобразный айфон среди электровелосипедов заслуживает того, чтобы на нем остановиться подробнее. Придумал его британский инженер-дизайнер Ричард Торп, 25 лет проработавший в компании McLaren Formula 1. В 2002 году он ушел с работы и вплотную занялся проектированием своего велосипеда. Первая модель — G1 — увидела свет только через семь лет упорного труда, и сейчас Ричард выпускает третье поколение своих электровелосипедов — G3.

Сказать, что это складной велосипед, — значит ничего не сказать. Он складывается почти до размеров колеса, а колеса у него небольшие. Когда смотришь на коробку, трудно поверить, что внутри лежит полноценный велосипед. Он спроектирован специально для города, поэтому цепь спрятана в кожухе и никак не может испачкать брюки. Велосипед чем-то похож на Biomega OKO — и здесь на руле разместилось электронное переключение передач. С первого взгляда, кстати, можно и не догадаться, что перед вами электровелосипед: маленький, но мощный мотор на 250 Вт интегрирован во втулку переднего колеса, а довольно емкий аккумулятор — в раму из магниевого сплава. Трудно поверить, но масса G3 чуть больше 16 кг. В нем много интересных решений, которые будут вас долго удивлять. Например, вы не увидите традиционных тросовых приводов тормозов: они гидравлические и спрятаны в раму. Фантастически выглядит светотехника, выполненная в виде полосы светодиодов на руле, — такого нет даже на современных автомобилях. Но главное — как Gocycle ведет себя на дороге. Как писал британский журнал Electric Bike, «этот велосипед едет так же, как выглядит». А главный редактор журнала добавил: «G3 просто лучшее, на чем я когда-либо ездил».

Gocycle G3 Gocycle G3 Вес: 16,3 кг; Мотор: Gocycle 250 Вт; Трансмиссия: Patented Cleandrive Shimano Nexus 3-speed; Шины: Gocycle Performance Tyre.

Если не смотреть на цену, это лучший городской велосипед из всех, на которых я катался. Идеально подгоняется под любую комплекцию, легок в управлении и переноске, электроника четко работает. То, что это электровелосипед, понимаешь по той легкости, с которой крутятся педали, неважно, едешь по прямой или в гору. Ну а то, что при складывании он умещается в габариты колеса, делает Gocycle G3 просто чудом.

Статья «Электровозы» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2017).