Когда количество лайков и подписчиков легко переводится в деньги, возникает спрос на фейковые лайки и подписчиков. Сетевую популярность делают примерно так же, как магнитики на холодильник — и то, и другое производится на азиатских фабриках.
Как выглядят фабрики по производству лайков и комментов

В старом доме на камбоджийской границе стоит лист металла, украшенный 500 смартфонами. Каждый подключен к компьютеру. На складе хранится 35000 SIM-карт. Так выглядит обычная фабрика кликов — нелегальное предприятие, основной продукт которого — показатели популярности заказчика в интернете. Корреспондентам американского издания Motherboard удалось побывать на такой клик-фабрике и рассказать о том, как устроен этот бизнес.

Телефон ии симкарты поставляет в Тайланд китайская компания; китайцы же платят немаленькие деньги (4 тысячи долларов в месяц) обслуживающему персоналу фабрики. Перенести производство в Тайланд из Китая решили, по всей видимости, из-за выгодных тайских тарифов, а также потому, что купить SIM-карту без документов в Китае — большая проблема.

С этих смартфонов операторы фабрики создают фейковые аккаунты, которыми пользуются в основном для того, чтобы поднимать рейтинги сайтам, отдельным аккаунтам в соцсетях и платным мобильным приложениям. Тысяча фейковых подписчиков в Twitter или Instagram стоит не больше двадцати долларов.