«Летающий монстр»: как устроен сверхтяжелый экранолет

Более 90% товаров, которые нужно доставить на дальние расстояния, везут морем. Морские контейнерные  перевозки дешевы, но очень уж медленны.  Воздушные  грузоперевозки куда удобнее, но в разы дороже. Хорошо бы найти нечто среднее.
«Летающий монстр»: как устроен сверхтяжелый экранолет
Архив

«Работы по созданию сверхтяжелого экранолета, способного лететь как вблизи водной поверхности, так и на удалении от нее, начались в 2014 году», – рассказывает начальник отдела аэродинамики транспортных самолетов  Центрального  аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Альберт Петров. Компоновка аппарата, названного «тяжелый транспортный самолет интегральной схемы» (ТТС-ИС), была предложена инженером ЦАГИ Александром Крутовым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Экранолет
Двойной эффект аэродинамического экрана
При движении крыла на малой высоте над поверхностью на его нижней части увеличивается статическое давление – создается «динамическая воздушная подушка», увеличивающая подъемную силу. Кроме того, близость к «экрану» снижает негативное влияние концевых вихрей на основную часть крыла, уменьшая сопротивление. Оптимальным является полет на высоте, соответствующей 15–30% продольного размера крыла. Подъемная сила при этом режиме увеличивается примерно в 1,5 раза.

Масштабная модель супергрузовика уже прошла испытания в аэротрубе. Но впереди еще много работы. В настоящее время отсутствует один из главных элементов аппарата – мощный двигатель тягой в 50 тс. Для обеспечения экономичного полета с крейсерской скоростью до 500 км/ч должны быть использованы турбореактивные двигатели сверхбольшой степени двухконтурности или винтовентиляторные силовые установки. «Мы полагаем, что технически проект осуществим в начале 2030-х годов», – рассказывает Александр Крутов.

Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!

Экранолет
Аэродинамическое качество
Отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению летательного аппарата называется аэродинамическим качеством, или совершенством. Чем выше совершенство, тем эффективнее и экономичнее аппарат. У современных пассажирских и грузовых лайнеров этот параметр составляет примерно 15–20 единиц (например, у Boeing 747 он равен 17, а у Ан-225 – 19). Аэродинамическое качество экранопланов обычно выше вдвое. Теоретически, у наиболее совершенных экранопланов на высотах порядка 10–20% от хорды крыла оно может достигать 50–60 единиц.

Экранопланы, базирующиеся на воде, чувствительны к волнению на море. Кроме того, не каждый порт способен принять такой аппарат. Для ТТС-ИС этих проблем не существует. «Оптимальная высота полета ТТС-ИС выше восьми метров, так что никакие волны ему не страшны», – объясняет Петров. ТТС-ИС будет осуществлять межконтинентальные грузоперевозки и базироваться на сухопутных аэродромах, как обычный самолет.

protey
protey 21 Августа 2021, 17:21
Уже сто раз говорили о бесперспективности тяжелых экранопланов, нет опять кому то неймется ...
сергей доля
сергей доля 03 Января 2021, 22:09
Алексеев еще в СССР предлагал такой модульный агрегат большой вместимости и я восхищался полетом мысли этого человека. Молю все силы помочь воплотить идею в жизнь и лучше в форме летающего крыла без всяких заморочек
Елена Иванова
Елена Иванова 09 Мая 2019, 08:57
А обычные автомобили для начала делать не пытались? Или чтобы трубы не текли и сосульки не падали на голову. Сказок и мультиков в стране и без вас хватает.
Alex Alex
Alex Alex 06 Мая 2019, 07:31
Враг у тебя в голове
Александр Фадеев
Александр Фадеев 30 Апреля 2019, 19:24
Красавец! Самим надо производить а не клянчить у врага.
Vladimir Gorbunov
Vladimir Gorbunov 13 Апреля 2019, 10:20
"Каспийский монстр" почил в бозе,а теперь возвращаются к заезженной теме,хотя для российских просторов экранопланы просто находка в замену ненадёжных и дорогостоящих вертолётов! Как говорится,шило да мочало начинай сначала!
Ig Supra
Ig Supra 12 Апреля 2019, 21:16
А если попробовать использовать углепластик то возможно и меньшей тягой обойдется и раньше воплотить сможете экраноплан грузовой
Игорь Вершинин
Игорь Вершинин 09 Мая 2019, 09:48
Я вижу вы за справедливость? Если так то зачем цитаты резать в свою пользу?! "К о м п о н о в к а а п п а р а т а, названного «тяжелый транспортный самолет интегральной схемы» (ТТС-ИС), была предложена инженером ЦАГИ Александром Крутовым." Принцип экранолёта "придумал и создал" наверное гениальный, я не против, хотя не был знаком с этим человеком, но здесь говорится о конкретном аппарате...
Иван Петров
Иван Петров 12 Апреля 2019, 08:12
"предложена инженером ЦАГИ Александром Крутовым" таки все думали что экранолёт придумал и создал гениальный Алексеев, а оказывается патент у крутова
nikolai.arbaev
nikolai.arbaev 11 Апреля 2019, 14:22
Для грузового сверхтяжёлого экраноплана на сотни тысяч тонн груза , предложил бы свою технологию полёта на высоте от 5 до 10 метров ... (по безлюдной спецтрассе) с Москвы до Хабаровска по высоковольтной линии ЛЭП (10-110-220-500-750-1150) на мощных высоковольтных электродвигателях (двигатель гибрид) контактно и бес контактно на автопилоте от 600 до 1200 км/час .По спецтрасса может летать пассажирские самолёты со скоростью до 2200 км/час на сверхзвуковой скорости и военные на гиперзвуке , а справа и слева вертолёты , грузовые дирижабли и запускать в космос ракеты на гиперзвуке до 30 тыс. км/час и применят боевые лазеры при угрозе .
Дмитрий Кальянов
Дмитрий Кальянов 11 Апреля 2019, 12:38
В детстве я проводил лето в Каспийске, и каждый день имел счастье видеть каспийски экраноплан "Орлёнок", набирающий скорость на горизонте. А раз в неделю с диким грохотом в акваторию выкатывался "Лунь" и дефелировал перед отдыхающими своими фантастическими формами. Он и сейчас там стоит, на территории воинской части, на вечном приколе. Основное преимущество экранопланов - предельно низкая высота полёта над любой поверхностью, что позволяет экономить на топливе и быть незаметным для радаров (увы, это уже не актуально). И "Орлёнок", и "Лунь" могли подниматься на бОльшую высоту, чем минимальные 1.5 и 5м. соответственно. Идеальное применение им - Северный ледовитый океан, антарктика - неоднородные поверхности с экстремальными погодными условиями, либо поверхности со сложным ландшафтом, где РЛС их не достанет. Никто не будет спорить, что СССР в этих двух проектах провели громадную научно-исследовательскую работу и тестирование такого транспорта. Но подведём итоги: * Сегдня крылатые ракеты имеют большую дальность, поэтому идея ракетного экраноплана уже не актуальна * Современные РЛС могут увидеть гораздо дальше и ниже, чем это было в конце 80-х * Экранопланы сложно делать (и дорого) Исходя из всего этого делаю вывод, что экраноплан для перевозки контейнерных грузов - это пожалуй единственное, где их можно применить. У меня нет математических расчётов, но на мой взгляд, за счёт экранного эффекта можно минимизировать расход топлива при перевозе тяжёлых грузов. Т.е. что-то среднее между грузовым самолётом и баржей. Над пустынями, водой, болотами. Но если честно, у меня нет информации, что у бизнеса есть запрос на подобные услуги.
Сергей Зуев
Сергей Зуев 28 Апреля 2019, 15:19
До первого бревна подводные крылья работают.
Alexey Zharikov
Alexey Zharikov 10 Апреля 2019, 20:20
Cудно на подводных крыльях гораздо экономичнее. А доставлять контейнеры со скоростью 500 или 100 километров в час - большой разницы нет. То, что надо доставить быстрее 100 километров в час в контейнеры всё равно не загружают. При высоте волн 8 метров над ними как минимум бушует ураган - так что в такую погоду ни то ни другое всё равно доставлять контейнеры не сможет.